Напоминание

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ХОРА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДШИ

Автор: Гурова Евгения Юрьевна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ХОРА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДШИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент культуры и туризма города Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1 города Южно-Сахалинска»

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ХОРА, КАК СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ДМШ

Автор: Гурова Евгения Юрьевна

Преподаватель вокально-хоровых дисциплин

МБУДО «ДМШ № 1»

города Южно-Сахалинска

г. Южно-Сахалинск

2024 г.

ВВЕДЕНИЕ

Музыка

искусство,

обладающее

особенно

большой

силой

эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть

огромную роль в воспитании детей.

Совместное вокально-хоровое творчество – одно из наилучших средств

достижения этой высокой цели. Богатство песенного фонда, народного и

авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их

нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления

жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную

форму.

Одним из наиболее интересных и популярных в наши дни направлений

вокально-хорового искусства являются вокальные ансамбли и хоровые

коллективы.

Вокальный ансамбль и хор – это организованный коллектив певцов,

чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. В

таких коллективах каждое слово, каждый звук песни должны исполняться

всеми участниками вместе, одновременно, с одинаковой силой, эмоцией, в

едином темпе и ритме, агогике, что способствует созданию единства и

целостности

музыкально

художественного

образа

исполняемого

произведения. Коллективный характер ансамблевого пения корректирует

вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических

приемов пения и воспитания голоса. Техника звукообразования у солиста

или певца ансамбля, хора одинакова. Идентичны основные требования,

предъявляемые к их вокальному мастерству.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести: умение слушать

партнёра, вести диалог, взаимодействовать друг с другом, подчиняясь общей,

гармонически сбалансированной единой музыкально – образной драматургии

произведения. А также: владение навыками ансамблевого пения, певческое

дыхание, высокая вокальная позиция и чистое интонирование, дикция и

чёткая вокальная артикуляция, слышание мелодического и гармонического

строя, исполнение унисона и двух – трёхголосия, исполнения штрихов и

динамических нюансов.

Коллективная

работа

способствует

не

только

всестороннему

эстетическому

развитию,

но

и

формированию

нравственных

качеств

учащихся. Одно их задач педагога – создать комфортный, позитивный

микроклимат. Дружеский творческий коллектив не только помогает детям

обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Это, в свою очередь, поможет повысить уровень мотивации учащихся к

занятиям, а значит и повышать свой профессиональный уровень.

Особо

актуален

этот

вид

обучения

в

подростковом

возрасте

в

связи

с

определёнными изменениями в структуре их психики. К таковым следует

отнести ведущую роль интереса личности подростка - потребность в

общении, – прежде всего со сверстниками, а также способность к

абстрактному

мышлению,

повышенную

эмоциональность.

Все

эти

особенности

делают

подростков

восприимчивыми

к

ансамблевому

музицированию как виду совместной деятельности.

Широкое распространение вокальные ансамбли и хоровые коллективы

получили

в

системе

музыкального

образования

в

ДМШ.

Согласно

требованиям рабочей программы, вокально – хоровые ансамбли являются

обязательной

формой

работы

при

занятиях

учащихся

на

отделении

академического пения, где дети получают образование «Хоровое пение».

Основная цель в работе вокально – хоровых ансамблей – развить у

вокалистов музыкальность, гармоническое чутье, привить хороший вкус к

музыке и любовь к коллективному пению. Вокально-музыкальная культура

помогает детям формироваться культурными слушателями, способными

разбираться в качестве пения не только своих товарищей, но и вокалистов,

выступающих на профессиональных концертных и театральных площадках.

Многие из таких ансамблистов позже сами становятся руководителями

ансамблей и хоров, неся вокальную культуру в окружающую их среду.

В

условиях

музыкального

образования

и

воспитания

в

ДМШ

ансамблевое пение выполняет несколько функций:

1. разучивая

и

исполняя

произведения,

учащиеся

знакомятся

с

разноплановыми сочинениями, получают представление о музыкальных

жанрах, приемах развития, соотношении музыки и слова в вокальных

произведениях, осваивают некоторые черты народной и эстрадной музыки

и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов;

2. ансамблевое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся,

формирует

определенный

объем

певческих

умений,

навыков,

необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного

исполнения;

3. являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности

детей, ансамблевое пение развивает музыкальное мышление, общенаучные

навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память,

речь,

слух,

эмоциональный

отклик

на

различные

явления

жизни,

аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности;

4. содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка

позитивного отношения к окружающему миру через постижение им

эмоционально-нравственного

смысла

каждого

музыкального

произведения, через формирование личностной оценки исполняемой

музыки.

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают ансамблевое

пение с обучением игре на музыкальных инструментах, вокальные и хоровые

занятия служат одним из важных факторов развития слуха, музыкальности

детей, помогают развитию интонационных навыков, необходимых для

овладения исполнительским искусством на любом инструменте.

Работа

с

детскими

творческими

коллективами

подразумевает

следующие закономерности:

психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям,

стойкости внимания, уровня развития памяти;

социологические – зависимость каждого учащегося от всего коллектива;

коммуникативные – зависимость успешной деятельности коллектива от

взаимодействия коллектива и его руководителя;

организационные – зависимость результатов от работоспособности

занимающихся в коллективе, состоянии здоровья, расписания, времени

суток и т.д.

