"Правила профилактики конфликтов в педагогической среде"

Автор: Хмелева Светлана Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Ленинская СОШ
Населённый пункт: Хутор Ленин, Белокалитвинский район, Ростовская область
Наименование материала: Методические рекомендации по профилактике конфликтов
Тема: "Правила профилактики конфликтов в педагогической среде"
Дата публикации: 20.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Правила профилактики конфликтов в педагогической

среде.
«Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека. Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми. Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия. Несмотря на то, что взаимоотношениям с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты все же неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. Для того, чтобы в педагогической среде как можно меньше происходило конфликтов, предлагаем вам несколько методов. Они помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Вот эти методы.

Внушение
представляет собой целенаправленное воздей ствие на другого путем влияния на его психику. Оно рассчитано на эмоциональное восприятие, без логических доказательств.
Убеждение
является аргументированным, активным воз действием при помощи логических средств, направленных на снятие психологических барьеров, напряженности в педагогическом кол лективе, возникшей по поводу работы.
Подражание
- воздействие на одного педагога или группу при помощи личного примера.
Вовлечение
- психологический прием, при помощи кото рого участники образовательного процесса становят ся участниками процесса подготовки, выработки и реализа ции решений, постановки конечных целей и определения путей их достижения.
Принуждение,
посредством которого педагога заставля ют против его желания выполнить определенные действия.
Побуждение,
при котором подчеркиваются положительные качества педагога, его квалификация и опыт, уверенность в его возможностях. Это позволяет повысить моральную значимость поручаемого дела. В немалой степени почвой для появления разнообразных конфликтов являются ошибки руководителя образовательного учреждения при организации решения учебно-воспитательных и управленческих задач. Для перевода таких конфликтов в творческое, конструктив ное русло психологи рекомендуют применять
методику распределения ролей
. Такое распределение складывается стихийно как резуль тат взаимодействия поведения педагогов в коллективе. Надо стремиться, чтобы различные роли в конфликте допол няли друг друга таким образом, чтобы в их взаимодействии достигался бы сбалансированный ансамбль. На возникновение конфликтов и эффективность их раз решения помимо непосредственного содержания принимаемых решений влияют особенности поведения конфликту ющих сторон, поэтому целесообразно классифицировать
возможные стили поведения в конфликтных

ситуациях.

Можно выделить три основных стиля:

деструктивный, корректирующий, прогностический.


Деструктивный стиль поведения
отрицает возможность уступок и компромиссов, который оценивается как прояв ление слабости. Одной из основных особенностей этого сти ля является постоянное демонстративное подчеркивание собственной правоты и ошибочности позиции, установок, действий оппонентов. Это приводит к эмоциональному вос приятию конфликтной ситуации сторонами. Обычно возникают затяжные конфликты.
Для корректирующего (запаздывающего) стиля

характерно
отставание оценки ситуации, и поэтому реакция на конфликт возникает, как правило, уже после его начала. Возникнове ние конфликта для людей с корректирующим стилем пове дения является неожиданностью. Для них затруднена оцен ка возможного ответа оппонента. План выхода их конфликта практически отсутствует.
Основная особенность прогностического стиля
- заблаго временное проведение анализа опасных зон возможного воз никновения конфликтных ситуаций, что позволяет избегать нежелательных конфликтов. Как правило, они идут на кон фликт осознанно, тщательно все оценив и только в тех слу - чаях, когда он неизбежен или остался последним способом решения проблемы. Вступив в конфликт, они продумывают варианты своих действий и возможные действия оппонен тов и заранее готовят ответы на них. Лица, обладающие про гностическим стилем поведения, предпочитают компромиссы и ориентируются на долгосрочную перспективу.
Сформулируем первое правило разрешения и профилак

