Автор: Фадеева Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: Классный час - методическая разработка
Тема: "Что такое дружба?"
Цель: способствовать созданию дружного и сплочённого коллектива.
Задачи:
-
научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
-
дать понятие дружбы;
-
ознакомить с правилами дружбы;
-
учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить
разделять радости и печали;
-
воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и
ко всем окружающим людям;
-
воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг
к другу;
-
развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Предметные:
- иметь представление о взаимоотношениях, о толерантности, о дружбе;
- уметь составлять предложения;
Метапредметные:
- выделять существенные признаки;
- выполнять практическую работу;
- делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
1
- определять личностный смысл учения;
- сотрудничать со сверстниками при выполнении практических заданий;
Межпредметные связи:
литературное чтение (слушание, чтение, составление предложений)
Ресурсы занятия: презентация, аудиозапись Л.Н. Толстой «Два товарища»,
дидактический материал – карточки.
Ход занятия:
1.
Актуализация.
- Ребята, вы слышали фразу «Вместе мы горы свернём»?
- Как вы это понимаете? (Дружно не грузно, а врозь хоть брось.)
- Предлагаю сегодня поговорить о дружбе. Слайд 1
2.
Мотивация
- Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это
выражение? Слайд 2
- Много ли у вас друзей? А хотите, чтобы их стало больше?
3.Постановка учебной задачи занятия
- Давайте попробуем разобраться, что нужно для этого делать, что нужно
знать.
-Что же такое дружба?
4. Организация познавательной деятельности.
Слушание
- Послушайте, как об этом говорят в стихотворении. Слайд 3
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
2
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Вопросы после прослушивания:
- Кому предлагают дружить в стихотворении? (коршуну с синицей,
зайцу с лисицей, мальчикам с девочками)
Работа с «Толковым словарём» В. И. Даля
А вот так слово «дружба» толкуется в словаре В.И.Даля. Слайд 4
Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,
привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности,
общности интересов, идей, целей.
Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые
коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют
дружеские отношения между странами.
Практическая работа. Игра «Собери пословицу» Люди сложили о
дружбе много пословиц и поговорок. Соберите пословицы.
Дети распределены по командам. Начинает читать пословицу тот, у кого
начинается с большой буквы, а концовку вам нужно определить. (карточки)
Старый друг лучше……(новых двух).
3
Не имей сто рублей, ……(а имей сто друзей).
Человек без друзей,….(что дерево без корней).
Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь).
Друга за деньги …..(не купишь).
Сам погибай, …….. (а товарища выручай).
Друг познается ….. (в беде).
Дружба не гриб, ……(в лесу не найдешь).
Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями).
Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью).
Работа над развитием речи.
- Как вы понимаете пословицу?
(Дети читают пословицы по очереди и объясняют)
Физминутка.
Игра «Поздоровайся!».
Описание игры: Одному из учащихся завязывают глаза. Одноклассники,
молча, по одному подходят и здороваются с ним за руку. Водящий должен
узнать, кто это.
Слушание рассказа (аудиозапись)
- Ребята послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища». Слайд 5
- Приготовьтесь ответить на вопрос. Можно ли героев рассказа назвать
товарищами?
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на
дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
4
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей
убегают.
Анализ рассказа.
- Что вы можете сказать об этих мальчиках? (Нельзя назвать настоящими
друзьями.) Почему?
- Какая пословица подойдёт к этому рассказу?
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
Анализ предложенных ситуаций.
- Давайте вспомним персонажей из других произведений, которые
действительно умели дружить. Предлагаю вам игру «Кто с кем дружит?»
Посмотрите на рисунки и назовите знакомые вам персонажи. Слайд 6,7
- Как вы думаете, почему они дружат? Слайд 8
Составление памятки дружбы.
- Ребята, давайте сформулируем правила дружбы. Поместим их в нашем
классном уголке и будем стараться их соблюдать их.
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать
неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания .
- Вашему вниманию предлагаю стихотворение, в котором прописаны эти
правила. Выучите его наизусть. Слайд 9
С другом разделю все вместе,
С другом буду всегда честен.
Если в чем-то я е прав,
5
Друг поможет – он не враг.
В обиду друга я не дам,
Не променяю, не предам.
От того беги скорей,
Кто чернит своих друзей.
Обижаться не спешу,
Школьной дружбой дорожу.
5.
Подведение итогов
Так какими же качествами должен обладать настоящий друг? Выберите ту
группу слов, которая подходит. Слайд 10
Группа 1
добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый,
преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, хорошо учится,
любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, строгий, общительный,
бескорыстный, трудолюбивый
Группа 2 (по щелчку- убрать)
трусливый, жадный, льстивый, богатый, ленивый, жадный, ябеда, глупый,
вор, каприза, задира, лживый, злой, невежа
- А почему вы не выбрали другую группу? Все ли качества обязательно иметь
другу?
Беседа о толерантности.
Предлагаю вам поиграть в игру «Дружеское рукопожатие».
(На доске крепится большая ладонь из бумаги
) Ребята, посмотрите, нам
протягивают ладонь. Чем мы должны ответить? Правильно, мы тоже должны
протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо относятся и
хотят дружить. (
Для детей приготовлены цветные бумажные ладошки)
Ребята, выбирайте любую ладошку и на обратной стороне напишите 3 слова,
каким бы вы хотели видеть своего друга. А на запястье бумажной ладони
расположите смайлики. Готовые ладошки прикрепите к большой ладони.
6
6.
Рефлексия (рисуем смайлики)
1.
Я сегодня узнал новое.
2.
Я буду пользоваться правилами дружбы.
3.
Я думаю друзей у меня станет больше.
Я хочу вам пожелать найти настоящего друга. Слайд 11
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
Песня «Улыбка»
Приложение 1
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Старый друг лучше новых двух.
7
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Друга за деньги не купишь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Приложение 2
Правила дружбы.
7.
Доверять другу.
8.
Делиться новостями, успехами и неудачами.
8
9.
Уметь хранить чужие секреты.
10.Радоваться вместе с другом его успехам.
11.Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
12.Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не
создавать неловких ситуаций.
13.Защищать друга.
14.Не критиковать друга в присутствии других людей.
15.Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
16.Всегда выполнять свои обещания.
С другом разделю все вместе,
С другом буду всегда честен.
Если в чем-то я е прав,
Друг поможет – он не враг.
В обиду друга я не дам,
Не променяю, не предам.
От того беги скорей,
Кто чернит своих друзей.
Обижаться не спешу,
Школьной дружбой дорожу
Приложение 3
9
10