Напоминание

"Аутизм не приговор"

Автор: Чернуха Анастасия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №36 "Улыбка"
Населённый пункт: город Бугульма Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Аутизм не приговор"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Информация для родителей по выявлению детей с аутизмом

«АУТИЗМ – НЕ ПРИГОВОР»

Воспитатель : Чернуха А.Е.

Уважаемые родители! Вы заметили у своего ребёнка особенности в

поведении? Комплексная информация Вам поможет разобраться, имеются

ли у ребёнка признаки аутизма и нужна ли Вам помощь специалистов?

Основные нарушения, характерные для аутизма, дающие основания для

постановки диагноза.

Нарушения общения

Самые важные симптомы аутизма проявляются в том, как ребёнок

общается с детьми и взрослыми:

отсутствует или резко нарушен контакт «глаза в глаза» – ребёнок не

воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит

«сквозь» человека;

отсутствие эмоциональной реакции на появление близких;

ребёнок может внешне никак реагировать на присутствие матери, но при её

уходе проявляет беспокойство, вплоть до истерикиодинаково относится к

одушевлённым и неодушевлённым предметам;

проявляется повышенная чувствительность к физическому воздействию,

прикосновенно к нему;

может испытывать страх в общении со своими сверстниками, поэтому

начинает проявлять к ним агрессию;

не реагирует на своё имя;

прячется, жмурится или закрывает лицо и уши ладонями.

Нарушения в речи

Речь развивается медленно, ребёнок может использовать жесты вместо слов

или придавать словам неверное значение. У него наблюдаются следующие

нарушения речи:

на первом году жизни отсутствует гуление, лепет, интонация в крике;

в раннем возрасте – позднее появление первых слов и фраз;

не отвечает на заданные вопросы;

отсутствие «Я» в речи;

постоянно повторяет одни и те же цитаты из мультфильмов и книжек, слова

и фразы, услышанные от других.

Нарушения в поведении

Важными характеристиками в поведении детей с аутизмом являются:

аутоагрессия в поведении, т.е. агрессия против самого себя. Такое

поведение ребёнок проявляет, когда его что–то не устраивает. Это может

быть появление другого ребёнка в окружении, смена игрушек, обстановки

места. При этом агрессивное поведение ребёнка направлено на самого себя

– он может ударять себя, кусать, бить по щекам. Данное поведение может

быть перенаправлено на окружающих. Такое поведение является

своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада;

ритуалы в поведении – у ребёнка имеется приверженность к постоянству

приёма пищи, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена

блюда. Так если ребёнок привык кушать кашу на завтрак, то поданный

внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии.

Ритуал может заключаться в определённом порядке подачи блюд, мытья

рук, вставания из-за стола;

- стереотипия – для ребёнка характерны ритмичные покачивания,

кружение вокруг оси, кивки, движения пальцев рук в виде перебирания,

сгибания и разгибания, складывания, ходьба на цыпочках.

Нарушения в игровой деятельности

Для ребёнка характерно увлечение сенсорным эффектом игрушек:

яркие цвета кубиков, пирамидки, гладкая лакированная поверхность

матрёшки, звук, с которым неваляшка падает на пол. Ему нравится трогать,

вертеть, подбрасывать, нюхать, ронять на пол, пробовать на вкус.

Отсутствует сюжетный замысел в игровой деятельности. Характерны игры

со струёй воды, переливание жидкости из одной посуды в другую.

В настоящее время психологическая помощь детям с синдромом раннего

детского аутизма в России осуществляется преимущественно по

следующим направлениям:

- игровая терапия (индивидуальные и групповые занятия).

- арт-терапия (сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия,

куклотерапия, песочная терапия).

- анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия, фелинотерапия,

канистерапия).

Игровая терапия

Детям – аутистам крайне сложно обычным способом взаимодействовать с

другими, особенно сверстниками. В игре развивается произвольное

внимание ребёнка, создаются предпосылки для его независимого,

спонтанного, произвольного поведения в целом. Игра представляет

возможность и специальной работы по развитию речи аутичного ребёнка.

И, наконец, игра является незаменимым способом преодоления его

аффективных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного

поведения.

Арт – терапия

Арт – терапия – один из весьма эффективных методов лечения аутичных

детей. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко

состояние психики особенного ребёнка. У ребёнка развиваются не только

коммуникативные навыки, но и воображение. Арт – терапия способствует

снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего

комфорта у ребёнка.

Анималотерапия

С помощью занятий с животными могут решаться самые разные задачи:

«расшевелить» ребенка-аутиста, пробудить его интерес к

происходящему вокруг, развить коммуникативные навыки,

вызвать положительные эмоции, наладить тактильное общение,

пробудить его интерес к происходящему вокруг, уменьшить возбудимость,

снизить уровень агрессии, и послужить толчком в развитии ребёнка.

Нужен ли детский сад аутичному ребёнку?

Часто можно слышать от родителей фразу: «Нам сказали, что нужно срочно

отдавать моего ребёнка в детский коллектив, чтобы он научился общаться с

детьми». Для того, чтобы этот совет стал действительно полезным для

развития аутичного ребёнка, нужно чтобы следующие условия каким – то

образом сошлись воедино:

1. Хотя бы минимальная эмоциональная готовность, которая включает в

себя способность ребёнка ожидать, в какой – то степени управлять своими

эмоциями и адекватно их выражать.

2. Обладать определённым набором коммуникативных навыков, таких

как: устанавливать и поддерживать зрительный контакт, уметь здороваться

и прощаться, выражать свои желания при помощи речи или жестов, быть

способным к участию в организованной совместной игре, уметь ответить на

ряд конкретных вопросов о себе.

3. Достаточный уровень адаптации ребёнка в условиях семьи

(преодолены основные проблемы поведения, сформированы минимальные

навыки самообслуживания, может соблюдать и выдерживать распорядок

дня: раздеться/одеться, есть со всеми детьми за столом, принимать участие

в совместных занятиях, выходить на прогулку, адекватно вести себя во

время тихого часа и др.).

4. Внимательный и терпеливый воспитатель, умеющий в общении с

детьми сглаживать «острые углы» (может устанавливать эмоциональный

контакт с ребёнком, знаком с особенностями его поведения и общения,

хочет помочь преодолеть его проблемы).

5. Активная позиция родителей (семьи). Если все эти условия

соблюдены, то постепенно ребёнок действительно может включиться в

жизнь садовского коллектива: захочет туда ходить, выполнять распорядок

дня, и, самое важное, будет получать положительный опыт общения с

другими детьми и людьми. Эта интеграция – содержательна.