тики

конфликтов:
контролируйте и совершенствуйте свой стиль поведения в конкретных ситуациях. На вероятность возникновения и специфику протекания конфликтов оказывает влияние личностные особенности их участников. Одна из наиболее значимых личностных черт, которую необходимо учитывать оппонентам по конфликту - уровень агрессивности. Существенной личностной чертой оппонентов по конф ликту является также самооценка, определяющая степень уверенности в себе. Людям с низкой самооценкой свойстве нен страх за последствие своих действий в сочетании с не предсказуемостью поведения. Обычно очень сдержанные и избегающие любых осложнений люди такого склада неожи данно сами могут выступить инициаторами конфликтов, ког да они замечают действительную или только кажущуюся слабость оппонента. В этих случаях чувство собственного превосходства, воз можность действовать «с позиции силы» провоцирует их на конфликт. При возникновении предконфликтных или конфликтных ситуаций в отношениях с таким лицами наилуч шей служит тактика, сочетающая твердость и сдержанность, но в то же время при необходимости ясно дающая понять
оппоненту, к каким нежелательным последствиям может привести вызванный им конфликт. В подавляющем большинстве случаев этого оказывается достаточно для предотвращения конфликта. Помимо учета таких личностных черт, как агрессивность и социальная тревожность, для предотвращения конфлик тов необходимо принимать во внимание и такие индивиду альные особенности своих партнеров и оппонентов, как их по вышенная эмоциональная возбудимость и неумение контролировать собственные эмоции. Эти особенности могут привести к резкому поведенческому «всплеску», который способен инициировать конфликт, о чем впоследствии сам индивид может пожалеть. На соотношение компонентов эмоциональной и рацио нальной реакции влияет также функциональное состояние человека. В состоянии утомления, эмоционального или фи зического стресса, болезни возможность контролировать свои поступки уменьшается, возрастает удельный вес спон - танных, бессознательных реакций. Поэтому не следует обсуждать с колле гами их проблемы немедленно, лучше предоставить им дос таточное время для того, чтобы остудить чувства и восстановить сознательный контроль. Итак, психофизиологическое состояние и его индивиду альные особенности - негативная или завышенная само оценка, избыточная эмоциональность реагирования, повы шенная агрессивность - играют чрезвычайно важную роль в возникновении и развитии конфликтов
Поэтому сформулируем второе правило профилактики

конфликтов:
учитывайте личностные особенности и фун кциональное состояние оппонента. Изучая принципы возникновения и механизм развития конфликтов, нельзя забывать о том, что люди - существа эмоциональные, пристрастные и далеко не всегда рациональ ные. Нередко конфликты начинаются не из-за объективных причин, а ради удовлетворения от самого процесса конфлик та. Парадокс? Нет! Известная в психологии «компенсатор ную» функция конфликта. Одной из важнейших потребнос тей человека является потребность обратить на себя внимание окружающих, добиться признания. Признание окружающих может быть позитивным (одоб рение, забота) или негативным (неодобрение, нанесение ущерба), но, поскольку оно существенно необходимо для поддержания нормального эмоционального и психического состояния личности, человек начинает заботиться о получе - нии хотя бы негативного признания, если позитивное по раз личным причинам оказывается недоступным для него. В этом случае он пытается
провоцировать окружающих на конф ликт, чтобы хоть таким способом вступить с ними во взаимодействие, обратить на себя их внимание. Форма проявления конфликта может быть разная - по стоянное опоздание на работу, нарушение технологических правил, частые несогласия с начальством и коллективом, но причина, большей частью не осознаваемая самим «виновни ком», одна - дефицит признания со стороны окружающих. Если Вы столкнулись с такой проблемой, не пытайтесь бо - роться с сотрудниками путем наказаний, провоцирующих вас на конфликт, поскольку тем самым вы даете им возмож ность получить негативное признание и только закрепляете стереотип нежелательного поведения. Оптимально решение состоит в том, чтобы дать таким со трудникам позитивное признание, так редко ими до того получаемое.
Поэтому запомните третье правило профилактики конфликтов:
дайте людям позитивное признание, повышайте их самооценку.
Один из ключевых моментов профилактики конфлик

тов
- прогнозирование возможных последствий своих дей ствий, развития ситуации и поведения оппонентов. Такое прогнозирование целесообразно по нескольким обстоятельствам. Прежде всего, оно позволяет своевременно диагностировать появление неблагоприятных тенденций в отноше ниях, обнаруживать и избегать зон потенциального возник новения конфликтов, предотвращать неблагоприятное развитие конфликтных ситуаций. Кроме того, становится возможной заблаговременная подготовка программы дей - ствий, избавляющая от необходимости принятия решений post factum в стрессовой ситуации дефицита времени, что чревато неизбежными ошибками, промахами и психоэмоци ональными перегрузками, затрудняющими, в свою очередь, точность и правильность решений.
Таким образом, мы подошли к четвертому правилу про