Особенностью и преимуществом данного педагогического опыта является

использование интегрированной системы традиционных и инновационных

образовательных технологий, а также авторских методик в организации

работы коллективной вокально – хоровой деятельности ДМШ №1:

креативная

педагогика,

целью

которой

является

формирование

у

воспитанников творческого стиля мышления. Личность, обладающая

креативным

мышлением,

выходит

на

самый

высокий

уровень

универсальный;

личностно – ориентированные технологии - результатом показателей

высоких

достижений

хорового

коллектива

является

приоритетное

развитие профессионализма каждого учащегося коллектива, а также

сотворчество вокального ансамбля с деятельностью преподавателя, что

обеспечивает

успешность

художественно

исполнительской

деятельности вокально - творческого коллектива в целом и формирование

индивидуальности,

инициативности,

индивидуальных

способностей,

развитие мышления и фантазии каждой личности;

технология

индивидуализации

обучения

-

позволяет

адаптировать

содержание,

методы,

формы,

темп

обучения

к

индивидуальным

особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении,

вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать

экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в

обучении.

развивающие

технологии

направлены

прежде

всего

на

развитие

природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них

общих, творческих и специальных способностей. Активно используются

музыкально - творческие игры, которые помогают в формировании ряда

умений и навыков, обеспечивающих высокую мотивацию, включение

детей в познавательную учебную деятельность.

технологии коллективной творческой деятельности. В основе технологии

лежат

такие

организационные

принципы

как:

социально-полезная

направленность деятельности детей и взрослых с выходом на конкретный

продукт, который можно фиксировать (концерт, фестиваль, конкурс),

сотрудничество детей и взрослых, при котором все члены коллектива

участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого

дела; а также романтизм и творчество (например, совместный поиск

нужный выразительных средств или сценических эффектов). Мотивом

деятельности детей в коллективно – творческой деятельности является

стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.

технология проблемно - поискового обучения - умение осуществлять

анализ, сравнение, способность эстетической оценки;

стилевой подход широко применяется в методике обучения детей

вокально – хоровому пению, нацелен на формирование у участников

вокального ансамбля осознанного стилевого восприятия музыкального

произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокально -

хоровых характеристик произведений;

системный подход направлен на достижение целостности и единства всех

составляющих компонентов образовательной музыкально - творческой

деятельности.

здоровьесберегающие технологии используются во всех возрастных

категориях. Особенностью занятий является опора на общие психолого–

физиологические особенности детей, организация разных форм занятий,

которые

препятствуют

развитию

переутомления,

способствуют

сохранению здоровья, его укреплению и развитию.

Рациональная

организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности,

частоту их чередования, насыщенность урока, смену позы, физические и

эмоциональные разрядки. Образно – эмоциональное объяснение нового

материала делает урок живым и интересным.

новые информационные технологии — это технологии, использующие

специальные технические информационные средства (компьютер, аудио,

кино, видео). Компьютер в классе вокального ансамбля и хор может

использоваться на всех этапах процесса обучения: при прослушивании

нового

музыкального

произведения

(возможность

посмотреть

и

послушать данное произведение в исполнении разных вокальных

ансамблей и вокалистов), анализе, сравнении; в течение всей работы (в

выборе

средств

выразительности,

ритмической

точности,

темпа,

динамики, интерпретации, образного сравнения); возможности видео –

аудио записи с целью видеть и слышать себя со стороны для доработки

завершающих моментов и подготовки к публичному выступлению.

Компьютер используется как источник учебной информации, как

наглядное

пособие

(качественно

нового

уровня

с

возможностями

мультимедиа и телекоммуникации), как помощник в домашней работе

ученика.

Выбирая образовательные технологии, преподаватель опирается на

общие психолого – физиологические особенности детей. В младшем

школьном возрасте активное использование игрового метода. В среднем –

технологии

развивающего

обучения

и

разноуровневого

обучения.

В

подростковый период – технологии развивающего, разноуровневого и

проблемного обучения.

Основными

принципами

организации

коллективной

творческой

образовательной деятельности являются:

учет индивидуальных особенностей, обучающихся – одно из главных

условий успешного обучения;

последовательность освоения учебного материала – от простого к

сложному;

принцип духовной направленности воспитания;

принцип самоактуализации;

принцип доверия и поддержки.

прицип

совместной

(учащиеся

и

преподаватель)

творческой

деятельности

1. Планирование и организация работы в вокально – хоровых коллективах

Исследуя вопрос планирования и организации работы в детском

вокально – творческом коллективе, преподаватель руководствуется, прежде

всего, на организационно – дидактические принципы: методическую

направленность обучения; расширение рамок хоровой репетиции путем

включения

хорового

сольфеджио,

ритмического

движения,

хорового

дирижирования, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке;

эмоциональную насыщенность репетиции; проблемное строение занятий,

активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей.

При

этом

одним

из

ключевых

моментов

на

занятии

становится

использование игр и игровых приемов. Причем это особенно актуально в

младшем

хоре.

Именно

в

детском

возрасте

создаётся

фундамент

музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в

будущем.

Важно

не

упустить

благоприятный

период

для

развития

музыкальных

способностей,

поощрять

желание

детей

петь,

а

также

необходимо помочь им делать это красиво и правильно.

За время моей педагогической практики сложились определённые

принципы и методы развития профессиональных знаний и навыков

учащихся-участников вокально-хоровых коллективов:

Грамотный

подбор

интересного

репертуара

с

подробным

музыкальным, стилевым, историческим анализом каждого исполняемого

произведения

Использование современного распевочного комплекса.

Интеграция

в

концертные

выступления

различных

шумовых,

звукоподражающих и театральных эффектов.

