"Современные формы проведения внеклассных мероприятий в ДМШ"

Автор: Шубина Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: город Кандалакша, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные формы проведения внеклассных мероприятий в ДМШ"
Дата публикации: 20.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» муниципального образования Кандалакшский район. «Современные формы внеклассной деятельности в детской музыкальной школе» МБУ ДО ДМШ г. Кандалакша Шубина Е.Д. г. Кандалакша 2015г 1
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся - работа, проводимая вне учебного плана и программ, а также разного рода мероприятия, организуемые для учащихся с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития творчества. Требования ФГОС к современному школьному образованию касаются как предметных уроков, так и внеурочной деятельности, задачей которой является раскрытие способностей каждого отдельного ребёнка и формирование его личности. При этом педагог должен уметь создавать благоприятные условия для проявления и развития интересов детей как на основе собственного выбора, так и в соответствии с нравственно-культурными ценностями и традициями своей страны. Внеклассная работа в детской музыкальной школе призвана расширять кругозор обучающихся, воспитывать любовь, уважение, интерес к музыкальному творчеству, прививать навыки самостоятельной работы, пополнять знания. Основные задачи:  воспитание коммуникативной культуры учащихся;  расширение и углубление запаса знаний и умений учащихся и формирование музыкальных компетенций;  выявление и поддержка музыкально одарённых детей;  поддержание и воспитание веры в свои силы у обучающихся;  развитие и совершенствование психологических качеств: инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний и навыков. Требования к внеклассной деятельности:  заинтересованность учащихся в тематике предложенных внеклассных  мероприятий;  привлекательность форм внеурочной работы; 2
 обязательность выполнения взятых учащимися поручений;  целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;  массовость охвата учащихся разными видами деятельности. Проведению любого внеклассного мероприятия предшествует тщательная подготовка, предполагающая:  консультацию с администрацией школы по вопросам организации и проведения мероприятия;  определение темы и даты;  определение формы проведения мероприятия;  определение целей и задач;  разработка программы-сценария мероприятия;  выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия;  подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия;  распределение ролей и поручений;  проведение консультаций и репетиций;  оформление места проведения мероприятия;  определение списка приглашённых на мероприятие и оформление пригласительных билетов;  организация демонстрационных стендов;  оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности). В организации и проведении внеклассных мероприятий различают массовые, групповые и индивидуальные формы. К массовым формам относятся периодические, эпизодические массовые мероприятия и постоянные массовые формы работы. Групповые формы представлены классными мероприятиями, выступлениями небольших творческих групп. Индивидуальные формы предполагают работу с отдельно взятым учеником. 3
В нашей музыкальной школе представлены все формы внеурочной деятельности. К
массовым
формам относятся традиционно проводимые ставшие праздниками вечера «Посвящение в первоклассники», «Рождественский концерт», выпускные вечера, концерты, посвящённые знаменательным датам в истории нашей страны, проходящие в форме театрализованных концертов. Классные концерты, тематические классные часы, родительские собрания, временные творческие группы по подготовке внеклассных мероприятий, таких как театральная постановка музыкальных сказок силами детского коллектива и группы преподавателей всех отделений школы относятся к
групповым
формам внеклассной работы. На протяжении ряда лет успешно проводятся музыкально-познавательные программы для учащихся общеобразовательных школ, посещающих школьные лагеря в дни осенних и весенних каникул. Продолжается реализация проекта «Филармония школьника» как эффективная форма воспитания любви к классической музыке и народному искусству. В мероприятии принимают участие учащиеся всех отделов музыкальной школы. Фестиваль «Мы играем, сочиняем и поём» ежегодно проводится на отделении теоретических дисциплин, популярен у детей и педагогов. Учащиеся с удовольствием демонстрируют свои умения и навыки, приобретённые на факультативных занятиях. Неизменным успехом пользуется лекторий «Музыкальная гостиная», расширяющий кругозор в области музыкально-теоретических дисциплин. Активно работают творческие коллективы школы:  вокальный ансамбль педагогов «Сполохи»;  детский вокальный ансамбль «Юность»;  сводный хор учеников и преподавателей;  трио народных инструментов.
Индивидуальную
форму представляют сольные концерты учащихся, подготовка и выступление таких детей в конкурсах, фестивалях, концертах. 4

Сотрудничество с родителями
Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителей в образовательный процесс. Родители учащихся – наши союзники и помощники, активные участники школьной жизни, постоянные и наши самые благодарные слушатели. Система мероприятий по реализации программы сотрудничества семьи и школы формирует в целом положительный имидж музыкальной школы. Для родителей проводятся классные и школьные собрания с концертами учащихся, отчетные концерты отделений, совместные посещения филармонических концертов.
Основные направления взаимодействия с родителями
: · повышение педагогической культуры родителей; · формирование активной педагогической позиции родителей; · создание условий для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами; · поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Роль родителей в жизни школы
. «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью» - сказал В.А. Сухомлинский. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте». Закон Российской Федерации «Об образовании». Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального 5
здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием. Сравнительно недавно, с 2010 года, мы включились в работу по поддержке межведомственной акции «Папин апрель», целью которой является привлечение общественного внимания к важнейшей роли мужчины в обществе – быть надёжным отцом семейства, укрепление авторитета отцов, вовлечение пап в воспитательный процесс, поддержание семейных ценностей и традиций. Актуальность проблемы не подлежит сомнению. Только в нашей музыкальной школе 27% детей воспитывается в неполных семьях!
