Автор: Новикова Анастасия Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №44"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА
Проблемы современного общества на первый план выдвигают задачу
оптимизации социальных связей и социальных отношений. В группу риска
по нарушениям социальных связей и формированию адекватных социальных
отношений входят лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Особую
группу
составляют
глухие
и
слабослышащие
дети,
чьи
коммуникативные трудности выражены значительно.
Как отмечает Л.А. Головчиц, формирование речевой функции у детей с
нарушениями слуха является важным условием их социализации и адаптации
в обществе [2]. Социальное развитие таких детей сопряжено с усвоением
средств общения. Формирование устной речи является важнейшим условием
психического и речевого развития детей данной категории (Волкова К.А.,
Денисова О.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. и др.). Устная речь — наиболее
естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими
людьми и для лиц с сенсорной депривацией [1, 4, 9].
В сурдопедагогике данная проблема всегда стояла на первом месте (Ф.
A. Pay, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, К. А. Волкова, Н. Ф. Слезина и др.).
Согласно
литературным
данным,
дети
с
нарушениями
слуха овладевают устной речью только в условиях специального обучения,
которое
строится
на
основе
использования
остаточного
слуха
с
привлечением зрительного, тактильного, двигательного, кинестетического
анализаторов, а так же широкого применения технических средств обучения
(звукоусиливающей аппаратуры,
вибраторов,
визуальных
приборов),
современных информационных технологий. В условиях модернизации
специального образования на занятиях по формированию устной речи детей
с недостатками слуха используются специальные компьютерные программы
(E.JI. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, И.А. Никольская и др.)
[6].
Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной
ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И.
П. Павлов, И. М. Сеченов), в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев,
А. А. Люблинский, Б. Д. Эльконин), в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М.
М. Кольцова), в лингвистике (Л. Р. Зиндер), в психолингвистике (А. А.
Леонтьев), а также в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова, Ф. А.
Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко и др.) [5].
Речевое общение — существенный компонент окружающей среды и
обязательное условие развития слышащего ребенка. В процессе нормального
развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:
а) в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция
на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ на громкий стук,
удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации,
дыхании;
б) на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по
высоте и тембру;
в) в 10 — 11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по
их интонационной и ритмической окраске;
г) в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному
совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового
состава речи, формируется способность к различению на слух всех фонем
родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного
становления детской речи [10].
Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия
на ход его развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего.
Слышащий ребенок шести месяцев уже различно реагирует на интонацию
обращенной к нему речи, а глухой ребенок не воспринимает и поэтому не
различает интонации. Крик и плач слышащего ребенка при разных
обстоятельствах различны по интонации, крик и плач глухого сипловаты,
монотонны, лишены характерных для слышащего модуляций (Ф.Ф. Pay).
Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается
у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не
воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на
них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания
глухого ребенка [9].
Как отмечают исследователи, в зависимости от степени понижения
слуха происходит то или иное искажение произносительной стороны речи.
У детей с нарушениями слуха наблюдаются искажения, пропуск, замена,
иногда перестановка звуков, смешение звонких звуков с глухими, шипящих
со свистящими, твердых с мягкими. Кроме того, смешиваются слова,
сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми
звуками. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше
страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и
труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем
многообразнее будут дефекты произношения [2].
У глухих детей при формировании навыков устной речи обращается
внимание
на
соблюдение
определенных
требований:
она
должна
соответствовать
необходимым
грамматическим,
лексическим
и
синтаксическим
правилам,
фонетическому
оформлению
речи
и
самоконтролю над ней (Енько П.Д., Волкова Н.А., Лаговский Н.М., Леонгард
Э.И., Рау Ф.Ф. и др.). [5]
Чем младше потерявший слух ребёнок, тем скорее и сильнее нарушается
и
даже
распадается
его
речь.
Важно
как
можно
раньше
начать
коррекционную работу по сохранению речи и формированию на её базе
навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль
отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идёт
обучение детей чтению [8].
По мнению многих специалистов, начало
целенаправленной
работы
по
формированию
устной
речи
детей
с
нарушениями слуха уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить
появление многих нарушений речи, а зачастую и другие, более сложные
речевые патологии, что способствует их ранней коррекции [3].
Теоретическое обоснование данной проблемы позволяет выделить
основные направления работы
по развитию устной речи детей данной
категории младшего школьного возраста:
уточнение
приближенного
произношения,
переключение
учащихся с приближенного воспроизведения звуковой структуры слов на
точное;
совершенствование
произносительных
навыков,
овладение
умением соблюдать правила орфоэпии и знакомство с подвижностью
ударения в словах в связи с изменением их формы;
коррекция имеющихся или возникающих у детей недостатков
фонетического оформления слов [9].
Своеобразие
формирования
словесной
речи
глухого
школьника
вызывает необходимость: применения в детском саду и школе строго
разработанной повседневной речевой практики, в том числе частого общения
со слышащими сверстниками; изучения словесной речи в тесном единстве
всех ее видов — устной, письменной и их разновидностей, из которых на
первоначальном этапе обучения особое значение имеет тактильная речь,
организации и осуществления работы по развитию словесной речи глухого
ребенка с учетом неразрывной связи ее с мышлением, особенно с абстрактно
теоретическим [1].
Не смотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся
формирования
речевой
деятельности
детей
с
нарушениями
слуха,
социальные аспекты устной речи не редко остаются слабо освящены в
специальной литературе. В то же время, формирование устной речи в плане
ее
социального
предназначения
позволяет
достичь
истинных
целей
коррекционно-педагогического воздействия.
Это позволяет сделать вывод о том, что существует противоречие между
значимостью формирования устной речи у детей с нарушениями слуха
для
реализации
коммуникативных
и
социальных
потребностей
и
недостаточностью научно-практического решения проблемы овладения
произносительной стороной речи. Недостаточная разработанность проблемы
и ее значимость для решения вопросов развития устной речи детей с
нарушениями слуха позволили обозначить эту тему перспективной для
экспериментального исследования.
Таким образом, теоретический обзор проблемы изучения формирования
устной речи у детей с нарушениями слуха позволил актуализировать задачу
развития устной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, а
именно создание у них потребности в устном общении, формирование
внятной, максимально приближенной к естественной, устной речи. Это будет
способствовать включению детей данной категории в социум, так как в
процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые
позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные
сферы
развития
дошкольников
и
школьников
с
ограниченными
возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению.-
М.: Просвещение, 1980.- 128 с.
2.
Головчиц Л.А.
Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и
обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304
с. — (Коррекционная педагогика).
3.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи
у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.
И. Герцена: Союз, 2000.
4.
Денисова
О.А.
Формирование
навыков
самоконтроля
над
произношением глухих детей старшего дошкольного возраста:
Автореф.
канд. дисс. М., 1997. - 16 с.
5.
Денисова О.А., Казанская В.Л., Денисова И.А.
Формирование
навыков самоконтроля над произношением неслышащих дошкольников:
монография. - Череповец: ЧГУ, 2011. - 211 с.
6.
Кузьминова С.А. Коррекционная работа по совершенствованию
произносительной стороны речи неслышащих старшеклассников: Автореф.
канд. дисс. М., 2010. - 23 с.
7.
Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и
дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб-метод. пособие. — Мн.:
БГПУ, 2005. — 48 с.
8.
Особенности усвоения учебного материала слабослышащими
учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.
9.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в
школе глухих: Пособие для учителей.—— М.: Просвещение, 1981. —191 с.
10.
Филичева Т. Б. и др.
Основы логопедии: Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б.
Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. - 223 с.