Игровые формы работы с младшими школьниками

Совместный творческий поиск необходимых выразительных средств

Обязательная рефлексия на всех этапах работы над произведениями на

уроках и выступлении

Привлечение учащихся старших классов в качестве помощников

хормейстера, руководителя (например, отработка партий)

Участие коллективов в концертно-конкурсной деятельности

Методы, приёмы и формы организации работы с младшими классами

на основе возрастных психологических особенностей.

Педагогический репертуар для младших коллективов (младший хор

«Весёлые нотки» и вокальный ансамбль «Светлячки») составляется с учётом

индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, их вокальных

возможностей, диапазона, тембра голоса, музыкальных способностей и

психологических особенностей. Учитывая то, что дети отличаются друг от

друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса,

навыками

в

певческом

и

музыкальном

исполнительстве

проводятся

индивидуальные занятия по вокалу. Для этого используется богатый опыт в

области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М.

Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного.

Начиная с 7 лет, дети привыкают не просто петь, а творить музыку.

Здесь привлекаются самые разные средства. Для успешного развития

вокальных навыков у детей, а также общей музыкальности, в построении

занятий необходимо включать специальные упражнения на развитие

ладового чувства, на развитие музыкально слуховых представлений,

упражнения на развитие чувства ритма, тембровой окраски, характере и

жанрах музыкальных произведений; музыкально – творческие игры на

развитие

музыкальных

способностей

с

использованием

элементов

драматизации, художественное слово, а также увлекательные рассказы,

слушание песен в записи исполнения детей.

В качестве главных педагогических методов избраны: метод стилевого

подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического

движения. Творческий метод используется как важнейший художественно —

педагогический

метод,

определяющий

качественно

-

результативный

показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто

сугубо своеобразное, неповторимое и оригинальное. Активно развивается

музыкальное мышление и фантазия ребёнка.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства

всех составляющих компонентов музыкально – образовательного процесса –

тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.

Метод импровизации и сценического движения - один из основных

компонентов образовательной программы. Умение держаться и двигаться на

сцене

одновременно

с

вокальным

исполнением

произведения,

раскрепощенность перед зрителями и слушателями – требование времени.

Использование

данного

метода

позволяет

поднять

исполнительское

мастерство на новый профессиональный уровень.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без

торопливости, постепенно расширяя диапазон. Важно использование при

этом только тех звуков, которые не вызывают напряжения ещё не

сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае нельзя перегружать

голос, пытаться петь громче, чем позволяют возможности ребёнка, иначе

можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем,

чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, подражая их

голосам, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет

трудно исправлять.

Вокальная работа с детьми от 7 до 10 лет

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще

прост по своей структуре, звук образуется при краевом колебании голосовых

связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования

звука остается небольшая щель по всей длине. Нервно-мышечное развитие

гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Чрезмерное

напряжение голоса может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание

связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

Диапазон детского голоса этого возраста в основном октава (до1, ре1 -

ре2), динамический диапазон также не велик (до mf). Приблизительно с 10-

летнего возраста голоса дифференцируются на высокие и низкие.

При правильном вокальном развитии процесс становления голоса

проходит плавно. В гортани развивается голосовая мышца, которая начинает

управлять всей работой голосовых связок. Голос приобретает большую

плотность и насыщенность, у девочек проявляется «индивидуальный» тембр

голоса, а у мальчиков в голосе появляется звонкость, серебристость.

При работе с младшей возрастной группой наиболее эффективными

методическими приемами являются игровые, так как дети младшего

школьного возраста отличаются преобладанием образных форм мышления,

эмоциональным

восприятием

действительности.

Они

не

способны

воспринимать логическую информацию в течение долгого времени, поэтому

руководитель вокального ансамбля должен чередовать усвоение музыкально-

теоретических знаний с игровыми формами вокально-хоровой работы.

Игровые элементы позволяют быстрее и легче формировать эстетические

потребности ребенка, стимулировать раскрытие его творческого потенциала.

В ходе игры дети активнее осваивают новый и трудный для понимания

материал, связанный с обучением музыкальной грамоте, запоминанием

музыкальной терминологии, приобретением вокально-хоровых навыков.

Такая организация репетиционного процесса развивает воображение и

наглядно-образное

мышление

детей

и

позволяет

добиться

точности

восприятия

и

адекватности

исполнения

музыкальных

произведений.

Используются имитационные игры, игры-фантазии (творческие игры),

соревновательные игры (конкурсы), стимулирующие развитие творческой

самостоятельности мышления учащихся. По моему мнению, применение

имитационной игры на хоровых занятиях позволяет воспитывать не только

творческую самостоятельность мышления учащихся, но приобретать и

совершенствовать их вокально-хоровые умения и навыки. Например,

универсальную по своим возможностям игру «Учитель и ученик» можно

рекомендовать использовать в разных видах. В ситуации, когда учащийся

становится «педагогом», резко обостряются его ощущения, восприятие, он

начинает мыслить, обращать внимание на детали, ускользающие от его

внимания, когда он является только учеником. Кроме того, занятия не

должны быть излишне продолжительными и утомительными.

В работе с вокальным ансамблем младшей возрастной группы

преподавателю необходимо следить за выравниванием гласных, спокойным,

мягким звукообразованием. При вялой атаке звука помогут упражнения на

staccato. Четкость согласных зависит от артикуляционной подвижности

языка. В работе над дикцией рекомендуются скороговорки.

Методы, приёмы и формы организации работы в старших классах.

