Напоминание

"Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних"

Автор: Филатова Ирина Олеговна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСОН РО СРЦ "Миллеровского района"
Населённый пункт: г. Миллерово
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для педагогов: «Профилактика самовольных уходов

несовершеннолетних».

Психическое

развитие

детей,

воспитывающихся

без

попечения

родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них

отмечается замедленный темп психического развития, низкий уровень

интеллектуального развития, они менее эмоциональны, менее развито

воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного

поведения.

Поведение

этих

детей

характеризуется

раздражительностью,

вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и

взаимоотношения,

обидчивостью,

провоцированием

конфликтов

со

сверстниками, неумением общаться с ними.

Подростки

«группы

риска»

характеризуются

трудностями

во

взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств,

иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во

взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания

вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении

учебным

материалом,

проявлениями

грубого

нарушения

дисциплины

(бродяжничеством,

воровством).

В

отношениях

с

взрослыми

у

них

проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и

ценности другого человека.

Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в

совершенно

незнакомую

обстановку,

где

ему

необходимо

стать

самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом

социальном окружении.

Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться, создать такой

психологический

климат

в

учреждении,

который

способствовал

бы

доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал

стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут

должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут.

В

качестве

основных

подходов,

влияющих

на

адаптацию

воспитанников

в

социальном

учреждении

и

позволяющих

избегать

дезадаптации (в частности самовольных уходов из учреждения), можно

предложить следующие:

- общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

- понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается

в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;

- установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

- четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне,

а на научном; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных

задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста;

- понимание того, что «общение с взрослым – необходимое условие

психического и личностного развития ребенка»;

- выявление и социально-психологическая работа с личностными

трудностями ребенка;

- целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого,

так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

- своевременность социальной, педагогической и психологической

помощи ребенку.

Педагог социального учреждения должен уважительно относиться к

своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени.

Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В

любом возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо

учитывать во взаимодействии с детьми.

Педагогу при обращении к ребенку следует обратить внимание на

интонацию. Тон панибратства с детьми недопустим. Взрослому в детском

коллективе стоит с самого начала правильно подбирать нужный тон, жесты и

слова, а также следить за культурой речи.

Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у

ребят друг с другом и с взрослым, возлагается на последнего. Необходимо

учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного

психологического климата в детском коллективе:

Следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков

ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно

тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так

поступать

в

дальнейшем.

Разговор

наедине

с

максимумом

такта,

сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное

осмеяние или категоричные запреты.

Воспитателю не следует сравнивать ребенка с другими детьми.

Если воспитатель видит, что между детьми возникает нездоровое

соперничество, то пусть дети играют в такие игры, в которых дети не

конкурируют друг с другом за право кому-то одному получить приз,

поощрение, похвалу, а взаимодействуют, вместе приходя к какому-то

результату и получая коллективную награду.

Воспитателю не стоит однозначно оценивать достижения и неудачи

ребенка. Если его критиковать, давать резкие негативные оценки, то это

заставит ребенка страдать и чувствовать себя ущербным среди других детей.

Но

и

беспрерывные

восторженные

отзывы

не

помогут

адекватной

самооценке. Хвалить ребенка нужно за то, что он действительно сделал

хорошо.

Воспитателю необходимо разрешить ребенку ошибаться. Недаром

говорят, что на ошибках учатся. Ведь чем старше ребенок становится, тем

чаще обращает внимание на свои промахи и сам невольно сравнивает себя с

другими детьми. В таком случае важно его успокоить, а не заострять на

ошибке внимание.

Одним из самых эффективных методов стимулирования является

похвала. Хвалить ребенка необходимо с соблюдением основных правил:

За приложенные им усилия. Незаслуженная похвала вызывает зависть

товарищей и настраивает их против взрослого.

Дети охотно и преувеличенно приписывают взрослым «любимчиков»,

но не стоит их выделять, а хвалить их нужно с учетом момента, также как и

всех остальных детей.

При взаимодействии с детьми взрослый ни в коем случае не должен

забывать, что каждый ребенок имеет потребность в защите и заботе, в более

старшем возрасте – потребность в дружеской поддержке.

Педагогу, которому предстоит работать с детьми, необходимо хорошо

знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, чтобы

сотрудничать с ним, а не конфликтовать.

Искренне интересуйтесь детьми, умейте слушать их, чаще им

улыбайтесь.

Стремитесь проявлять чуткость, внимание, заботу – дети обязательно

оценят это.

Стремитесь ощущать настроение детей в общении с вами.

В общении с детьми исходите не только из педагогических целей и

задач, но и из интересов ребенка.

Лучше попросить, чем приказать,

дети не выносят давления со

стороны.

Учитесь видеть в детях только хорошее, и они будут следовать вашим

представлениям о них.

Старайтесь активнее влиять на психологическую атмосферу в детском

коллективе, формировать положительный микроклимат.

Не забывайте, что у детей могут быть конфликтные ситуации и в ваших

силах придать им конструктивный или деструктивный характер.

Будьте справедливы в разрешении конфликтов между детьми, дети

никогда не забудут несправедливого решения.

Никогда не отвечайте грубостью на грубое, развязное отношение со

стороны

воспитанников,

постарайтесь

выявить

причину

подобного

поведения ребенка.

Старайтесь чаще ставить себя на место ребенка, как счастливого, так и

несчастного.

Обращайте внимание в общении на особенности девочек и мальчиков;

девочки более эмоциональны, более ранимы.

Старайтесь, чтобы в общении с детьми чаще звучали одобрение,

похвала, поощрение.

Дети очень чутко улавливают, как вы к ним относитесь.

Не забывайте, что, общаясь с детьми, взрослый воздействует на них не

только словом, но и личным примером, разговаривая, учит правильно и

образно говорить, логически мыслить, правильно общаться между собой и со

старшими, в том числе и с ним самим.