Автор: Каратнюк Нина Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческого мышления и воспитание звукового представления"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ»
Развитие творческого мышления и воспитание звукового
представления
Методическая работа
Преподавателя по классу
фортепиано
Каратнюк Нины Петровны
Уссурийск
2025 год
2
Оглавление
I.
Задача воплощения текста ............................................................................... 3
1.
Рояль – загадочный инструмент .................................................................. 3
2.
Значение правильного прочтения текста произведения ........................... 3
3.
Образное богатство ....................................................................................... 4
4.
Любовь к звуку .............................................................................................. 5
5.
Совместное творчество учителя и ученика – залог успеха ...................... 5
II.
Раскрытие образного содержания в пьесах ................................................... 6
1.
Ю. Слонов «Прелюдия» ............................................................................... 6
2.
Н. Раков «Бабочки» ...................................................................................... 7
3.
Н. Торопова «Вальс – пушинка» ................................................................. 9
4.
Н. Торопова «Падают листья» ................................................................... 11
5.
О. Мериканто «Вальс в стиле Шопена» ................................................... 14
6.
Л. Гурилев «Прелюдия» ............................................................................. 16
7.
И. Эгард «Ноктюрн» ................................................................................... 18
8.
Э. Григ «Этюд» (Посвящается Шопену) .................................................. 22
III. Заключение. ..................................................................................................... 26
IV. Используемая литература : ........................................................................... 27
3
I.
Задача воплощения текста
«Духовная река, текущая сквозь
века»
«Музыка – прорыв в другое бытие
и иное пространство»
М. Юдина
«Слышать жизнь в музыке»
Яков Зак
Музыка освящает нас, освящает нашу дорогу, помогает нам жить и
совершенствоваться.
Через
нее
мы
стараемся
постичь
и
выразить
окружающий мир, включающий и нас самих.
1.
Рояль – загадочный инструмент
Рояль – загадочный инструмент: молоточки и струны, а так действуют
на души людей, материальное становится источником духовного. Он как
зеркало, но не внешнее отражение, а отражение души, нашего времени, нашей
эпохи. Этот инструмент передает мысли и чувства, давно умерших гениев, а
также может беспредельно выражать все состояния, прикасаться к самому
незащищенному, что живет в каждом из нас.
У инструмента есть душа – нет двух одинаковых, часто мы зависим от
инструмента. Мы к нему приспосабливаемся. Инструмент откликается на
каждое прикосновение – если равнодушно – тот же ответ. Невнимательно – он
тебе не ответит. Грубо – ответит тем же.
2.
Значение правильного прочтения текста произведения
Берясь за прочтение нотного текста, мы должны разгадать заключенную
в нем информацию – это основная задача. Сюда входят не только музыкально-
исполнительские
термины
(словесные
и
символические
обозначения
характера музыки, темпа, динамики, артикуляции, фразировки и техники
исполнения), но и гармоническое наполнение, фактура изложения, стиль
произведения и много других тонкостей, которые мы должны расшифровать.
4
Интонационный рельеф мелодии, с его опорными точками, помогает
определить желаемый характер, баланс звучания и смысловые акценты.
Что
такое
интонация?
Это
сокровенная
глубина
слова.
Слово
интонационно! Безразличие слова – тоже интонация. Правильно интонировать
(произносить) помогает точное выполнение текста.
Чтобы раскрыть замысел произведения, надо учить ребенка понимать
музыку зрением, как можно раньше научить его видеть нотный текст во всех
его подробностях. Ноты – это шифровки, в которых скрыта великая тайна.
Музыкант – как археолог, раскапывающий хрупкую и бесценную амфору –
сосуд.
Прочтение
текста
неисчерпаемо.
При
внимательном
изучении
произведения начинаешь видеть незамеченные ранее подробности и в музыке
открываются
новые
смыслы.
Все
что
есть
в
нотном
тексте
заслуживает
пристального внимания и изучения.
3.
Образное богатство
Наш генетический аппарат работает на образных структурах. Поэтому
дети
легче
осваивают
программные
произведения.
Иногда
приходится
придумывать программу – сюжет самим.
Музыка
допускает
огромное
количество
истолкований.
Образы
возникают перед нами: необозримые просторы, бесконечная равнина, мелодия
реки, журчание ручья, восход-закат солнца, полет птицы, порхание бабочки,
дыхание ветра, шелест листвы, если захотеть можно услышать, как растет
трава,
распускается
цветок,
ощутить
аромат
цветка…
бесконечный
ряд
образов.
В природе самая чистая, самая правдивая и живая поэзия, стоит только
прислушаться к ее голосу, которым говорит и маленькая травка и дуб –
исполин, и скромный ручеек, и широкая река.
Образы включают в себя и различные душевные состояния: радость,
гнев,
отчаяние,
ликование,
печаль,
надежду
и
горе.