Приёмы

развития

слуха,

направленные

на

формирование

слухового

восприятия и вокально-слуховых представлений:

слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью

последующего анализа услышанного;

сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

введение теоретических понятий о качестве певческого звука и

элементах музыкальной выразительности только на основе личного

опыта учащихся;

использование детских музыкальных инструментов для активизации

слухового внимания и развития чувства ритма;

повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться

выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального

инструмента;

подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу

учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

пение «по цепочке»;

моделирование высоты звука движениями руки;

отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы,

графика, ручных знаков, нотной записи;

настройка на тональность перед началом пения;

выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные

упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами

или вокализацией;

в процессе разучивания произведения смена тональности с целью

поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим

образом;

письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

выделение

звуков

из

гармонических

интервалов

и

аккордов

и

воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах

и т.п.

Вокальная работа с детьми от 10 до 14 лет

Если певческое воспитание учащихся идет правильно, то к 10-12 годам

голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют

«расцветом» голоса. После 12 лет в детском организме происходит

глубокая перестройка. Возникают изменения и в голосовом аппарате –

мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый. Для этих возрастных

групп характерно появление признаков, указывающих на происходящие

изменения в их организме. Рост голосового аппарата детей перестает быть

плавным, голос теряет яркость, сипит. Эти признаки наступающей мутации

появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно.

Важно тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить

этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

Педагогическая практика показала, что наиболее типичный диапазон

подростков: cопрано - до1 - ми2; альтов - ля бемоль, си малой октавы – до2.

Детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как, помимо общего

музыкального роста, пение в этот период способствует развитию голосового

аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Для второго

возрастного этапа характерно становление взрослого голоса на новой

физиологической

основе.

Эта

стадия

формирования

голоса

самая

продолжительная. При работе с детьми в этот период следует избегать двух

крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же, как

нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна,

так и другая крайности могут нанести существенный вред голосовому

аппарату. Поэтому наблюдение и развитие голосов в стадии мутации

является весьма ответственным моментом в работе педагога.

Коллективная

творческая

деятельность

особо

актуальна

в

подростковом возрасте в связи с определёнными изменениями в структуре их

психики. К таковым следует отнести ведущую роль интереса личности

подростка, потребность в общении – прежде всего со сверстниками, а также

способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все

эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому

музицированию как виду совместной деятельности.

Классические

методики,

которые

используются

при

реализации

образовательной деятельности, позволяют научить обучающихся слышать и

слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу,

владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические

зажимы. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть

неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей

психическими,

вокальными

и

прочими

особенностями

и

требует

всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам

их развития.

Принципы педагогического процесса:

принцип единства художественного и технического развития пения;

принцип гармонического воспитания личности;

принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством

пения, от простого к сложному;

принцип

соразмерности

нагрузки

уровню

и

состоянию

здоровья

сохранения здоровья ребенка;

принцип творческого развития;

принцип доступности;

принцип индивидуального подхода;

принцип практической направленности.

Методологические особенности формирования навыков вокально –

творческого мастерства участников вокального коллектива «Камертон» и

старшего хора «Гармония» основаны на современных и инновационных

образовательных технологиях:

технология развивающего обучения;

технология индивидуализации обучения;

личностно-ориентированная технология;

компетентностного и деятельностного подхода.

По способу организации педагогического процесса образовательная

программа

является

интегрированной,

т.к.

предусматривает

тесное

взаимодействие музыки, литературы, живопись. Комплексное освоение

искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект,

то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер

деятельности. При разучивании песенного репертуара применяются знания и

умения детей, полученные на уроках предметов гуманитарного цикла: на

уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно

читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на

уроках литературы – формируется начальное понятие художественного

языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы

художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства –

представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах; на

уроках истории – понимание важности каждого народа, ценности его

культуры и искусства. А руководитель вокально-хорового коллектива в

процессе работы над музыкальным произведением вместе с учащимися

должен собрать все эти детали воедино, чтобы создать музыкальный шедевр.

2. Основные педагогические принципы развития знаний и навыков

на уроках хора.

2.1. Современные комплексы распевок и вокальных упражнений.

У детей со скромными интонационными возможностями процесс

вокально-технической работы идет медленнее, здесь приходится больше

делать ставку на индивидуальный контакт, подбирая упражнения, в

который

участвует

вся

группа

вместе

и

обязательно

каждый

индивидуально. Например, упражнения в форме «Эхо», где звучат имена

каждого ребенка, или упражнения в форме «вопрос-ответ». Они заставляют

ребенка контролировать задание на протяжении всего упражнения, следить

не только за общим звучанием, мысленно его пропевая, но и осознавая

работу своих мышц. Здесь начинает работать принцип методики Г.

Стуловой «о коллективном характере обучения и учете индивидуальных

способностей ребенка».

Прекрасный результат дает использование «Фонопедического метода

развития голоса» В. Емельянова его координационно-тренировочный этап

происходит через игру, особенно в младшем вокальном ансамбле. Важно

найти образные сравнения, которые оказывают сильное эмоциональное

воздействие на сознание обучающихся. В результате дети с удовольствием

повторяют их неоднократно, учась управлять своими эмоциями и правильно

их выражать. В дальнейшем используются принципы методики по обучению

детей пению Г. Стуловой «Развитие детского голоса в процессе обучения

пению». Особенно, «принцип сознательности и творческой активности

учащихся».

Этому

способствует

песенный

материал

В.

Кирюшина,

специально

разработанный

для

детей

младшего

возраста,

поэтому

традиционно начинается работа с первоклассниками с его песен.

Песни В. Кирюшина помогают освоить чисто технические задачи:

постепенное

расширение

диапазона,

освоение

различных

штрихов

исполнения, различных нюансов в различных темпах. Одновременно

решается проблема чистоты интонирования, развития гармонического слуха.

