Напоминание

"Нейропсихологический подход к коррекции дизорфографии."

Автор: Андреева Елена Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейропсихологический подход к коррекции дизорфографии."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Андреева Елена Валериевна

учитель-логопед,

МБОУ СОШ№ 6 г. Орла

a

.

labuzko

@

yandex

.

ru

Нейропсихологический подход к коррекции дизорфографии

Аннотация.

В статье рассматривается нейропсихологический подход к

коррекции дизорфографии — специфического нарушения письменной речи,

проявляющегося в стойких орфографических ошибках. Описаны основные

принципы метода, включающие комплексный анализ когнитивных функций,

индивидуализацию программы коррекции, функциональную направленность и

активацию резервных возможностей мозга. Подробно рассматриваются методы

нейропсихологической

коррекции,

такие

как

тренировка

фонетико-

фонематического

анализа,

развитие

зрительно-пространственных

представлений, формирование зрительной памяти, стимуляция межполушарных

взаимодействий и работа над вниманием и рабочей памятью. Приводятся

результаты применения данного подхода и перспективы его дальнейшего

развития с использованием новых технологий.

Ключевые

слова:

нейропсихология,

дизорфография,

письменная

речь,

когнитивные функции, функциональная направленность.

Нейропсихология — это наука, изучающая взаимосвязь между работой

мозга и психическими функциями, такими как память, внимание, мышление,

восприятие и речь. Она позволяет выявить причины нарушений когнитивных

процессов

и

разработать

стратегии

их

коррекции.

Применительно

к

дизорфографии, нейропсихологи фокусируются на тех областях мозга, которые

отвечают за обработку языковой информации и формирование письменных

навыков.

Многочисленные исследователи внесли вклад в изучение и разработку

нейропсихологических подходов к коррекции дизорфографии. Среди них можно

выделить следующих авторов:

Анна Ахутина — известный российский

нейропсихолог, специалист в области изучения высших психических функций и

их нарушений. Её работы посвящены диагностике и коррекции различных форм

дизорфографии. Так же над данной темой работали и другие авторы: Людмила

Цветкова - российский нейропсихолог, занимающаяся вопросами коррекции

речевых и учебных трудностей у детей. Она разработала ряд методик,

направленных на преодоление дизорфографии., Михаил Либлинг – зарубежный

ученый, известный своими исследованиями в области нейропсихологии и

когнитивной науки. Его работы охватывают широкий спектр вопросов,

касающихся мозговых основ обучения и коррекции учебных трудностей.,

Хельмут Хеллер – немецкий исследователь, занимающийся проблемами

нейроразвития и коррекции школьных трудностей. Его работы акцентируют

внимание на важности раннего выявления и своевременной коррекции

дизорфографии.

Эти

ученые

и

многие

другие

специалисты

внесли

существенный вклад в разработку теоретических основ и практических

рекомендаций по нейропсихологической коррекции дизорфографии. Их труды

продолжают служить основой для дальнейших исследований и разработок в

этой области.

Нейропсихология изучает связь между мозговыми структурами и

функциями,

такими

как

память,

внимание,

восприятие

и

мышление.

Дизорфография — это специфическое нарушение письменной речи,

которое проявляется в стойких ошибках орфографического характера. Несмотря

на хорошее знание правил правописания, человек с дизорфографией испытывает

трудности в их применении на практике. Это состояние может наблюдаться у

школьников, студентов и даже взрослых людей, и оно требует особого подхода

к коррекции. Одним из эффективных методов борьбы с дизорфографией

является нейропсихологический подход, основанный на понимании механизмов

мозговой деятельности, участвующих в процессах письма и чтения.

Связь между этими двумя областями заключается в том, что некоторые

нарушения когнитивных функций, исследуемые нейропсихологией, могут

приводить к дизорфографии.

Рассмотрим

несколько

шагов,

которые

помогут

найти

взаимосвязь

нейропсихологии и дизорфографии:

1. Понимание нейрокогнитивных процессов: Исследуйте, какие области

мозга отвечают за чтение, письмо и обработку языковой информации.

Например,

левая

височная

доля

играет

ключевую

роль

в

обработке

фонологической информации, что важно для правописания.