Важно
иметь
дар
воображения,
способность
воображать
с
такой
силой,
чтобы
в
сознании
возникла яркая, отчетливая картина произведения. А следующий этап еще
более сложный – это умение — все это воплотить в музыке. Для этого должны
задействоваться все виды памяти: логическая, слуховая, эмоциональная и
двигательная.
5
4.
Любовь к звуку
Важна
концентрация
внимания.
Любовь
к
звуку!
Чувство
музыкального
колорита. Без любви к звуку очень трудно музыку сделать живой. Точное
представление партитуры образов ведет к верному звуковому воплощению.
Вот примеры живых образов, помогающие показать глубину и яркость
воплощения:
- тончайшие завитки эмоций;
- сладостная нега – томные хроматизмы;
- восхождение к мелодической вершине;
- сумеречные фигурационные эпизоды;
- мотив устремления;
- взмывающий вверх мотив упоения;
- длительный, извилистый спуск;
- мелодия - даль - долгое созерцание;
- тема восхищения, упоения;
- глубокое погружение в сладостное созерцание;
- аккордово-хоровые элементы.
5.
Совместное творчество учителя и ученика – залог успеха
Замысел
исполнения
рождается
в
совместной
работе
учителя
и
ученика.
Я
рассказываю
ученику,
что
услышала
в
его
исполнении.
Получаются смешные истории, вместе смеемся. Некоторые так искренне
реагируют,
аж
«закатываются»
от
смеха.
Придумываем
новые
развития
событий. Результат зависит от способностей, фантазии, живости воображения,
интеллекта и пытливости творческой мысли.
Учитель должен верить в себя, в своего ученика и художественный
замысел и идти уверенно к цели, к воплощению задуманного.
6
II.
Раскрытие образного содержания в пьесах
1.
Ю. Слонов «Прелюдия»
Юрий Михайлович Слонов – Российский композитор, заслуженный
деятель искусств РСФСР. Родился в городе Москве (1906-1981гг.)
«Прелюдия» написана в тональности g-moll. По характеру она мне
напоминает «Осеннюю песню». Когда я исполнила ее ученику и спросила, о
чем эта музыка? Он сказал, что листья кружатся. Трехдольный размер 3/8
напоминает вальс. Мы решили дать ей название «Осенний вальс». Трепетные
мотивы
то
устремляются
к
свету,
то
проявляют
сомнения.
Размер
интервальных шагов меняется. Исполнять мелодию надо очень просто, без
оттяжек и придыхания. В музыке «кружение» трех нот и в мелодии, и
аккомпанементе
помогает
решить
задачу
интонирования
и
пластичных
движений рук.
Хотя эта пьеса входит в сборник «Хрестоматии» за 5 класс, ее можно
давать и в младших классах. Все зависит от возможностей ученика. Я давала
ученику второго класса, он с пьесой справился.
Написана пьеса в трехчастной форме. В первой части необходимо
обратить внимание на дослушивание длинных нот в правой руке и на их фоне
проведение коротких мотивов в левой руке.
Когда с этой задачей ребенок справится, нужно добиться длинных линий,
объединять короткие фразы в длинные предложения.
7
Вторая
часть.
Эту
часть
мы
с
учеником
представляли,
как
воспоминание о лете. Композитор дает указание piu mosso (более подвижно).
Более
взволнованным
характер
становится
с
появлением
парных
лиг,
переходящих в группировки из восьмых нот. Средняя часть останавливает
свое движение в D-dur c ritenuto и на фермате.
Воспоминание о лете закончено и осень опять танцует свой грустный
вальс, кружа опавшие листья.
Третья часть отличается от первой заключительными парными лигами.
Как - будто отрывается последний листик, ветерок его подхватывает и в своей
основной тональности g-moll он делает попытку подняться на октаву, зависает
на
фермате,
звучность
угасает
до
pp.
Тишина,
глубокое
внутреннее
спокойствие. Дослушиваются последние паузы – все закончено.
2. Н. Раков «Бабочки»
Николай Петрович Раков (1908-1990 гг.) родился в г. Калуге. Советский
композитор, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
Композитором написано много фортепианных программных пьес для детей.
Одна из них «Бабочки». Эту пьесу я давала и второклассникам, и ученику 4го
класса.
Все
зависит
от
музыкальности
и
технической
подготовленности
ребенка.
«Бабочки летают»
Жаркий полдень наступает,
Зноем пышет вся земля.
Вихрем бабочки порхают
Над лужайкой у ручья.
На цветочек ли присядут
Сложат крылья у воды,
Залетят в тенистый садик,
Упадут ли с высоты, -
Лето красного подружки,
Солнце на себе несут,
Бабочки порхают дружно,
Принося душе уют.
Александр Лиманский.