филактики

конфликтов:
прогнозируйте возможное разви тие событий, заранее планируйте ответные действия. Для понимания скрытых причин и механизмов процессов перехода от предконфликтной ситуации к неприкрытому и все более развертывающемуся конфликту большую роль иг рает такое понятие, как психологическая защита, введенная основателем психоанализа З. Фрейдом. Психологическая защита представляет собой специальную регуляторную, бессознательно функционирующую систему стабилизации личности, призванную предохранять сферу со знания человека от отрицательных психотравмирующих эмо ций, возникающих во время конфликтов.
Особо следует подчеркнуть, что система действует непро извольно, помимо воли и желания самого человека и без его активного контроля, а также скрыта от его сознания. Необходимость в психологической защите возникает при развитии чувств или возникновении мыслей, представляю щих угрозу самоуважению, представлениям о самом себе (об разу «Я»), системе фундаментальных ценностных ориента ций, снижающих самооценку. Однако при осуществлении этой, безусловно, необходимой предохранительной функции психологическая защита способна существенно извратить предстающую в сознании участников конфликта картину. При затяжном или обостренном конфликте вследствие действия психологической защиты возникают две группы факторов, в свою очередь, усугубляющих конфликт. Во-первых, отрицательные эмоции, вызываемые спорны ми вопросами, все более переходят с проблемы на личность оппонентов, и таким образом конфликт приобретает не си туативный (из-за чего), а межличностный смысл (между кем). Одним из механизмов этого процесса выступает так называемый двойной стандарт, то есть стремление объяснить соб ственные действия в конфликтной ситуации объективными причинами (вынужденность, особенности положения, реак ция на поступки других), а действия оппонента - негатив ными личностными особенностями (зависть, мелочность, раздражительность). Центральным является механизм пси - хологической проекции, понятие которой сформулировал З. Фрейд и детально разработал К. Юнг. На основе психологической проекции возникает, в част ности, положительная (подкрепляющая) функциональная обратная связь: чем более усиливается конфликт, тем более неприглядным формируется образ оппонента, а это опять таки приводит к усилению конфликта. Возникает порочный круг, который можно разорвать толь ко на начальных стадиях. Если это не удалось, то образуется конфликт «на истребление», оканчивающийся воистину «пирровой победой» одного из участников. Во-вторых, создается устойчивый негативный стереотип оппонента, который надолго сохраняется после прекраще ния конфликта, непосредственно его вызвавшего. Постоян но возникает превратная оценка его действий, которые изоб ражаются более угрожающими, конфликтными, чем это есть на самом деле. Одновременно растет агрессивность по отно - шению к нему. Возникает стабильная установка на конфликт с этим человеком или группой людей, резко повышающая вероятность возникновения конфликта в будущем.
Таким образом, бессознательные психологические защит ные механизмы приводят к углублению и обострению конф ликта, а также способствуют формированию стереотипов не желательных межличностных отношений. Они образуют как бы «хвост конфликта». Как избежать этого? Для предотвращения таких неблагоп риятных последствий существует только одна рациональная альтернатива - своевременный, взвешенный компромисс, учитывающий баланс интересов. Разумеется, надо понимать, что путь компромисса психо логически труден: приходится в чем-то уступать, отказывать ся от некоторых планов, может быть, очень лично значимых. Гораздо проще добиваться выполнения всех своих требо ваний, ведь вы, конечно, убеждены, что полностью правы. Предположим, что это на самом деле так. Но не надо забы вать, что вашему оппоненту тоже кажется, что прав именно он. И если в создавшейся ситуации вам даже удастся силовыми методами добиться «решительной победы», то в долго срочной перспективе последствия, скорее всего, будут негативными.
Итак, пятое правило профилактики и разрешения конфликтов:
добивайтесь разумного компромисса, желательно на предконфликтной стадии.
Используя ПРАВИЛА, Вы сможете комфортно и с наибольшей

продуктивностью осуществлять процесс обучения и воспитания.

Удачи.