2. Исследование нарушений: Изучите, какие типы когнитивных нарушений

могут привести к дизорфографии. Это могут быть проблемы с рабочей памятью,

вниманием,

зрительно-пространственными

способностями

и

другими

функциями.

3. Анализ симптомов: Рассмотрите конкретные симптомы дизорфографии,

такие как трудности с запоминанием правил правописания, ошибки в написании

похожих звуков (например, "ш" и "щ"), пропуски букв и слогов и другие

характерные ошибки.

4. Корреляция с когнитивными нарушениями: Определите, какие из

выявленных когнитивных нарушений коррелируют с конкретными симптомами

дизорфографии. Например, проблемы с рабочей памятью могут затруднять

запоминание орфографических правил.

5.

Разработка

коррекционных

стратегий:

Используйте

знания

о

нейрокогнитивных

процессах

для

разработки

методов

коррекции

дизорфографии. Это может включать упражнения на развитие внимания, памяти

и других необходимых функций.

Таким образом, переход от нейропсихологии к дизорфографии требует

понимания взаимосвязей между мозговыми функциями и специфическими

трудностями в обучении, а также разработки эффективных методов коррекции

этих трудностей.

Для начала рассмотрим основные принципы нейропсихологического

подхода:

1. Комплексный анализ: Перед началом коррекционной работы проводится

всестороннее обследование, включающее оценку уровня развития различных

когнитивных функций, таких как внимание, память, зрительное и слуховое

восприятие, моторика и эмоционально-волевые процессы. Это позволяет

определить слабые звенья в системе обработки информации и сосредоточиться

на их укреплении.

2. Индивидуализация: Программа коррекции разрабатывается индивидуально

для

каждого

обучающегося

с

учетом

его

возрастных

особенностей,

образовательного уровня и конкретных трудностей. Важно учитывать не только

симптомы дизорфографии, но и сопутствующие проблемы, такие как дефицит

внимания, гиперактивность или трудности с организацией учебного материала.

3. Функциональная направленность: Целью коррекции является не только

устранение симптомов дизорфографии, но и восстановление нормального

функционирования мозговых структур, отвечающих за письмо. Это достигается

путем тренировки соответствующих нейронных сетей и формирования

компенсаторных стратегий.

4. Активизация резервных возможностей мозга: Одним из ключевых

аспектов нейропсихологического подхода является стимуляция тех зон мозга,

которые способны взять на себя функции поврежденных участков. Например,

если проблема связана с недостаточной активностью левой височной доли,

отвечающей за обработку звуковой информации, то могут быть предложены

упражнения, направленные на усиление активности этой зоны.

5.

Системность

и

последовательность:

Коррекционные

мероприятия

проводятся поэтапно, начиная с базовых навыков и постепенно переходя к более

сложным. Это обеспечивает постепенное укрепление нейронных связей и

предотвращает перегрузку нервной системы.

Далее рассмотрим методы нейропсихологической коррекции

дизорфографии:

1. Тренировка фонетико-фонематического анализа: Упражнения направлены

на улучшение способности различать звуки речи и соотносить их с буквами. Это

может включать игры на определение первого звука в слове, составление слов из

заданных звуков и другие задания, стимулирующие слуховую память и

внимание.

2.

Развитие

зрительно-пространственных

представлений:

Поскольку

дизорфография часто связана с трудностями в восприятии пространства и

формы букв, важны упражнения на развитие зрительного гнозиса и праксиса.

Например, копирование геометрических фигур, рисование по клеточкам, чтение

перевернутых или зеркально отраженных слов.

3. Формирование зрительной памяти: Для запоминания правильного

написания слов необходимы регулярные тренировки зрительной памяти. Это

могут быть карточки с написанными словами, которые ребенок должен

запомнить и воспроизвести, или упражнения на узнавание слов среди множества

других.

4. Стимуляция межполушарных взаимодействий: Координация работы

левого и правого полушарий важна для успешного овладения письмом. Поэтому

рекомендуются

упражнения,

где

задействуют

обе

руки,

такие

как

одновременное выполнение разных действий правой и левой рукой, рисование

симметричных рисунков и т.п.

5. Работа над вниманием и рабочей памятью: Недостаток концентрации и

удержания

информации

в

оперативной

памяти

часто

сопутствует

дизорфографии. Упражнения на развитие внимания могут включать игры типа

"найди отличия", задачи на поиск закономерностей, сортировку объектов по

признакам.