8
Пьеса написана в трехчастной форме в тональности cis-moll. Поражает
богатство
красок,
смена
гармоний,
модуляции,
отклонения
в
другие
тональности. Маленькому ребенку это сложно объяснить, и я считаю не так
важно. Но ознакомить с параллельным E-dur и основными ступенями в этих
тональностях необходимо.
Четырехтактная фраза с повторными мотивами (порхание бабочки)
заканчивается на доминанте с последующим разрешением в тонику (такт 4).
Стаккато
восьмых
из-за
такта
подчеркивает
изящный,
грациозный
образ
бабочек. Важно почувствовать тяготение этих восьмых к сильной доле –
тоническому аккорду, выстроенному в трех голосах, на фоне которого звучат
шестнадцатые ноты (трепетные движения крылышек бабочки). Сильные доли
являются интонационными опорами.
Во
второй
части
предложения
уже
можно
представить
полет
бабочки, взлет шестнадцатых нот на две октавы. Предложение заканчивается
на тонике (четверти cis-moll), которую необходимо дослушать и на ее фоне
проследить за нисходящим арпеджио (такт 8).
Первые два такта второго предложения - это точное повторение начала
первого предложения, но далее движение шестнадцатых нот приобретает
беспокойный характер и заканчивается оно в тональности параллельного
мажора (E-dur).
Вторая часть представляет собой разработку уже знакомых элементов
из первой части используемых в секвенциях в тональностях H – dur и A – dur,
а так - же узнаваемые последовательности: доминанта (Gis ) - тоника (cis).
Следующие далее секвенции взволнованных всплесков шестнадцатых нот
приводят к кульминации. (Это место целесообразно проучить терциями.)
Начало третьей части ничем не отличается от первой. Окончание
изменено, хотя построено на том же материале.
9
Трудности
заключаются
в
воссоздании
художественного
образа,
заложенного
в
программном
названии
пьесы.
Внимание
надо
уделить
дыханию, слушать паузы. Руки полезно сравнивать с крыльями бабочки – они
должны
быть
легкими
(ощущение
воздуха
между
телом
и
рукой,
не
прижимать
локти
к
телу),
а
кончики
пальцев
должны
быть
цепкими
и
точными. Облегчит решить все задачи точное выполнение текста при разборе.
3.
Н. Торопова «Вальс – пушинка»
Наталья Михайловна Торопова родилась в 1960 г. в городе Фокино
Брянской области. Преподаватель фортепиано ДШИ и композитор.
В мелодии вальса
Пушинка кружилась…
Взлетала…
Скользя, светилась
прозрачною дымкой
на атласе неба.
Не зря в восторге шел
ветер приливом,
касался ее…
Пел с мольбой…
… А я до сих пор не забыла –
как плыли по небу с тобой…
Ирина Никифорова
У Натальи Михайловны много программных, коротких пьес для
малышей.
Они
нежные,
счастливые,
как
наше
детство
и
каким
мы
представляем будущее детей. Пьеса рекомендована для начального обучения.
Написана она в трехчастной форме в тональности d-moll. Первая и
третья части репризны. Вторая часть построена на другом материале.
Ознакомившись с формой произведения, начинаем разбор пьесы.
Первое
(8
тактов)
и
второе
предложения
отличаются
окончаниями.
Предложение построено на нисходящих секвенциях. Мелодия спускается с
доминанты A до тоники D.
10
Размышляем о том, как влияет фактура изложения на раскрытие
характера, о той программе, что заложена в названии пьесы. Ребенок живо
представляет
пушинку
одуванчика
(маленькую
девочку),
ее
поступенное
кружение
на
двух
нотах,
сохраняя
высоту
на
протяжении
двух
тактов.
Следующие два такта, она наслаждается спокойным и плавным движением,
паря
в
высоте.
Но
во
второй
части
предложения,
подхваченная
легким
ветерком,
она
ускоряет
свое
движение.
Мотивы
становятся
короче,
сокращаются до одного такта (вместо двух тактовых фраз). Напряжение
усиливается, что отмечено динамическими знаками (вилочками).
В средней части мелодия начинается со взлета тонической ноты на
октаву вверх, акцент на второй доле (мы ребенка знакомим с синкопой),
продлевает
ее
длительность,
подчеркивает
ее
элегантность,
изящество
мелодии. Пушинка, взлетев на октаву, пытается удержаться на высоте,
насладиться
парением.
Мелодия,
которая
истекает
из
длинной
ноты,
приобретает пластичность и текучесть. Пушинку страстно закружило, она
достигает небывалых высот.
Переход в третью часть (возвращение домой после путешествия),
происходит через ritenuto в плавном нисходящем движении к тонике. Левая
рука встречает ее, поднимаясь навстречу.
Окончание
всей
пьесы
происходит
на
pp.
