Напоминание

"Игровые сеансы с детьми раннего возраста" обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду"

Автор: Арудова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 36
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые сеансы с детьми раннего возраста" обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Игровые сеансы с детьми раннего возраста»

(обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду)»

Арудова Татьяна Владимировна,

педагог-психолог МБДОУ-детский сад № 36

Детство - важнейший период человеческой

жизни, не подготовка к будущей жизни, а

настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто

вел ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира, -

от этого в решающий степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Воспитать человека – что это значит? При взаимодействии с родителями

(на родительских собраниях через анкету), задаем вопрос: каким вы хотите

видеть своего ребенка в будущем? Разные были ответы, но преобладало

желание родителей видеть своих детей здоровыми, умными, обеспеченными.

Немного

меньшее

число

родителей

заменили

последнее

на

«добрым,

отзывчивым», «чтобы его любили люди», Часто отвечали – «счастливым»,

вероятно, вкладывая в это объемное понятие все лучшее, что можно пожелать

любому человеку.

Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так , чтобы

маленький ребенок , только что пришедший в этот мир, стал счастливым,

удачливым, умным, добрым…

В

этом

сложном

процессе

становления

Человеком

(«счастливым,

удачливым, умным,

добрым»..) немало зависит от того, как ребенок

адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное, где

человек может чувствовать себя хорошо, безопасно, может реализовать свои

потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации.

Обеспечение безопасности ребенка в ДОУ, в том числе психологической

безопасности, охрана и поддержание физического и психического здоровья

участников

образовательного

процесса

должно

быть

приоритетным

направлением деятельности образовательного учреждения. Психологическая

безопасность образовательной среды, по определению И. А. Баевой, – это

состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического

насилия,

удовлетворяющее

потребности

в

доверительном

общении

и

характеризующееся

позитивным

отношением

к

ней

участников

образовательного процесса [1, c. 12].

Психологическая

безопасность

создает

условия

для

личностного

развития

ребенка,

возможности

его

самореализации.

Таким

образом,

диагностическими

показателями

психологической безопасности образовательной среды являются: уровень

отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень

удовлетворенности

характеристиками

образовательной

среды;

уровень

защищенности от психологического насилия во взаимодействии [2, c. 13].

Поступление ребенка в дошкольное учреждение в возрасте 2 лет является

для него большим стрессом, который вызван разлукой с матерью, контактом с

незнакомыми взрослыми и детьми, изменением обстановки. Хроническая

тревожность, возникающая при срыве адаптации, может являться фактором

патологических

процессов

во

многих

системах

организма

[3,

c.

59].

Психологической причиной адаптационного синдрома является изменение

эмоционального

состояния

вследствие

нарушения

привычных

условий

жизнедеятельности.

Чем

внезапнее

изменяется

окружающая

ребенка

обстановка, тем глубже и серьезнее эти изменения. Ребенок, не имеющий

психологической

защищенности,

не

может

сопротивляться

воздействию

различных

негативных

факторов

среды,

активно

и

позитивно

взаимодействовать с ней [4, c. 31]. Стресс проявляется в высокой тревожности,

страхе,

нежелании

вступать

в

игры,

контактировать

со

взрослыми

и

сверстниками, плохом сне и аппетите. Задача педагогов – скорейшее

преодоление

адаптационного

стресса,

создание

обстановки

доверия

и

защищенности, отношений сотрудничества и субъект-субъектного общения.

Для

детей

раннего

возраста

необходимы

особые

педагогические

воздействия, которые соответствуют потребностям и возможностям ребенка и

способствуют его полноценному развитию.

Для

решения

этой

задачи

мною

были

применены

процессе

осуществления воспитательной работы) технологии «Семь кругов защиты» [5]

по обеспечению психологической безопасности ребёнка в детском саду и

представляют собой разработку психолого-педагогических занятий для детей

старшего дошкольного возраста, а также игровые технологии направленные на

создание психологически безопасной образовательной среды в адаптационный

период. Адаптация – это не только привыкание ребенка к новым условиям, но и

к новым людям, режиму, требованиям. Не все дети обладают хорошими

адаптационными возможностями, и чтобы сделать период адаптации более

благоприятным, были включены игровые сеансы.

Воспитательная

практика

включает

консультации

и

тренинги

(на

родительских собраниях) с родителями (законными представителями) по

подготовке ребенка к посещению ДОУ; семинар для воспитателей ранних и

младших групп, принимающих малышей; создание комфортной, безопасной

предметно-развивающей среды, которая включает знакомые игрушки, альбомы

с семейными фотографиями, компоненты домашней обстановки; проведение

групповых занятий с психологом для развития коммуникативных навыков

малышей в детском саду, преодоления страха, застенчивости, неуверенности,

установления контактов с детьми и взрослыми, индивидуальные консультации

с участием родителей и воспитателя для изучения личностных особенностей

данного ребенка, условий воспитания в семье. Консультации для родителей

посвящены обсуждению вопросов режима дня, организации взаимодействия и

однонаправленности в воспитательной деятельности родителей и педагогов,

формированию предметно-развивающей среды ребенка.

Существенно меняется

характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается

игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется

структура

игровых

действий,

начинает

активно

работать

воображение.

Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста,

можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким

образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.

В период

адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником,

задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков.

Широко

используются подвижные игры, снимающие эмоциональное напряжение,

упражнения на развитие навыков самоуправления своим эмоциональным

состоянием: способность переключаться от негативных переживаний на

позитивные.

Кроме

игр

использовались

беседы,

продуктивные

виды

деятельности, песочная терапия, сказкотерпия.

В процессе осуществления воспитательной работы, я считаю наиболее

значимым

проведение мероприятий с использованием игровых технологий

(игровых сеансов) в период адаптации и «Семь кругов защиты», направленных

на

создание

психологической

безопасности

образовательной

среды

дошкольного

учреждения

и

позволяют

снизить

тревожность,

создать

благоприятную эмоциональную атмосферу, научить детей понимать друг друга.

Совместная работа педагога-психолога, воспитателя и родителей позволяет

достичь

поставленной

цели

создания

атмосферы

психологической

безопасности и эмоционального благополучия в период адаптации.

Литература:

1. Баева

И.

А.,

Волкова

Е.

Н.,

Лактионова

Е.

Б.

Психологическая

безопасность

образовательной среды: развитие личности. СПб.: НесторИстория, 2011. 272 c.

2.

Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая

культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. №

12. C. 7–19

3. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-

та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). C. 56–60.

4. Вершинина Л. В., Глущенко Ю. А., Леонтьева О. В. Основные подходы к профилактике

осложнений в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному

учреждению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).

2004. Вып. 5 (42). С. 31–33.

5. «Семь кругов защиты» Методические рекомендации по обеспечению психологической

безопасности ребёнка в детском саду МБУ ЕЦПППН «Диалог»