Автор: Арудова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 36
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые сеансы с детьми раннего возраста" обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду"
«Игровые сеансы с детьми раннего возраста»
(обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду)»
Арудова Татьяна Владимировна,
педагог-психолог МБДОУ-детский сад № 36
Детство - важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая
жизнь. И от того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира, -
от этого в решающий степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Воспитать человека – что это значит? При взаимодействии с родителями
(на родительских собраниях через анкету), задаем вопрос: каким вы хотите
видеть своего ребенка в будущем? Разные были ответы, но преобладало
желание родителей видеть своих детей здоровыми, умными, обеспеченными.
Немного
меньшее
число
родителей
заменили
последнее
на
«добрым,
отзывчивым», «чтобы его любили люди», Часто отвечали – «счастливым»,
вероятно, вкладывая в это объемное понятие все лучшее, что можно пожелать
любому человеку.
Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так , чтобы
маленький ребенок , только что пришедший в этот мир, стал счастливым,
удачливым, умным, добрым…
В
этом
сложном
процессе
становления
Человеком
(«счастливым,
удачливым, умным,
добрым»..) немало зависит от того, как ребенок
адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное, где
человек может чувствовать себя хорошо, безопасно, может реализовать свои
потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации.
Обеспечение безопасности ребенка в ДОУ, в том числе психологической
безопасности, охрана и поддержание физического и психического здоровья
участников
образовательного
процесса
должно
быть
приоритетным
направлением деятельности образовательного учреждения. Психологическая
безопасность образовательной среды, по определению И. А. Баевой, – это
состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического
насилия,
удовлетворяющее
потребности
в
доверительном
общении
и
характеризующееся
позитивным
отношением
к
ней
участников
образовательного процесса [1, c. 12].
Психологическая
безопасность
создает
условия
для
личностного
развития
ребенка,
возможности
его
самореализации.
Таким
образом,
диагностическими
показателями
психологической безопасности образовательной среды являются: уровень
отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень
удовлетворенности
характеристиками
образовательной
среды;
уровень
защищенности от психологического насилия во взаимодействии [2, c. 13].
Поступление ребенка в дошкольное учреждение в возрасте 2 лет является
для него большим стрессом, который вызван разлукой с матерью, контактом с
незнакомыми взрослыми и детьми, изменением обстановки. Хроническая
тревожность, возникающая при срыве адаптации, может являться фактором
патологических
процессов
во
многих
системах
организма
[3,
c.
59].
Психологической причиной адаптационного синдрома является изменение
эмоционального
состояния
вследствие
нарушения
привычных
условий
жизнедеятельности.
Чем
внезапнее
изменяется
окружающая
ребенка
обстановка, тем глубже и серьезнее эти изменения. Ребенок, не имеющий
психологической
защищенности,
не
может
сопротивляться
воздействию
различных
негативных
факторов
среды,
активно
и
позитивно
взаимодействовать с ней [4, c. 31]. Стресс проявляется в высокой тревожности,
страхе,
нежелании
вступать
в
игры,
контактировать
со
взрослыми
и
сверстниками, плохом сне и аппетите. Задача педагогов – скорейшее
преодоление
адаптационного
стресса,
создание
обстановки
доверия
и
защищенности, отношений сотрудничества и субъект-субъектного общения.
Для
детей
раннего
возраста
необходимы
особые
педагогические
воздействия, которые соответствуют потребностям и возможностям ребенка и
способствуют его полноценному развитию.
Для
решения
этой
задачи
мною
были
применены
(в
процессе
осуществления воспитательной работы) технологии «Семь кругов защиты» [5]
по обеспечению психологической безопасности ребёнка в детском саду и
представляют собой разработку психолого-педагогических занятий для детей
старшего дошкольного возраста, а также игровые технологии направленные на
создание психологически безопасной образовательной среды в адаптационный
период. Адаптация – это не только привыкание ребенка к новым условиям, но и
к новым людям, режиму, требованиям. Не все дети обладают хорошими
адаптационными возможностями, и чтобы сделать период адаптации более
благоприятным, были включены игровые сеансы.
Воспитательная
практика
включает
консультации
и
тренинги
(на
родительских собраниях) с родителями (законными представителями) по
подготовке ребенка к посещению ДОУ; семинар для воспитателей ранних и
младших групп, принимающих малышей; создание комфортной, безопасной
предметно-развивающей среды, которая включает знакомые игрушки, альбомы
с семейными фотографиями, компоненты домашней обстановки; проведение
групповых занятий с психологом для развития коммуникативных навыков
малышей в детском саду, преодоления страха, застенчивости, неуверенности,
установления контактов с детьми и взрослыми, индивидуальные консультации
с участием родителей и воспитателя для изучения личностных особенностей
данного ребенка, условий воспитания в семье. Консультации для родителей
посвящены обсуждению вопросов режима дня, организации взаимодействия и
однонаправленности в воспитательной деятельности родителей и педагогов,
формированию предметно-развивающей среды ребенка.
Существенно меняется
характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается
игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется
структура
игровых
действий,
начинает
активно
работать
воображение.
Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста,
можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким
образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.
В период
адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником,
задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков.
Широко
используются подвижные игры, снимающие эмоциональное напряжение,
упражнения на развитие навыков самоуправления своим эмоциональным
состоянием: способность переключаться от негативных переживаний на
позитивные.
Кроме
игр
использовались
беседы,
продуктивные
виды
деятельности, песочная терапия, сказкотерпия.
В процессе осуществления воспитательной работы, я считаю наиболее
значимым
проведение мероприятий с использованием игровых технологий
(игровых сеансов) в период адаптации и «Семь кругов защиты», направленных
на
создание
психологической
безопасности
образовательной
среды
дошкольного
учреждения
и
позволяют
снизить
тревожность,
создать
благоприятную эмоциональную атмосферу, научить детей понимать друг друга.
Совместная работа педагога-психолога, воспитателя и родителей позволяет
достичь
поставленной
цели
–
создания
атмосферы
психологической
безопасности и эмоционального благополучия в период адаптации.
Литература:
1. Баева
И.
А.,
Волкова
Е.
Н.,
Лактионова
Е.
Б.
Психологическая
безопасность
образовательной среды: развитие личности. СПб.: НесторИстория, 2011. 272 c.
2.
Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая
культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. №
12. C. 7–19
3. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-
та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). C. 56–60.
4. Вершинина Л. В., Глущенко Ю. А., Леонтьева О. В. Основные подходы к профилактике
осложнений в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному
учреждению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).
2004. Вып. 5 (42). С. 31–33.
5. «Семь кругов защиты» Методические рекомендации по обеспечению психологической
безопасности ребёнка в детском саду МБУ ЕЦПППН «Диалог»