Оставляя
свой
дом
(разложенное
тоническое
арпеджио
на
staccato
в
левой
руке)
пушинка
исчезает, улетая на октаву вверх. Залигованная тоника во втором голосе, еще
такт наблюдает за ней.
При разборе надо помнить, что фраза – это мысль, имеющая развитие,
а линия мелодии – это отгадка фразировки и интонирования. Высокие ноты
играются ярче, чем низкие, а штрихи – это ключик к интонации.
11
Фактура всей пьесы прозрачная, как «влага в хрустальной» чаше.
Поэтому и аккомпанемент (легкое, воздушное staccato в левой руке) для такой
нежной мелодии должен быть изящным и грациозным .
4.
Н. Торопова «Падают листья»
Закружился листопад
Листья по ветру летят,
И на чудо стал похож
Этот желто – красный
дождь
Разукрашенный листок,
От волнения продрог,
Под ногами он лежит,
Словно, жалуясь,
шуршит.
Терешкова Галина
Произведения Натальи Михайловны отличаются яркой образностью.
Программа данной пьесы уже заложена в ее названии. Картина природы,
воспевание ее неприхотливой красоты. Просветленное состояние созерцания.
Написана пьеса в c-moll, состоит из вступления, двух периодов и
заключения. Первое предложение представляет собой вступление. В первой
интонации мы слышим падение листа - на девять ступеней (нону), с тоники
«C» на «h» бекар (из «дома родного» в неизвестность). Надо услышать, как в
тишине
рождается
звук.
Художественный
образ
выражается
через
интонацию. Следующие фразы – плавные движения падающих листьев.
Уже в первой интонации вступления заложены технические сложности.
У ребенка должна быть развита пластика движений, чтобы звук мягко парил,
а
не
падал
камнем.
Легкие,
дышащие
терции
в
левой
руке,
требуют
определенных навыков игры разложенных по терциям аккордов. Левая рука
12
должна оставаться на втором плане, поддерживая мелодию, парящую на
облаке упоительной гармонии.
В следующей части мне представляется шуршание листьев под ногами
(в
правой
руке
повторяющиеся
секунды).
Первые
две
фразы
первого
предложения
представляют
собой
нисходящие
секвенции.
Первая
фраза
второго предложения взята из первого предложения, а вторая фраза получает
развитие и фактурно, и динамически, подготавливая кульминацию, в которой
порывом ветра лист подбрасывает на октаву вверх, и он пытается удержаться
на
тонике,
как
бабочка,
трепеща
секундовым
движением
(в
динамике
обозначено «forte»).
В это время в левой руке легкий ветерок играет листьями. Соблюдение
звуковой
дистанции
между
мелодией
и
аккомпанементом
помогает
раскрытию образа.
Во
втором
периоде,
за
счет
направления
мелодического
движения,
гармонической
окраски,
регистрового
положения
меняется
образное
наполнение.
Песенно - романсовый склад мелодии предполагает определенную
технику исполнения. Чтобы добиться глубокого кантиленного звука, палец
должен
погружаться
в
клавишу
как
в
тесто,
прорастать
в
клавишу.
Объединение
под
одной
лигой
нескольких
мотивов,
предполагает
иное
интонирование и обобщающее движение руки.
Длинная нота «G» в «Es-dur» тянется два такта, прикрывая собой
убаюкивающий мотив среднего голоса, звучащего светло и умиротворенно.
Второе предложение заканчивается в «C-dur» тоже на длинной ноте «G».
13
Заканчивается пьеса материалом вступления. Три такта взяты без изменения.
Окончание
предложения
ведет
к
разрешению
в
тонику
c-moll.
Заключительный пассаж поднимает звук из большой октавы и уносит в «С»
третьей октавы. Взлет вверх – и еще долго слушаем как истаивает последний
звук,
поднимаясь
в
высокую
тесситуру,
как
он
прекращает
свое
существование.
Во дворе на солнцепеке листья ворохом лежат.
Ветер дунет, их поднимет – и летят, летят, летят…
Далеко не улетайте, в небе вас совсем не ждут,
Ветер стихнет, поиграет – снова будете вы тут!
Татьяна Бутакова
14
5.
О. Мериканто «Вальс в стиле Шопена»
Оскар Мериканто (1868 – 1924гг.) – финский композитор, дирижер,
профессор.
Эта
пьеса
предлагается
в
сборнике
«Альбом
ученика
пианиста»
(хрестоматия) для пятого класса. Я ее проходила с ученицей четвертого
класса, не скажу, что это было легко.
Естественная
мелодичность,
задушевность
и
мечтательность
этой
музыки помогают воплотить поэтический образ. Основная тональность вальса
g-moll.
Написан
он
в
трехчастной
форме.
Средняя
часть
изложена
в
параллельном B-dur. Третья часть – повторение первой.
