Автор: Ладоня Ольга Викторовна
Должность: преподаватель вкк
Учебное заведение: Благовещенский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
Населённый пункт: Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Ладоня О.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Благовещенского филиала Финуниверситета
Одна из основных проблем организации процесса обучения современной
молодежи – это мышление, которое способно воспринимать небольшие объемы
информации. С этим связана разработка значительного количества разнообразных
образовательных технологий, в основе которых лежит идея создания адаптивных
условий для каждого обучающегося, т.е. адаптация содержания, методов, форм
образования
к
особенностям
обучающегося
и
максимальная
ориентация
на
самостоятельную деятельность или работу в малой группе.
Критическое мышление – это вид интеллектуальной деятельности человека,
который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности
подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем
наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология критического мышления дает обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу
обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает преподавателю:
-
умение
создать
в
аудитории
атмосферу
открытости
и
ответственного
сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик,
которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в
процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других педагогов.
Исходя из этого критическое мышление может развивать следующие качества
обучающегося:
1)
готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2)
гибкость (восприятие идей других);
3)
настойчивость (достижение цели);
4)
готовность
исправлять
свои
ошибки
(воспользоваться
ошибкой
для
продолжения обучения);
5)
осознание (отслеживание хода рассуждений);
6)
поиск
компромиссных
решений
(важно,
чтобы
принятые
решения
воспринимались другими людьми).
При проведении занятий по дисциплине «Информационные технологии в
профессиональной
деятельности»,
«Информатика»,
особенно
на
первых
уроках,
применяю приём «Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на
начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний. Этот
прием позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме. На
доске можно нарисовать или вообразить корзину, в которой будет собрано всё то, что все
обучающиеся знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей
процедуре:
1 этап. Студенты выполняют работу индивидуально.
2 этап. Затем происходит обмен информацией в группах. Студенты делятся и
обсуждают друг с другом знания (групповая работа), выделяют совпадающие
представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают общий вариант ответа.
3 этап. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно
из выписанных выражений. Преподаватель фиксирует реплики на доске.
Основное
условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у
обучающихся знания по конкретной теме, что позволяет преподавателю диагностировать
уровень подготовки учебной группы, использовать полученную схему в качестве опоры
при объяснении нового материала.
Таким образом, студенты совместно пытаются дать определения таким понятиям
как информация, данные, технология, информационная технология, информационная
система, информационные ресурс, продукт, услуга, общество
Рассмотрим прием «Кластер».
Суть приёма – представление информации в
графическом оформлении, в котором отслеживается структура учебного материала.
В центре записывается ключевое понятие, рядом – понятия, связанные с
ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями, стрелками со всеми понятиям
«второго уровня».
Кластер используется, когда нужно собрать у студентов все идеи или ассоциации,
связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Составляющие ИКТ
Прием «Верные, неверные утверждения» применяется часто при опросах или
письменных работах.
Преподаватель зачитывает верные и неверные утверждения.
Студенты выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывают свой ответ,
описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Предлагать следует
такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия. После
знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно
вернуться
к
имеющимся
утверждениям
и
попросить
студентов
оценить
их
достоверность, используя полученную информацию.
Часто прием использовался в качестве домашнего задания. Предлагаю студентам
составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на
следующем занятии. Акцентирую внимание обучающихся на том, что не нужно заранее
изучать тему самостоятельно и заглядывая в текст нового параграфа. Предположения
должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение
строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.
Следующий прием «Ромашка вопросов» представлю на следующем примере
построения шаблона бизнес-модели компании. По итогам выполнения проходила защита
каждой бизнес-модели. Тогда для уточнения и корректировки каждой модели
аудиторией студентов и мной, преподавателем, были заданы вопросы с опорой на прием
технологии критического мышления «Ромашка вопросов» («Ромашка Бенджамина
Блума»). Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Таксономия (порядок) вопросов достаточно популярна в мире современного
образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной
деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить,
воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах
контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.: Что
предлагает фирма? Какие товары и услуги предлагает фирма?
2. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали
о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения
информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти
вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос
можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза):
«Ты
действительно
думаешь,
что...?»:
Ты
действительно
думаешь,
что
потребительским сегментом при продаже цифровой техники являются люди среднего и
старшего возраста?
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова
«Почему?».
В
некоторых
ситуациях
(как
об
этом
говорилось
выше)
могут
восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях –
направлены на установление причинно-следственных связей. Если студент знает ответ на
этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно,
данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент
самостоятельности: Почему клиенты готовы платить за эту услугу так много?
4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке
есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза: Как ты думаешь, что
изменилось бы в этой модели, если бы не было пункта в модели «Взаимоотношения с
клиентами»?»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки
тех или иных событий, явлений, фактов:
Чем один потребительский сегмент
отличается от другого?
6.
Практические вопросы. используются всегда, когда они направлены на
установление взаимосвязи между теорией и практикой: На каких еще примерах можно
наблюдать данную бизнес-модель компании?
Системность такой работы полностью обеспечивает выполнение требований к
результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, в частности
разделу стандарта об общих компетенциях специалиста. У обучающихся формируются
следующие умения:
видеть и вычленять проблемы,
уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями
информацию,
выделять основной смысл текста, а в дальнейшем события, явления,
соотносить со своим опытом и ценностями,
понимать и интерпретировать тексты,
схематизировать информацию из письменных и устных источников,
собственные
идеи,
рассуждения,
а
в
дальнейшем
систематизировать
и
классифицировать эту информацию,
строить индивидуальную и коллективную деятельности,
осуществлять рефлексию своей деятельности и в связи с этим
использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и
слабых сторонах своей личности, строить коммуникацию с другими людьми –
вести диалог.