О ПАПЕ
Бог взял силу гор, величие деревьев, Тепло летнего солнца, спокойствие тихого моря, Щедрую душу природы, утешительные руки ночи, Мудрость веков, власть полёта орла, Радость утра весной, Терпение вечности, глубину необходимости семьи. Тогда Бог объединил эти качества. Когда нечего было добавить больше, Он знал – его шедевр завершён. И вот, Он назвал его - ПАПА. История возникновения праздника уходит корнями в век минувший. Началась она с трагической ситуации в американской многодетной семье, лишившейся матери. Отец взял на себя заботу об осиротевших детях и вырастил их достойными людьми. Повзрослев, дочери оценили благородство души и преданность семье своего отца. Идея устроить праздник для пап 6
посетила в 1909 году одну из дочерей - миссис Сонору Смарт (Додд). Она хотела выразить признательность своему отцу, всем заботливым отцам, участвующим в воспитании детей. Праздник людям понравился, и стал отмечаться во многих городах Америки. В 1966 году президент Линдон Джонсон объявил День отца всеамериканским национальным праздником. И вот уже более 100 лет День Отца отмечается в 52 странах мира. Из Америки этот праздник пришёл и в другие страны. В Кандалакше этот день перерос в целый месяц и отмечается в апреле. В нашей школе мероприятия в рамках акции «Папин апрель» проводились в различных формах. Первые два прошли в форме концертов, в которых приняли участие папы, в той или иной степени владеющие игрой на музыкальных инструментах. Звучали произведения для фортепиано, баяна, гитары. Были исполнены номера и совместно с детьми: Горбунова Маша в сопровождении папы Вячеслава Николаевича исполнила песню «Раз ладошка, два ладошка». В нынешнем празднике «Посвящение в первоклассники» Маша уже выступала как опытная исполнительница, несомненно, благодаря и папиному наставничеству. Петрашовы: Владимир Гелиевич с дочерью Полиной исполнили «Весеннее танго» композитора Беляева. Сегодня Полина успешно продолжает обучение в музыкальной школе и, как Маша, является Лауреатом Всероссийского детского фестиваля-конкурса «Волшебство звука». Новиков Александр Иванович аккомпанировал на гитаре дочери Наташе. Вокальное творчество было представлено также Аветисян Мариной, исполнившей песню Ф. Шуберта «Форель» и её папой Карен Кареновичем, в исполнении которого прозвучала армянская народная песня «Моя любовь». Марина завоевала Диплом 2 степени на конкурсе «Золотая лира» в Санкт- Петербурге и Диплом 1 степени на конкурсе «Пражский звездопад» в 2012 году. Творчество пап не ограничивалось только лишь музыкальной деятельностью. «Папин апрель» в 2013г. проводился в форме дружеских «посиделок» с 7
презентациями. Так, Вишневский Евгений Афанасьевич в увлекательной форме рассказал о путешествиях по Кольскому полуострову и продемонстрировал свои фотоработы, сделанные в живописных уголках Кольского полуострова. Тема памяти и патриотизма звучала в его рассказе о работе в группе «Поиск» с демонстрацией им же снятого фильма. Интересную презентацию о Кандалакше подготовили и провели вместе Новиков Александр Иванович с дочерью Наташей. Природе родного края посвящена была также презентация папы и дочери Смирновых. Трогательный рассказ о папе прозвучал в презентации Шабайловой Полины «Мой папа» Не только папы, но и дедушки с энтузиазмом откликнулись на приглашение принять участие в акции «Папин апрель». Мастер-класс по технике оригами в увлекательной форме провёл Панов Алексей Анатольевич. С большим интересом было принято выступление и дедушки Солнцева Александра Ивановича о спортивных достижениях в его жизни. Всем хотелось прикоснуться к многочисленным медалям, получше разглядеть их. В 2014г. «Папин апрель» прошел как мероприятие – воспоминание, дань памяти папам-преподавателям, в разное время работавшим в нашей школе. Его мы готовили всем коллективом. Равнодушных не было. Искали старые фотографии, ворошили в памяти события теперь уже давних лет. Звучали тёплые воспоминания о тех, кто начинал историю нашей школы, кто воспитал своих детей, теперь уже наших коллег, и тех, кого уже, увы, нет с нами. А для всех, чья творческая жизнь благополучно продолжается, прозвучало музыкальное чествование коллективом семей Горбуновых и Пановых. В 2015г в рамках акции «Папин апрель» фортепианным отделом был осуществлен проект «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы». И здесь географический проект путешествия и краткую характеристику каждого государства с демонстрацией слайдов подготовили активные папы. А юные пианисты с вдохновением исполняли произведения композитора В. 8
Коровицына. Надо заметить, путешествие получилось не только познавательное, но и интересное. Вот такие разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий в нашей школе. Коллектив находится в постоянном творческом поиске. Вливаются новые молодые инициативные специалисты, горизонты интернета необозримы, жизнь диктует новые правила и это, несомненно, - залог новых успешных находок и решений.
Список литературы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Буйлова Л.Н, Кленова Н.В. «Как организовать дополнительное образование в школе». 3. Комарова Л.Н. «Система социокультурных функций детской школы искусств: методика и практика реализации в городском образовательном пространстве». 4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации на 2014 – 2020 годы от 04.09.2014 г.) 5. Горбачева Л.Г. «Словарь современных форм воспитательной работы»//Воспитание школьников 2001 г. 6. Максимов Ю.Ю. «Учителю об инновационной деятельности»: ГГПИ, 2003г. 9