15
При
разборе
трудность
возникла
при
укладывании
в
трехдольный
размер
вальса
двуолей
и
триолей.
Первое
предложение
напоминает
раскручивающуюся пружину – два такта мелодия кружит на месте, а в третьем
такте получает ускорение за счет триолей (от доминанты «D» к «B» - тонике
параллельного мажора). Учащение пульса, за счет изменения длительностей
(триолей) в конце фразы, словно выражает восторг и упоение жизнью. Далее
на
протяжении
шести
тактов
проходят
три
поступенные
нисходящие
секвенции.
Первое
предложение
заканчивается
восходящим
(по
ступеням
доминантового аккорда) и нисходящим (по ступеням Ум 7) пассажами.
Как мимолетный каприз. Пленительные
изгибы мелодии ласкают слух.
Первая часть заканчивается
нежнейшим (dolcissimo)
угасанием (dim) звука,
постепенно останавливая его
движение (rall.).
Вторая часть по своей форме репризна. Изысканно и утонченно
(delicatissimo) мелодия, раскачиваясь по хроматизму взлетает терцией, через
паузу, на октаву. В следующих фразах она, кружась, переходит на цепочку
изящных скачков, паря подобно легчайшей пушинке.
16
Заканчивается вторая часть бегло и быстро (veloce)
пассажем,
который
начинается
квартолью
шестнадцатых нот, потом двумя группами триолей
взлетает
к
тонике
параллельного
B
–
dur
и
«взрывается»
арпеджато
на
sf,
что
подчеркивает
эмоциональный всплеск. Через мажор утверждается
светлая надежда.
Третья часть – зеркальное отражение первой части.
Приступая к разучиванию этого произведения, ученик уже должен владеть
навыками игры кантилены, уметь пользоваться педалью в вальсе.
Необходима ювелирная проработка далеко не простого
музыкального
материала,
отличающегося
особой
аристократичностью
и
элегантностью.
Тонкие
интонационные
связи
помогают
охватить
форму
произведения.
Прелесть
и
истина
в
простоте
и
ясности
–
непрерывно
льющаяся сердечная теплота музыки.
6.
Л. Гурилев «Прелюдия»
Лев Степанович Гурилев (1770 – 1844 г. г.) - известный крепостной
музыкант графа Орлова, (получивший вольную после смерти своего хозяина),
композитор церковной музыки и романсов, в модном в то время итальянском
стиле.
Отец
пианиста
и
композитора
Александра
Гурилева,
автора
популярных
романсов.
Л.
Гурилев
является
автором
многочисленных
фортепианных произведений.
Прелюдия написана в трехчастной форме в тональности fis-moll.
Средняя часть по характеру контрастна крайним. Она порывиста за счет
триольного изложения. Если темп первой и второй частей Allegro, то эта часть
идет в Allegro assai – очень скоро.
Только
после
того,
как
станет
ясной
форма
произведения,
можно
начинать думать и о содержании.
17
Мотивом
сомнения
(хроматическое
опевание
седьмой
ступени)
начинается каждая фраза, пытаясь вырваться, но каждое такое движение
терпит неудачу, мелодия возвращается через нисходящее движение арпеджио
к тонике. Несмотря на неудачу мелодия не теряет своей решительности.
В
левой
руке
беспокойная
пульсация
аккордов
на
стаккато
в
стремлении к сильной доле, похоже на удерживание коня, готового сорваться
в галоп.
Гармонический план первой части в основной тональности fis-moll:
t – S - t – D7; где S выражает сомнение, а D7 – решимость. В правой руке
взлетая на седьмую ступень (Eis-диез), задержавшись на доминанте (фермате),
потеряв решительность, и в сомнении делая хроматическое движение вокруг
этой
доминанты
(dim.),
продолжая
спускаться,
еще
сделав
два
шага
и,
замедлив
движение
(rall.),
заканчивает
его
на
второй
ступени
(как
над
обрывом) … половинная пауза на фермате. Левая рука тоже замирает, готовясь
к чему- то очень важному (фермата на целой паузе). Так заканчивается первая
часть.
И
началось
стремительное
движение
средней
части
…триольный галоп.
Сначала
на
форте,
потом,
сдерживая энергию на повторном
мотиве,
мелодия
вырывается
и
достигает кульминации.
В этой части воплощена идея
устремления вперед. Нота «A», как птица, которая
бьется и не может
вырваться на свободу, мелодия пытается завладеть ею, испытывая подвиг
преодоления мелодического скачка. Можно провести аналогию с атакующими
и не находящими правильного решения мыслями, беспокойством мечущейся
и рвущейся души, испытывающей трепет преодоления.
В средней части мелодическая линия, проходящая в левой руке, должна
звучать
ритмически
устойчиво,
энергично,
плотным,
опертым
звуком,
18
господствуя
над
всей
остальной
фактурой.
