Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественными промыслами"

Автор: Тимошенкова Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественными промыслами"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через

ознакомление с художественными промыслами»

Тимошенкова Ольга Евгеньевна - воспитатель МАДОУ «Детский сад № 70»

города Нижнего Новгорода, Нижегородская область

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении,

неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Евгения Александровна Флерина

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули

на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к

своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в

развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей

дошкольного

возраста

с

национальным

и

региональным

культурным наследием,

и

историей

страны, края.

В

настоящее

время

рушатся

традиции,

передаваемые

веками.

У

детей

слабо

развит

познавательный интерес к народной культуре, к её истории. Родители практически не покупают

народные игрушки и изделия народных промыслов. Многовековой опыт человечества показал

важность

приобщения

детей

к

культуре

своего

народа,

поскольку обращение

к

отеческому

наследию

воспитывает

уважение,

гордость

за

землю,

на

которой

живёшь.

Поэтому

детям

необходимо знать, изучать культуру и традиции своих предков. Исходя из этого, встаёт острая

необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Тема декоративно – прикладного искусства, несомненно, привлекательна для детей, как все

творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, это

приобщение

детей

к

истокам

русской

культуры,

традициям

и

изобразительному

искусству.

Хочется

отметить,

что

декоративно-прикладное

искусство

одно

из

средств

эстетического

воспитания детей. Одним из важных направлений работы является ознакомление детей с народной

декоративной росписью Нижегородского края, чтобы показать ребенку, что наш Нижегородский

край славен своими умельцами, мастерами.

Поэтому

и

возникла

необходимость

в

духовно-нравственном

воспитание

старших

дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области, приобщение

детей к истокам русской культуры.

Одним из условий успешного решения данного направления является создание развивающей

предметно-пространственной

среды,

которая

способствует

накоплению

информации,

о

художественных промыслах Нижегородской области. В группе создан мини -музей. Музей – не

традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только

можно, но и нужно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Кроме

предметов декоративного творчества в мини-музее представлены: стихи, загадки, частушки о

2

народных промыслах; тематические альбомы по разным видам росписей, дидактические игры;

книжки – малышки.

Воспитание патриотизма реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском

саду. В процессе: режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной

работы.

Работа с детьми (беседы о народных промыслах, просмотр презентаций, дидактические игры,

оформление

выставок

по

русским

народным

промыслам,

изготовление

игрушек,

поделок,

рисунков, чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок и др.)

Беседы с просмотром презентации: «Народные промыслы Нижегородской области», «Золотая

хохлома», «Городец-город мастеров», «Семеновская матрешка», «Полохов – Майдан»;

Интерактивные игры: «Хохлома», «Семеновская матрешка», «Городец»;

Квест-

игры:

«Путешествие

в

город

мастеров»,

«Путешествие

по

городам

Нижегородской

области»;

Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в художественный музей», «Мастерская народных умельцев»

Фольклорные праздники: « Нижегородская ярмарка», «Город мастеров»;

Творческая мастерская – выставка рисунков «Золотые руки мастеров», «Творим, конструируем,

мыслим»; изготовление книжек- малышек, изготовление городецких дощечек.

Работа с родителями (круглый стол, мастер- класс по изготовление шкатулок, организация

совместных тематических выставок, папки – передвижки, экскурсии)

Круглый стол «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление

детей с промыслами Нижегородской области

Мастер-класс

для

родителей

«В

гостях

у

народных

умельцев

Нижегородской

области»

(изготовление хохломских тарелочек)

Организация совместных тематических выставок: «Весёлый Городец», «Ой, да мы матрёшки!»

Папка – передвижка «Духовно – нравственное развитие детей»

Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества.

Как

итог,

дети

познакомились

с

народными

промыслами,

их

особенностями

и

средствами

художественной выразительности: золотая Хохлома, веселый Городец, русская матрешка.

Дети

стали

обращать

внимание

на

красоту

окружающих

предметов

народных

промыслов,

правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие.

Воспитанники стали

проявлять самостоятельность в

подборе

изобразительных материалов,

в

продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку.

Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности.

Дети

стали

активнее

и

свободнее

отражать

свои

впечатления

от

общения

с

предметами

декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности.

Произведения народного творчества пробудили в детях яркие представления о Родине, о ее

культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.