Автор: Ветошкина Элла Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО БГМУ МЗ РФ Медицинский колледж
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Применение интерактивных методов обучения в медицинском колледже как способ подготовки специалистов к профессиональной деятельности"
Применение интерактивных методов обучения в медицинском
колледже как способ подготовки специалистов к профессиональной
деятельности
Ветошкина Э.В.
преподаватель ФГБОУ ВО БГМУ МЗ РФ Медицинский колледж
В
современных
условиях
реформирования
системы
среднего
профессионального
медицинского
образования
особую
актуальность
приобретает внедрение интерактивных методов обучения как эффективного
инструмента подготовки квалифицированных специалистов.
Интерактивное обучение представляет собой специальную форму
организации познавательной деятельности, при которой все участники
образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются
информацией,
совместно
решают
проблемы
и
моделируют
профессиональные ситуации.
Интерактивное
обучение
обеспечивает
формирование
общих
и
профессиональных компетенций, поскольку способствует решению ряда
задач:
усиление
активно-познавательной
и
мыслительной
деятельности
студентов;
усиление мотивации к изучению профессионального модуля;
вовлечение студентов в процесс обучения, освоения нового материала
не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных
участников;
развитие коммуникативных компетенций у студентов, что помогает
установлению эмоциональных контактов;
выработка навыков самостоятельно находить информацию и передачи
информации для реализации совместной деятельности;
освоение навыка командной работы;
создание комфортных условий обучения, при которых студент
осознаёт свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность;
увеличение объема самостоятельной работы студента.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных
методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания
всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает,
что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет
обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Для решения учебных задач в процессе обучения студентов в
медицинском колледже используются следующие интерактивные формы:
1.
Интерактивные лекции. Лекции-беседы, лекции-провокации, лекции-
дискуссии,
лекции-конференции,
лекции-визуализации
(с
видеофрагментами, графикой, анимацией).
2.
Ситуационный анализ.
В кейс вкладываются профессиональные
ситуации
или
ситуационные
задачи.
Работа
студентов
ведётся
индивидуально или методом малых бригад.
3.
Деловые и ролевые игры служат средством актуализации, применения и
закрепления знаний, развития практического мышления.
Например,
«Санитарная обработка больного при педикулёзе», «Уход за больным
при лихорадке».
4.
Работа в малых группах.
Даёт всем обучающимся возможность
участвовать
в
работе,
практиковать
навыки
сотрудничества
и
межличностного
общения,
помогает
им
применять
знания
в
практических ситуациях, развивать клиническое мышление и умение
принимать решения в условиях реальной медицинской практики.
Например, при отработке практических навыков создаётся несколько
групп по 3-4 человека: медсестра, пациент и 1-2 эксперта. Состав групп
и роли в течение занятия меняются.
5.
Симуляционные тренинги.
Студентам предлагается симулированная
ситуация, например, «Посещение тяжелобольного пациента на дому».
Студенты показывают умения по проведению простых медицинских
манипуляций, профилактике пролежней, по общению с пациентом и
членами его семьи.
6.
Практические занятия с использованием симуляторов и тренажёров.
Например, использование симуляторов для катетеризации мочевого
пузыря, внутривенного введения лекарственных средств, проведение
сердечно-легочной
реанимации
помогает
студентам
развивать
практические навыки и уверенность в своих действиях.
7.
Самостоятельная
работа:
подготовка
презентаций,
работа
с
электронными ресурсами, участие в онлайн-конференциях.
Для внедрения интерактивных методов обучения необходимо провести
несколько этапов:
подготовительный: разработка сценариев занятий, подбор материалов,
создание необходимых условий;
организационный:
формирование
групп,
распределение
ролей,
постановка задач;
контролирующий: оценка результатов, обратная связь, корректировка
процесса.
Оценка эффективности интерактивных методов проводится по
следующим показателям:
успеваемость студентов;
качество знаний;
уровень сформированности компетенций;
удовлетворенность обучающихся;
практическая применимость полученных навыков.
Применение интерактивных методов обучения в медицинском колледже
является
необходимым
условием
подготовки
квалифицированных
специалистов среднего звена. Такой подход позволяет: повысить качество
образования,
сформировать
профессиональные
компетенции,
развить
необходимые навыки, подготовить специалистов к реальным условиям
работы.