Определенную
трудность
представляют скачки на ноту «A» и умение пользоваться педалью, которая
берется сначала по сильным долям, а потом на первую и третью доли такта.
Переходом из второй части в третью служит тонический кварт-секст аккорд.
По звукам короткого арпеджио тонического трезвучия мелодия поднимается
вверх к доминанте Cis, как к солнцу, которое еще светит, но идет на закат.
День угасает – жизнь угасает… Трепет секунды (последние лучики солнца),
спуск шестнадцатых, трель на второй ступени (потеря надежд) и как приговор
звучит в левой руке Ум 7 на фермате, разрешение в t 3 (дом родной) -дорога
жизни подошла к концу. В левой пульсирует тоническая терция, в правой -
сердце останавливается (poco rall)-жизнь закончена. Фермата на паузе (а в
ответ тишина)
7.
И. Эгард «Ноктюрн»
Иоган Готфрид Эгард родился в Германии 1735г. Умер во Франции в
1809 г.
Слово ноктюрн произошло от французского nocturne, что в буквальном
переводе означает «ночной».
Ноктюрн – это небольшое лирическое музыкальное произведение, как
правило, написанное на ночную тему. Название это в его французском и
итальянском вариантах было известно еще с эпохи Возрождения. Чаще всего
ноктюрны создавали в эпоху романтизма.
19
Задира ветер вновь играет
Известный лишь ему ноктюрн
Легко касаясь кроны сосен –
Сомоизданных партитур.
Танцует ветреный прибой
Взлетает ненная волна
И устремляется лениво
На берег капля янтаря.
Пьеса
написана
в
трехчастной
форме.
Первая
и
третья
части
в
тональности g-moll. Средняя часть в параллельном B-dur. Окончание всей
пьесы умиротворенно заканчивается в одноименном G-dur.
В первом интервале слышна обреченность – нисходящая ум.4. Мотив
начинается со слабой доли и это падение в 7 ступень (Fis) говорит о потере, а
подъем через тонику (опять слабую долю) к доминанте «D» (сильную долю),
дает надежду и веру. Это стремление эмитирует подъем восьмых нот в левой
руке от тоники «G» к «B». Но надежда быстро угасает. Повторная фраза теряет
уверенность. Композитор это подчеркивает динамикой. Вместо mf, контраст –
pp. В левой руке crescendo сменило diminuendo, на том же подъеме мелодии.
В третьем проведении идет эмоциональный подъём – надежда в лучшее
не
угасает.
Мелодия,
взлетая
на
октаву, мягко и нежно спускается в
арпеджированный
кварт-секст
аккорд
параллельного
B-dur,
с
поддержкой
мажорной
тоники
в
басу.
Во
втором
предложении
значение
доминанты
«D»
возрастает.
Повторяясь
семь
раз,
как
мольба,
в
стремлении
к
«B»
(синкопе
с
акцентом),
пытается
удержаться,
но
пассажем
(rubato)
стекает
на
октаву,
задерживается
на
залигованной
доминанте «D» и обреченно останавливается на тонике
g-moll.
20
Третье
предложение
от
первого
отличается
динамическими
изменениями. Если в первом предложении мотив был уверенным, начинался
mf, то здесь он начинается нерешительно, постепенно набирая силу, и только
в последнем предложении первой части доминанта «D» взлетает на октаву
вверх, а окончание этой части приводит через Д7 к светлому «B-dur».
Средняя часть – как видение из детства (воспоминание) звучит
легко и просто. Воздушные аккорды в левой руке (portamento) на органном
басу B-dur (пять тактов вся гармония удерживается этим басом). Легкие,
изящные шестнадцатые в правой руке напоминают беззаботное время и только
появление
в
шестом
такте
доминанты
g-moll
предупреждает
о
том,
что
заканчивается это прекрасное путешествие в детство. Настойчивое появление
в левой руке g-moll тонического аккорда на третьей доле заставляет мелодию
остановить свое воспоминание.
Пассаж
в
правой
руке,
как
легкое
облако,
паря
на
pp
и
rit.
пытается
задержаться,
но
возвращение
прежнего
темпа,
и
появление
форшлага
Cis-D
с
акцентом в левой руке, - как бой
часов
на
балу
Золушки
–
напоминает
об
окончании
праздника.
Этот
«бой»
продолжается, под легкое, взволнованное «кружение» терций в правой руке,
но появление Д7 с акцентом в левой руке, через фермату на паузе, переводит
действие в третью часть.
21
Первое предложение этой части – точное повторение начала первой
части. Второе предложение начинается так же, но попадая на вершину «B»
пассаж не спускается на rubato, а не закончив его, сразу устремляется к
следующей
вершине
«D»,
откуда
мягко
струится
угасая.
