Автор: Аюкин Александр Михайлович Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игрушка-свистулька – чудо из глины"
Любой человек, независимо от возраста и профессии, где бы он ни жил, в
городской многоэтажке или в тихой сельской местности, помнит игрушки
своего детства. Выполненные из разных материалов, они обладают огромным
запасом исторической памяти. Это яркие проявления массовой культуры,
глубоко жизненные и народные. Создатели традиционных игрушек, как
сказатели и песенники, передавая традиции ремесла из поколения в
поколение, передают представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка
к фольклору, она тоже носитель прошлого, носитель национальной духовной
культуры. Археологи, историки, этнографы, исследуя традиции игрушек,
изучают творчество мастеров давних времен и современности, которые,
передавая из поколения в поколения игрушечное мастерство, смогли
донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной
мудрости и красоты.
Глина была повсеместно распространенным подручным материалом,
богатые пластические и художественные возможности которого
привлекали к нему человека еще в древние времена. Древнейшие
глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей
страны, относятся к временам бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные
погремушки, свистульки-птицы, животные, фигурки людей, посуда. Они не
только были обожжены, но и иногда украшались росписью и глазурью.
Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом,
а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да
и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей
или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и предметом
продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками стали
заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и
обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера
вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Особое место среди игрушек занимает звуковая игрушка – народная
глиняная свистулька. Звуковая игрушка очень древняя и практически нет,
наверно, народа, у которого нет звуковых игрушек из глины. Хотя в
принципе свистульки имеют примерно одинаковое устройство – это
воздушная камера, канал воздушного потока и клин, который разрезает
воздушный поток на две части, благодаря чему мы и слышим свист, и все же
свистки в разных центрах и даже у разных мастеров отличаются друг от
друга.
И когда смотришь как старательно дети пытаются не только вылепить форму,
но и выполнить наиболее затруднительную часть. Как сделать, чтоб свистела
игрушка, а это для детей имеет огромное значение. И веришь что еще
немножко, и игрушка оживет, обретёт свой голос, веришь, потому что
видишь, сколько сил и терпения вкладывают дети . чтобы превратить этот
бесформенный кусок глины в птичку - свистульку или зверушку.
Керамика конечно возникла давным давно, еще первобытные времена, у
только что разведенного огня сидели такие же дети, как и эти же дети
разминали в руках голубую, серую или коричневую массу, скатывая ее в
шары, пытались превратить в птицу или какую нибудь зверушку, И наверно
в их глазах, вместе с отблесками костра, сияла радость, такая же, как у этих,
оттого что смогли сотворить необыкновенное, волшебное чудо, и это
прикосновение к чуду в детских нежных сердцах остается на всю жизнь. И
не важно, похожа ли она на дымковскую, филимоновскую, каргапольскую?
Да и неважно! Главное в ней тепло рук, детская душа и большая кропотливая
работа.
Учитель изобразительного искусства