И все это достигается через образно-эмоциональную работу с песней. В

процессе

работы

ясно

прослеживаются

принципы

«единства

художественного и технического развития» и «посильной трудности».

Целесообразно брать эти песни для разучивания на одном занятии, чтобы

научить детей анализировать, а так же чтобы не допустить утомляемости.

Кроме

целенаправленной

вокально-хоровой

работы

песни,

данные

в

сборнике, позволяют работать над постепенным усложнением образного

восприятия.

Уже с первого класса закладывается умение петь полифонию в виде

игры «догонялки». Это только упражнения, но здесь уже присутствует дух

соревнования. Дети стараются сосредоточиться, и удержать свою партию,

мысленно прослеживая движение мелодии по ступеням, а также помогая себе

движением руки. Обычно дети играют в эту игру с интересом, переносят ее

на игрушки и очень скоро добиваются хороших результатов, что вдохновляет

их на познание нового.

С годами выстраивается система и последовательность работы с

младшим

вокальным

ансамблем:

начиная

с

физической

подготовки

организма к пению, переход на упражнения с дыханием, после переход к

вокально-технической работе. Через примарные звуки в фальцетном режиме,

расширяя

интервалику

и

диапазон,

усложняя

задания,

гармонию

с

включением динамики, стараясь не выдерживать одно и то же задание более

чем на движение по восходящей, обратное движение – другое задание.

Обязательно включаются вокальные упражнения по сглаживанию регистров,

при этом ставится задача динамики, активизации дыхания, фразировки.

Работа с произведением начинается с настройки на его тональность.

Важный принцип работы с партиями – создание условий для постоянной

работы всех партий. Это интонирование партии вслух или беззвучное ее

пропевание с активной артикуляцией. Практикуется для самостоятельного

слухового контроля пропевание части фразы без звука, а потом включение в

общее звучание. Также пропевание партии всем ансамблем, хором, анализ

звучащей мелодии всем коллективом.

В структуру коллективного способа организации обучения входит и

индивидуальная

работа

ученика

с

учителем

на

уроке

вокала.

Индивидуальные занятия помогают активизировать интерес учащихся к

хоровым занятиям, способствуют проявлению их способностей.

Важная

особенность

обучения

единство

коллективных

и

индивидуальных интересов. Эта форма организации позволяет постоянно

каждому из учащихся брать на себя заботу о других, помогая освоить ту или

иную тему. Благодаря этому существенно меняются отношения в борьбе за

первенство в группе. Это позволяет каждому ребенку продвигаться со своей

собственной

скоростью.

В

значительной

мере

возрастает

значение

индивидуального подхода к каждому из ансамблистов, изучения его

интересов, стремлений, специфических черт характера (замкнутость или,

наоборот, активная коммуникабельность). В межличностном общении

приобретается

опыт

эмоционально-творческих

контактов

на

основе

взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие трех

культур: культуры композитора, явленной в вокальном произведении,

исполнительской культуры учащихся, профессиональной культуры педагога.

В

диалоге

трех

культур

развивается

музыкально

художественная

направленность личность, рождается оригинальный творческий продукт,

исполненный учащимися.

2.2. Формирование педагогического репертуара как средства развития

мотивации

Для работы с вокально-хоровыми ансамблями большое значение имеет

правильно подобранный репертуар. Для формирования личности ребенка,

воспитания его чувств и вкусов, репертуар поющих детей подобран на

высокохудожественном уровне, куда входят разножанровые произведения

русских и зарубежных композиторов-классиков, современных композиторов

и фольклор разных народов.

Репертуар

должен

отвечать

задачам

духовно

нравственного

воспитания личности ребёнка, музыкально-художественного воспитания и в

то же время доступен по вокально-техническому и исполнительскому

уровню

обучающихся.

Нравственное

воспитание

это

процесс,

направленный на целостное формирование личности ребёнка. В процессе

нравственного воспитания формируется чувство патриотизма, включающее

активность самой личности, моральные нормы и понятия, определяющие

жизненную позицию будущего взрослого. Патриотизм воспитывается путем

педагогического воздействия на все стороны личности учащихся, путем

организации их многосторонней деятельности.

В репертуар включаются произведения разнообразные по форме,

жанру, содержанию. При выборе произведения учитываются возрастные

особенности детского голоса: основные правила охраны детского голоса;

органичность и естественность пения.

Знакомство с вокальным произведением осуществляется, начиная со

словесной

установки,

которая

стимулирует

работу

воображения,

ассоциативное мышление, активизирует музыкальный слух. Также возможно

прослушивание записи или исполнение педагогом. Важным является

создание условий рождения собственного первого впечатления, понимания

музыкального текста. Анализ впечатлений помогает выявить возникшие

чувства через словесные высказывания. Необходимо, чтобы учащиеся

рассматривали ансамблевую партитуру в качестве послания времени,

послания композитора. При подготовке к прослушиванию педагог вместе с

учениками создает атмосферу эпохи. Традиционно использование сообщения

об историческом времени, особенностях музыкального стиля эпохи и

композитора. Педагогический опыт показал, что больший эффект в рождении

собственного

«прочтения»

музыкального

текста,

достигается

через

погружение в культурную эпоху и собственные вопросы учащихся. Для

развития музыкальной лексики исполнителя, способности сопереживания

музыки через слово использовались следующие задания: расскажите о своих

эмоциях

после

прослушивания

вокального

произведения,

опишите

настроение, которое вызвала музыка, изобразите состояние человека, которое

представлено в музыке, подберите стихи, близкие по духу произведения.