Покорно
произносится последняя интонация, повинуясь «g-moll».
И тем неожиданнее звучат два последних предложения в «G-dur». Все
замирает (morendo) и исчезает, растворяется в поднимающихся арпеджо на
pianissimo.
Чтобы
высказывать
высокие
мысли
и
чувства,
нужно
владеть
средствами выражения, а это напряженный и непрерывный труд.
В
«Ноктюрне»
ведущая
роль
принадлежит
мелодическому
началу,
имеющему эмоционально-выразительное значение. Для достижения хорошего
legato, мелодию полезно поучить на legatissimo в динамике fff, плотно ставя
кончики пальцев. Надо помнить, что между кончиками пальцев находится
большой
секрет-живая
мелодия,
которую
необходимо
правильно
интонировать.
Одинаковые
фразы
обязательно
должны
отличатся
интонационно и динамически.
Вязки
нот
в
пассажах
дают
возможность
их
структурировать,
подсказывают прием исполнения. Это может быть обобщающее движение
большой
группы
нот,
а
на
поворотах
пассажей
разумно
применять
«кольцевание».
Большое внимание необходимо уделить балансу между мелодией и
сопровождением, линии баса, правильному использованию педали.
«Ноктюрн»
композитора
И.
Эгорда
предлагается
для
изучения
в
старших классах.
22
8.
Э. Григ «Этюд» (Посвящается Шопену)
Эдвард
Григ
-
норвежский
композитор
(1843
–
1907г.г.)
периода
романтизма,
пианист,
дирижер.
На
творчестве
композитора
отразились
национальные
черты
норвежского
напева.
Сложились
характерные
стилистические
приемы:
использование
диатонических
ладов,
красочные
совмещения различных аккордов, энергичная, острая ритмика.
О, как я жить хочу, как сердце просит света,
Возврата пылких грез, несбывшейся мечты
Скажи, как возвратить умчавшееся лето,
Скажи, как оживить увядшие цветы.
Д. Ротгауз
Влияние творчества Ф. Шопена на творчество Э. Грига бесспорно. Если
Фридерик Шопен раскрывает потаенные чувства и вскрывает суть души, то
Эдвард Григ властвует над ней. Сама судьба свела их в этом поединке.
Выиграли
при
этом
все.
Оба
творца
оказали
невообразимое
влияние
на
фортепианное искусство.
Произведение написано в f-moll в трехчастной форме, со вступлением в
один такт и с заключительными предложениями в первой и в третьей частях.
Первая часть репризна. Средняя часть имеет ярко выраженную кульминацию.
«Посвящение Шопену» - поэма о мире чувств! F-moll – мятущаяся,
полная огня тональность. Характер заложен в темповом обозначении Allegro
agitato – скоро, взволнованно и не в простом размере 12/16. Драматургия пьесы
23
тонко выстроена. Начало увлекает и что-то обещает, в середине потрясающая
кульминация, перед финалом эффект поменьше.
Первая фраза начинается в динамике «p» и заканчивается небольшим
crescendo
(сдержанная
взволнованность).
Второе
предложение
начинаясь
pianissimo, на crescendo stretto (итальянский перевод – сжато, в ускоренном
темпе,
усиливая
напряженность)
приводит
к
кульминации,
где
мелодия
потеряв сильную долю, с акцентами взлетает на «Ре-бекар» третьей октавы в
левой руке, (пытаясь вырваться, как птица), но обессилев, на ritenuto и
diminuendo приостанавливает свое движение на Доминанте «G», но через
паузу, как бы найдя выход, улетает пассажем в «c-moll».
Во второй части мелодия звучит потерянно, путаясь в нисходящем
хроматическом
движении
(вспышки
мгновенных
душевных
порывов).
Скрепить единым смысловым стержнем этот неповторимый калейдоскоп
душевных состояний задача весьма сложная.
Восходящая
секвенция
на
stretto
приводит
к
органному
пункту
Доминанты «C», замирает («piu piano), не теряя движения и набирая силу (на
протяжении всего одного такта до ff) «обрушивается» на октаву «C» нижней
тесситуры (совершая дикий полет, падает в бездну), коснувшись самого дна и
оттолкнувшись, начинает уверенный подъем, скачками двигаясь к вершине.
24
В правой руке, издавая чудовищно – зловещие победные возгласы
(акценты), а в левой руке кружась по звукам Ум 7 f-moll, не теряя свое
стремительное
движение,
пассаж
исчезает
на
piano.
Решительный,
«строптивый»,
материально
весомый,
он
перерастает
в
просветленный,
хрупкий и призрачный .
Этот эпизод снимает напряжение. Мы наблюдаем живую игру ладовых
оттенков.
25
После
ферматы
на
шестнадцатой
паузе,
начинается
третья
часть.
