Автор: Тимошенкова Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественными промыслами"
1
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через
ознакомление с художественными промыслами»
Тимошенкова Ольга Евгеньевна - воспитатель МАДОУ «Детский сад № 70»
города Нижнего Новгорода, Нижегородская область
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении,
неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Евгения Александровна Флерина
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули
на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к
своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в
развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей
дошкольного
возраста
с
национальным
и
региональным
культурным наследием,
и
историей
страны, края.
В
настоящее
время
рушатся
традиции,
передаваемые
веками.
У
детей
слабо
развит
познавательный интерес к народной культуре, к её истории. Родители практически не покупают
народные игрушки и изделия народных промыслов. Многовековой опыт человечества показал
важность
приобщения
детей
к
культуре
своего
народа,
поскольку обращение
к
отеческому
наследию
воспитывает
уважение,
гордость
за
землю,
на
которой
живёшь.
Поэтому
детям
необходимо знать, изучать культуру и традиции своих предков. Исходя из этого, встаёт острая
необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.
Тема декоративно – прикладного искусства, несомненно, привлекательна для детей, как все
творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, это
приобщение
детей
к
истокам
русской
культуры,
традициям
и
изобразительному
искусству.
Хочется
отметить,
что
декоративно-прикладное
искусство
–
одно
из
средств
эстетического
воспитания детей. Одним из важных направлений работы является ознакомление детей с народной
декоративной росписью Нижегородского края, чтобы показать ребенку, что наш Нижегородский
край славен своими умельцами, мастерами.
Поэтому
и
возникла
необходимость
в
духовно-нравственном
воспитание
старших
дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области, приобщение
детей к истокам русской культуры.
Одним из условий успешного решения данного направления является создание развивающей
предметно-пространственной
среды,
которая
способствует
накоплению
информации,
о
художественных промыслах Нижегородской области. В группе создан мини -музей. Музей – не
традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только
можно, но и нужно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Кроме
предметов декоративного творчества в мини-музее представлены: стихи, загадки, частушки о
2
народных промыслах; тематические альбомы по разным видам росписей, дидактические игры;
книжки – малышки.
Воспитание патриотизма реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском
саду. В процессе: режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной
работы.
Работа с детьми (беседы о народных промыслах, просмотр презентаций, дидактические игры,
оформление
выставок
по
русским
народным
промыслам,
изготовление
игрушек,
поделок,
рисунков, чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок и др.)
Беседы с просмотром презентации: «Народные промыслы Нижегородской области», «Золотая
хохлома», «Городец-город мастеров», «Семеновская матрешка», «Полохов – Майдан»;
Интерактивные игры: «Хохлома», «Семеновская матрешка», «Городец»;
Квест-
игры:
«Путешествие
в
город
мастеров»,
«Путешествие
по
городам
Нижегородской
области»;
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в художественный музей», «Мастерская народных умельцев»
Фольклорные праздники: « Нижегородская ярмарка», «Город мастеров»;
Творческая мастерская – выставка рисунков «Золотые руки мастеров», «Творим, конструируем,
мыслим»; изготовление книжек- малышек, изготовление городецких дощечек.
Работа с родителями (круглый стол, мастер- класс по изготовление шкатулок, организация
совместных тематических выставок, папки – передвижки, экскурсии)
Круглый стол «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление
детей с промыслами Нижегородской области
Мастер-класс
для
родителей
«В
гостях
у
народных
умельцев
Нижегородской
области»
(изготовление хохломских тарелочек)
Организация совместных тематических выставок: «Весёлый Городец», «Ой, да мы матрёшки!»
Папка – передвижка «Духовно – нравственное развитие детей»
Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества.
Как
итог,
дети
познакомились
с
народными
промыслами,
их
особенностями
и
средствами
художественной выразительности: золотая Хохлома, веселый Городец, русская матрешка.
Дети
стали
обращать
внимание
на
красоту
окружающих
предметов
народных
промыслов,
правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие.
Воспитанники стали
проявлять самостоятельность в
подборе
изобразительных материалов,
в
продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку.
Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности.
Дети
стали
активнее
и
свободнее
отражать
свои
впечатления
от
общения
с
предметами
декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности.
Произведения народного творчества пробудили в детях яркие представления о Родине, о ее
культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.