Выступления вокальных ансамблей записываются на видеокамеру,

имеются студийные записи, создается специальная фонотека, по которой

можно в дальнейшем судить о творческом росте коллективов. Хорошей

традицией является обсуждение каждого выступления с подробным разбором

успехов

и

недостатков.

Оценка

успехов

детей

проводится

дифференцированно,

больше

поощряются

старание,

добросовестность,

упорство и активность ребенка в работе, его продвижение. Разбор всегда

проходит в доброжелательном, дружеском тоне, тогда никто в коллективе не

обижается, а, наоборот, у всех растет желание стать лучше, петь лучше.

2.3. Игровые приемы в вокально-хоровой работе с детьми

Игра имеет исключительное значение для воспитания ребенка. В

дошкольном детстве игра является ведущей деятельностью, способствуя

дальнейшему развитию детей, становлению их учебной деятельности.

Действительно, как доказали психологи, педагоги Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев,

Д.В.

Менджерицкая,

А.П.

Усова,

Д.Б.

Эльконин,

Г.П.

Щедровицкий, О. Газман и мн. др. ученые, игры обладают значительным

развивающим потенциалом. Назовем несколько качеств игры, наиболее

способствующих развитию творческой самостоятельности детей в учебном

процессе:

- игра вызывает необходимость общаться, думать, принимать решения,

нести ответственность за себя и за других. Действительно, проведение игры

немыслимо

без

взаимного

общения.

Используя

игру

в

общении

с

воспитанниками, педагог меняет традиционную расстановку ролей в учебном

процессе и делает каждого обучающегося активным его участником –

думающим, анализирующим, инициативным;

- игра развивает творческий потенциал детей. Так, при использовании

игр, как констатирует В.А. Сластенин, осуществляется переход учебной

деятельности в учебно-творческую, поскольку при этом используются

резервные возможности и творческие способности учащихся, а их

мыследеятельность освобождается от стереотипов.

И

ученые,

и

педагоги-музыканты

знают,

что

естественная

потребность в общении с искусством изначально заложена в каждом

ребенке. Однако обыденность, штамп и информация, не выходящая за

рамки привычного житейского опыта ребенка, постепенно «убивают» эту

потребность.

Игра

и

становится

непринужденным

способом

проникновения в мир музыкального искусства, творчества.

Во-первых, следует учитывать, что игра вообще – это синтетический

вид деятельности, куда входят различные искусства (музыка, литература,

изобразительные жанры и т.п.). Так, художественный образ в любой игре

развивается во времени и передается с помощью сочетания и чередования

средств музыкальной выразительности разных видов искусств. В то же

время, в музыкальные игры входят и более специфические виды

деятельности (музыкально-ритмические движения и навыки, музыкально-

дидактические

игры,

выразительные

движения

и

т.п.).

Например,

музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые

проявления, так как ребенок действует сознательно, выполняя под музыку

поставленные перед ним задачи, тем самым развивая свои волевые

качества.

Говоря о значении игр в обучении учащихся-музыкантов, Л.А.

Москаленко отмечает, что «…дидактическая значимость игры значительно

шире ее конкретно-дидактических целей». Связано это с тем, что в

процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления –

«способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям,

обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение» [6, 75].

Таким образом, можно смело утверждать, что игра позволяет

учащимся выявить собственные творческие возможности, о которых они

зачастую и сами не подозревают и развить, лишь повышая мотивацию к

учебной деятельности. Примеры игр в приложении к данной работе

(Приложение 1)

2.4. Концертно-конкурсная деятельность

Внеклассная деятельность учащихся школы искусств – это сложнейшая

система взаимодействий педагогов, учащихся и их родителей. Она призвана

осуществлять глубокую связь и интеграцию учебных занятий, и внеурочную

жизнь детей, разнообразную деятельность и общение вне занятий. Дополняя

образовательную

программу,

внеклассные

мероприятия

усиливают

продуктивность

учебно-воспитательного

процесса,

помогают

более

эмоционально воздействовать на учащихся и развивать их творческие и

личностные качества. Именно общешкольные мероприятия обеспечивают

возможность для осуществления более тесной связи и общения между

учащимися разных классов, встречающихся в условиях благоприятной

эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и

духовных потребностей.

Целью таких мероприятий является создание условий для творческой

самореализации личности ребенка.

Что даёт ребёнку участие в музыкальном состязании?

Во-первых, это возможность совершить за определённый промежуток

времени большой рывок в своём творческом развитии. Ведь подготовка к

конкурсу - это время максимальной концентрации душевных, физических и

творческих сил, которые необходимо отдать для достижения цели.

Во-вторых, любой концерт или конкурс – это большой опыт. Это

касается и собственного выступления на новой сцене, перед совершенно

незнакомой аудиторией, и прослушивания других выступлений. В течение

конкурса или концерта участники прослушивают огромное количество

музыки! Дома никогда не найдёшь столько времени для многочасового

погружения в музыкальное пространство записей произведений. Такие

прослушивания

полезны

и

необходимы

для

проведения

анализа

исполнительского мастерства других коллективов, сравнения их со своими

возможностями и достижениями на данный момент, обогащение новыми

идеями. На конкурсе можно составить свое профессиональное мнение и дать

оценку

каждому

музыканту

-

участнику

с

разных

точек

зрения:

музыкальности, технической подкованности, индивидуальности, чувства

стиля и т.д. и т.п.

В-третьих, на международном музыкальном конкурсе представляется

уникальная возможность не только показать себя, но и познакомиться с

видными деятелями культуры, известными музыкантами, с которыми

впоследствии может сложиться профессиональное сотрудничество!