Обессилев после длительной схватки со зловещими силами, на pianissimo
начинаются попытки обрести прежнюю уверенность. Желание жить, сила
воли и сила духа помогают стремиться к своей мечте.
Но,
как
и
в
первой
части,
мечты
встречают
препятствие…Мечты
остаются мечтами …
Эта пьеса – достойный обучающий материал для старшеклассника.
Зерно характера заложено уже в первом такте, в пунктирном ритме левой руки,
где
мы
слышим
волю,
сдержанность,
суровость
и
непреклонность.
Почувствовать, до начала исполнения, «пульс жизни» сочинения – основное
условие успеха в реализации художественного замысла.
Наряду с художественными задачами, встают и технические. Основная
такая задача – это избежать суеты в «кипящем» движении шестнадцатых нот.
Для этого надо правильно проучивать мелкие ноты, добиваться, чтобы они «не
слипались».
Очень
важно
помнить
об
объединительных
движениях
«окольцовываниях», правильных интонационных группировках. Помогает в
работе точное взятие педали.
Внимательное прочтение нотного текста, в котором великий музыкант
запечатлел свое творение, позволяет увидеть по-новому замысел композитора,
вскрыть драматические ходы и глубже проникнуть в смысл музыки.
Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных, но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил – и Бог не спас!
М. Лермонтов
26
III. Заключение.
Главной задачей я считаю развитие у себя и у детей способности
духовно постигать и выражать смысловую структуру нотной записи. Учиться
понимать
музыкальную
речь
со
всеми
ее
выразительными
оттенками,
индивидуальным
складом,
стилистикой
и
прочими
важными
деталями.
Познавать по каким законам и правилам «сделана» музыка, в чем ее похожесть
и непохожесть в разных произведениях. Используя жизненные впечатления,
эмоции,
пробуждая
необходимые
ассоциации,
вникать
с
помощью
воображения в то, что скрыто в тексте.
Осознание
жизненного
материала
«втянутого»
композитором
в
произведения,
ведь
музыка
–
это
жизнь
во
всех
своих
проявлениях,
запечатленная в звуках, помогает созданию нужных образов. Стилистика
композитора не должна быть нарушена обогащенной собственной фантазией
интерпретацией. Только при точном изучении текста удается создать что-то
искреннее
и
захватывающее,
добиться
образно-смысловой
конкретности.
Качество же самих результатов зависит от развития двигательной техники
учащегося, которую мы совершенствуем на протяжении всего обучения.
Звуковое
воображение
и
слуховой
контроль
предполагают
особую
«чуткость, отзывчивость» в моторном аппарате, гибкость и пластичность
самих
технических
навыков,
их
полное
подчинение
воли
играющего.
Правильное движение начинается и порождается в мозгу правильной задачей.
Сама техника при этом резко меняет свой статус: она выступает не только в
качестве средства выражения, но и как соавтор творимого художественного
образа. Побудив к такой работе ученика, испытываешь большое удовольствие.
Ученикам необходимо создавать условия для интенсивного роста их
творческой способности, тренировать их активное и сознательное отношение
к
исполняемой
музыке.
Радость
доставляет
возможность
видеть,
как
обогащаются их умения, идет их формирование.
Задача
учителя
воспитывать
в
ученике
настойчивость,
твердость
характера,
видеть
цель
и
стремиться
к
ней.
Учитель
должен
обладать
терпением, умением ждать, видеть перспективу, найти крупицу ценного в
каждом ученике.
Труд педагога требует непрерывного совершенствования. Потребность
учиться с учеником - залог творческого развития.
27
IV. Используемая литература:
1. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста / Москва, 1973.
-138 с.
2. Благой Д.Д., Гольденвейзер Е.И. В классе А. Б. Гольденвейзера /
Музыка, 1986 - 212 с.
3. Булатова Л.Б. Смысловая палитра пианиста. Искусство воплощения /
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, 2010 - 187 с
4. Корыхалова Н.П. Увидеть в нотном тексте…/ Композитор
Санкт-Петербург, 2008. – 249 с.
5. Макуренкова Е.П. О педагогике В. В. Листевой / Москва, 1991. -
62 с.
6. Нейгауз Г.Г. Литературное наследие / Москва, 2008. - 440 с.
7. Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания / Москва, 1977. – 213 с.
8. Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной
Технике / авт.- сост.: С.М. Стуколкина, Композитор Санкт-
Петербург, 2007. -386 с.
9.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста /-М.: Музыка, 2014.-168 с.
10.Уроки Разумовской / авт.- сост.: С. З. Бейлина - Классика-ХХI,
2007. -134 с.
11. Уроки Зака / авт.-сост.: А.М. Меркулов - Классика-ХХI,
2006.- 207 с.
12. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез / Союз художников
Санкт-Петербург, 2015. – 237 с.