"Игрушка-свистулька – чудо из глины"

Автор: Аюкин Александр Михайлович
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игрушка-свистулька – чудо из глины"
Дата публикации: 19.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игрушка-свистулька – чудо из глины
.


Любой человек, независимо от возраста и профессии, где бы он ни жил, в городской многоэтажке или в тихой сельской местности, помнит игрушки своего детства. Выполненные из разных материалов, они обладают огромным запасом исторической памяти. Это яркие проявления массовой культуры, глубоко жизненные и народные. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, передавая традиции ремесла из поколения в поколение, передают представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, она тоже носитель прошлого, носитель национальной духовной культуры. Археологи, историки, этнографы, исследуя традиции игрушек, изучают творчество мастеров давних времен и современности, которые, передавая из поколения в поколения игрушечное мастерство, смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древние времена. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к временам бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные погремушки, свистульки-птицы, животные, фигурки людей, посуда. Они не только были обожжены, но и иногда украшались росписью и глазурью. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и предметом продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Особое место среди игрушек занимает звуковая игрушка – народная глиняная свистулька. Звуковая игрушка очень древняя и практически нет, наверно, народа, у которого нет звуковых игрушек из глины. Хотя в принципе свистульки имеют примерно одинаковое устройство – это воздушная камера, канал воздушного потока и клин, который разрезает воздушный поток на две части, благодаря чему мы и слышим свист, и все же свистки в разных центрах и даже у разных мастеров отличаются друг от друга.
И когда смотришь как старательно дети пытаются не только вылепить форму, но и выполнить наиболее затруднительную часть. Как сделать, чтоб свистела игрушка, а это для детей имеет огромное значение. И веришь что еще немножко, и игрушка оживет, обретёт свой голос, веришь, потому что видишь, сколько сил и терпения вкладывают дети . чтобы превратить этот бесформенный кусок глины в птичку - свистульку или зверушку. Керамика конечно возникла давным давно, еще первобытные времена, у только что разведенного огня сидели такие же дети, как и эти же дети разминали в руках голубую, серую или коричневую массу, скатывая ее в шары, пытались превратить в птицу или какую нибудь зверушку, И наверно в их глазах, вместе с отблесками костра, сияла радость, такая же, как у этих, оттого что смогли сотворить необыкновенное, волшебное чудо, и это прикосновение к чуду в детских нежных сердцах остается на всю жизнь. И не важно, похожа ли она на дымковскую, филимоновскую, каргапольскую? Да и неважно! Главное в ней тепло рук, детская душа и большая кропотливая работа.
Учитель изобразительного искусства

МБОУ СШ №9 города Твери

Аюкин Александр Михайлович