На конкурсах, как и в самой жизни, человеку приходится встречаться

лицом к лицу с несправедливостью, с «подводными течениями», с

предвзятым отношением, с поражением, но вместе с тем есть шанс быть

услышанным и оцененным справедливо настоящими профессионалами

своего дела и стать победителем [].

Развитие творческой активности обучающихся оказывает влияние на

качество вокально-исполнительской деятельности, которое проявляется в

оригинальности

создаваемых песенных образов, концертных номеров,

результатах

конкурсной

деятельности.

Кроме

того,

способности

обучающихся активно реагировать на новые идеи, появляющиеся по ходу

работы над песенным материалом, переключение с одного вида деятельности

на другой, применение своих возможностей в различных видах деятельности

свидетельствовали

о

гибкости

их

творческих

проявлений,

успешной

социальной адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития общества музыкальное искусство

продолжает оставаться одним из средств разностороннего развития детей:

музыкально – творческого и личностного. Исполнение музыки при помощи

певческого голоса – одно из главных духовных творений человека, столь же

разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого

голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.

Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие

образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка –

оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и

природное. Поющий, прежде всего, преображает себя самого: постигает свой

внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным

переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение

обладает необычайно сильным свойством – образовывать человека как

такового.

Человека,

который

может

думать,

внимать,

постигать,

поддержать...

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из

важнейших

средств

нравственного

и

эстетического

воспитания

подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми

различного возраста. Без должной вокальной подготовки невозможно

привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает

вопрос о мотивации ребят к изучению вокально-хорового искусства.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие

школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самого младшего

возраста.

А

потому,

создавая

мотивирующую,

творческую

среду

преподаватель

не

только

даёт

возможность

не

только

стать

профессиональными

музыкантами,

но

и

полноценными,

культурными

членами общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования М.: Академия, 2002

2. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные

противоречия и пути их преодоления: учебное пособие Тамбов, 2002

3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред. М. Г.

Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987

5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Ростов

н/Д: Феникс, 2008

6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / М.:Музыка, 1968

7. Емельянов

В.В.

Фонопедический

метод

формирования

певческого

голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. -

Новосибирск, Наука, 1991

8. Жданова Т. А. Элементарное дирижирование в младшем хоре -

эффективный метод активизации учебного процесса / М.: Музыка ,1981

9.

Живов В. Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика /М.:

Владос, 2003

10. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /

М: Знание 1989

11. Красильников, И. М. Современные тенденции и противоречия развития

музыкальной культуры и образования / И. М. Красильников // Музыка в

школе. – 2000 – №1

12. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие под ред. Л. В. Школяр.

– М.: Академия, 2001

13. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке / М: Владос, 2003

14. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

15. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 1997

16. Соколов В. Г. Работа с хором: учеб. пособие для муз. училищ / М.:

Музыка, 1983.

17. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио: метод. пособие для детских хоровых

студий и коллективов / Г. А. Струве. – М.: Музыка, 1988

18. Стулова Г. П. Акустика -физиологические основы вокальной работы с

детским хором: учеб. пособие М.: Классик -стиль, 2005

19. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению: учеб. пособие М.,

1988

20. Чесноков П. Г. Хор и управление им / М.,1961.

21. Шереметьев

В.А.

Принципы

чистого

интонирования

хорового

многоголосия Челябинск,2002

22. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного

обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1995

Приложение 1

Игры-фантазии называют творческими за свободное и импровизационное

течение игровой деятельности. Мотивацией игр-фантазий становится увлекательный

процесс совместного творчества и свобода действий. К играм-фантазиям можно

отнести: сочинение историй, разных ритмов, музыкальных портретов. В ходе такого

«придумывания» развивается воображение, слуховая, образная сферы детей, их

мышление в целом.

Как считают О.М. Плотников, Л.А. Андреева, имитационные игры и игры-

фантазии иногда можно провести как соревновательные игры или конкурсы. Это

содействует возникновению атмосферы азарта, волнения на уроке. Однако педагог

должен помнить, что конкуренция, лежащая в основе конкурса, не всегда помогает

творческому раскрепощению учащихся. Некоторые дети избегают участвовать в

соревнованиях, которые, в силу личностных психических особенностей, сковывают их

творческую мысль.

Моя собственная хормейстерская практика убедительно доказала успешность

такого имитационного игрового приема, как использование детского элементарного

дирижирования, помогающее учащимся не только успешно анализировать хоровое

произведение при изучении средств музыкальной выразительности, но и освоить

различные вокально-хоровые навыки.

На первых порах дирижер может предложить детям самим показать рукой

знаки «внимание», «дыхание» и «вступление». Такой прием особенно необходим,

когда вступление разрозненное, кто-то из поющих спешит или запаздывает. Учащиеся

воспринимают свой показ как некую увлекательную игру («сами собой управляем»), в

результате активизируется их внимание и интерес к хоровому пению. Хористы во

время исполнения довольно смело смогут показывать себе жестом смысловые

ударения (на интуитивном уровне), протяженность наиболее долгих звуков и два

элемента окончания пения. Движения рук певцов могут отмечать и мелодический

рисунок фразы в ритме.

Новый вид игровой деятельности в детском хоровом коллективе – замена

руководителя маленькими хористами. Можно вызвать поочередно двух или трех

учащихся и попросить выступить их в роли дирижера. Сначала пусть это будет лишь

просьба правильно показать дыхание с задержкой. Затем можно приступить и к показу

момента начала пения. Дети с интересом относятся к показу своих друзей, т.к. любой

может оказаться на их месте. При управлении хоровым исполнением мы позволяем

«начинающим дирижерам» делать разнообразные движения, предупреждая о том, что

все эти жесты должны быть понятны хору.