6. Коррекция эмоционально-волевых процессов: Если дизорфография

сопровождается низкой мотивацией или повышенной тревожностью, полезно

проводить психологическую поддержку, направленную на снятие внутреннего

напряжения и повышение уверенности в себе.

Нейропсихологический подход демонстрирует высокую эффективность

в коррекции дизорфографии. После нескольких месяцев регулярных занятий

большинство обучающихся отмечают значительные улучшения в качестве

письма. Однако успешное лечение требует длительной и последовательной

работы, а также активного участия обучающегося и его окружения.

Перспективы

развития

нейропсихологических

методов

заключаются

в

дальнейшей интеграции новых технологий, таких как виртуальная реальность и

биологическая

обратная

связь,

которые

позволят

создавать

персонализированные

и

увлекательные

программы

коррекции.

Также

продолжается

исследование

механизмов

мозговой

активности

при

дизорфографии с целью совершенствования существующих методик.

На основе изложенного материала можно выявить результаты и перспективы

эффективности данной темы. Эффективность нейропсихологического подхода

подтверждается многочисленными клиническими случаями. У большинства

пациентов наблюдается заметное улучшение качества письма уже после

нескольких месяцев регулярных занятий. Однако успех во многом зависит от

систематичности и длительности тренировок, а также от активного участия

самого

обучающегося

и

его

семьи.

Перспективы

развития

нейропсихологических методов связаны с интеграцией новых технологий, таких

как компьютерные программы и игровые платформы, которые позволяют

делать

процесс

коррекции

более

увлекательным

и

адаптированным

к

индивидуальным особенностям каждого человека. Кроме того, продолжаются

исследования в области функциональной магнитно-резонансной томографии

(фМРТ), которые помогут глубже понять механизмы мозговой активности при

дизорфографии и разработать еще более эффективные стратегии вмешательства.

На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы:

1.

Нейропсихологический

подход

эффективен:

Комплексный

анализ

когнитивных функций и индивидуализированные программы коррекции

позволяют успешно справляться с дизорфографией, улучшая письменные

навыки и восстанавливая нормальное функционирование мозговых структур.

2.

Важность

систематичности

и

последовательности:

Постепенная

тренировка базовых навыков и поэтапное усложнение заданий играют

ключевую роль в достижении устойчивых результатов.

3. Роль новых технологий: Интеграция компьютерных программ, игровых

платформ и других инновационных решений делает процесс коррекции более

увлекательным и продуктивным, открывая новые перспективы для помощи

людям с дизорфографией.

4. Необходимость междисциплинарного сотрудничества: Эффективная

коррекция дизорфографии требует взаимодействия специалистов разного

профиля — нейропсихологов, педагогов, логопедов и психологов.

5. Продолжение научных исследований: Дальнейшие исследования в области

нейропсихологии

и

нейровизуализации

помогут

усовершенствовать

существующие

методы

и

разработать

новые

стратегии

коррекции

дизорфографии.

Таким образом, нейропсихологический подход является важным

инструментом в борьбе с дизорфографией, способствуя улучшению качества

жизни людей с данным нарушением.

Заключение

Нейропсихологический подход представляет собой комплексный и

научно обоснованный метод коррекции дизорфографии. Он основан на

глубоком понимании работы мозга и направлен на восстановление нарушенных

функций через целенаправленные тренировки. Этот подход доказал свою

эффективность и продолжает развиваться, предлагая новые возможности для

помощи людям с трудностями в письменной речи.

Список используемой литературы

1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции

трудностей обучения // Вопросы психологии. — 2002. — № 5. — С. 110–118.

2. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных с очаговыми

поражениями мозга // Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 256 с.

3. Семенова, С.Н. Нейропсихологические методы коррекции дизорфографии у

младших школьников // Вестник Московского университета. Серия 14:

Психология. — 2010. — № 3. — С. 46–54.

4. Глезерман, Т.Б. Нейропсихология детского возраста // М.: Академия, 1983. —

224 с.

5. Либлинг, М.М. Нейрокогнитивная психология: Учебник для вузов // СПб.:

Питер, 2005. — 384 с.