Хоровой коллектив, анализируя деятельность «дирижеров», отмечает, что

удалось передать в жестах, а что нет, у кого из них хор звучал лучше. При этом надо

стремиться обращать внимание детей не на то, кто продирижировал более красиво, а

на то, у кого из начинающих «дирижеров» хор пел лучше. Тем самым хористы

приучаются анализировать качество жестов с точки зрения точности, выразительности

показов, а не степень их красивости.

В

качестве

творческих

игровых

упражнений

можно

использовать

разнообразные ритмические движения. Например, можно предложить детям во время

пения или слушания исполнять хлопки, приседания, притопы, удары по коленям,

наклоны головы, взмахи и многое другое. Такие занятные игровые задания очень

нравятся учащимся младших классов. С помощью различных движений дети с

удовольствием

стараются

отобразить

знакомые

средства

музыкальной

выразительности – сначала всем хоровым коллективом, затем можно предложить

действовать группами поочередно, далее одновременно двумя или тремя группами,

подводя к элементарной полифонической форме (канону).

Все эти упражнения способствуют не только раскрепощению развитию

координации детских движений, но и развитию слухового внимания учащихся,

творческому отношению к дисциплине.

Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать такой прием

исполнения песни, при котором часть хора поет мелодию, а другая, отстав на один-два

такта, каноном отхлопывает ее ритм в ладоши (как с пением, так и без пения). При

этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Как показал наш опыт,

этот прием, используемый нами на этапе подготовительной работы к исполнению

канона, способствует активизации и распределению внимания, очень увлекает детей.

Стимулирует интерес учащихся как младшего, так и среднего школьного

возраста простая игра в «Ритмическое эхо». Суть игры в том, что руководитель

отмечает хлопками разнообразные ритмические рисунки. Хористы, прослушав их,

стараются точно повторить эти ритмические фигуры как эхо. В более продвинутых

коллективах с учащимися старшего школьного возраста это творческое задание можно

усложнить: дирижер прохлопывает ритм, не делая пауз, а хористы, отставая на такт,

повторяют его каноном. Выполняя это трудное упражнение, учащиеся должны

одновременно отмечать хлопками ритм и воспринимать звучащий в это время

ритмический рисунок. Применение такого задания на хоровых занятиях значительно

облегчает

дальнейшую

работу

над

произведениями

полифонической

формы

изложения, многоголосием.

Интересен игровой прием, заключающий в перемежающемся пении то

хормейстера, то хора. Дирижер может начать фразу, а в определенный момент ее

подхватывают хористы. Для показа учащимся момент их вступления руководитель

коллектива может использовать разные способы: дирижерский жест, внезапное

прекращение пения, громкий аккорд фортепиано, хлопок и т.д. В процессе

репетиционной работы над разучиванием хорового произведения применение данного

игрового приема активизирует детское внимание, улучшая певческую интонацию и

пробуждая неподдельный интерес к хоровым занятиям.

Наша методическая «копилка» игровых методов постоянно обогащается

разными приемами подобного типа Ю.Б. Алиева, В.В. Емельянова, Г.А. Струве.

Приведем несколько примеров игровых приемов из опыта работы этих замечательных

педагогов.

Суть игры «Музыкальная команда» в том, что «музыкальная команда» из

шести-восьми ребят вызывается на середину комнату перед всем хором. Руководитель

поочередно бросает мячик каждому из участников команды и одновременно поет

попевку или начало какой-то фразы из знакомой песни. Учащийся, кому бросили мяч,

обратно отсылает его руководителю и повторяет мелодию. Затем игра продолжается

со следующим ребенком с новой попевкой. Остальной хор решает, насколько

правильно отвечают участники команды. После всех «ответов» подсчитывается число

очков, заработанных «музыкальной командой». Далее эту команду сменяет другая с

новыми участниками. В дальнейшем можно усложнить правила игры. Уже поются

короткие мелодии без слов, но с названием нот, причем эти попевки должны быть

интонационно незавершенными. Один учащийся повторяет за руководителем эту же

мелодию, а другой хорист должен ее продолжить и завершить устойчиво. Игра

достигает своей кульминационной сложности тогда, когда вместо педагога роль

ведущего по очереди выполняют наиболее способные дети. При этом учащиеся само

могут придумывать попевки как с текстом, так и с названием нот.

По правилам игры «Живые ноты» хор делится сначала на три, а затем на

четыре и даже пять групп – «нот». Каждая группа поет только один звук. Например,

если составлено три группы, то одна из них поет «до», другая – «ре», а третья – «ми».

Один хорист становится дирижером, который будет руководить «нотами». От него

зависит, в какой очередности будут звучать «ноты». Следует чаще менять дирижера,

чтобы каждый хорист мог иметь возможность побывать в роли дирижера. Также

меняются и группы детей, поющие те или иные звуки, чтобы каждая группа могла

тренироваться не только пении устойчивых звуков «до» и «ми», но и более трудного

неустойчивого «ре». Также можно попробовать спеть одновременно два, а затем три

звука в разной последовательности.

«Уши – назад!» - этот игровой прием, предложенный В.В. Емельяновым, может

значительно улучшить качество интонирования. В процессе хорового пения учащиеся

по команде руководителя хора: «Уши назад!» прикладывают к ушам спереди ладоши,

в результате чего они начинают лучше слышать пение хористов, сидящих сзади.