Автор: Чернуха Анастасия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №36 "Улыбка"
Населённый пункт: город Бугульма Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Аутизм не приговор"
Информация для родителей по выявлению детей с аутизмом
«АУТИЗМ – НЕ ПРИГОВОР»
Воспитатель : Чернуха А.Е.
Уважаемые родители! Вы заметили у своего ребёнка особенности в
поведении? Комплексная информация Вам поможет разобраться, имеются
ли у ребёнка признаки аутизма и нужна ли Вам помощь специалистов?
Основные нарушения, характерные для аутизма, дающие основания для
постановки диагноза.
Нарушения общения
Самые важные симптомы аутизма проявляются в том, как ребёнок
общается с детьми и взрослыми:
отсутствует или резко нарушен контакт «глаза в глаза» – ребёнок не
воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит
«сквозь» человека;
отсутствие эмоциональной реакции на появление близких;
ребёнок может внешне никак реагировать на присутствие матери, но при её
уходе проявляет беспокойство, вплоть до истерикиодинаково относится к
одушевлённым и неодушевлённым предметам;
проявляется повышенная чувствительность к физическому воздействию,
прикосновенно к нему;
может испытывать страх в общении со своими сверстниками, поэтому
начинает проявлять к ним агрессию;
не реагирует на своё имя;
прячется, жмурится или закрывает лицо и уши ладонями.
Нарушения в речи
Речь развивается медленно, ребёнок может использовать жесты вместо слов
или придавать словам неверное значение. У него наблюдаются следующие
нарушения речи:
на первом году жизни отсутствует гуление, лепет, интонация в крике;
в раннем возрасте – позднее появление первых слов и фраз;
не отвечает на заданные вопросы;
отсутствие «Я» в речи;
постоянно повторяет одни и те же цитаты из мультфильмов и книжек, слова
и фразы, услышанные от других.
Нарушения в поведении
Важными характеристиками в поведении детей с аутизмом являются:
аутоагрессия в поведении, т.е. агрессия против самого себя. Такое
поведение ребёнок проявляет, когда его что–то не устраивает. Это может
быть появление другого ребёнка в окружении, смена игрушек, обстановки
места. При этом агрессивное поведение ребёнка направлено на самого себя
– он может ударять себя, кусать, бить по щекам. Данное поведение может
быть перенаправлено на окружающих. Такое поведение является
своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада;
ритуалы в поведении – у ребёнка имеется приверженность к постоянству
приёма пищи, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена
блюда. Так если ребёнок привык кушать кашу на завтрак, то поданный
внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии.
Ритуал может заключаться в определённом порядке подачи блюд, мытья
рук, вставания из-за стола;
- стереотипия – для ребёнка характерны ритмичные покачивания,
кружение вокруг оси, кивки, движения пальцев рук в виде перебирания,
сгибания и разгибания, складывания, ходьба на цыпочках.
Нарушения в игровой деятельности
Для ребёнка характерно увлечение сенсорным эффектом игрушек:
яркие цвета кубиков, пирамидки, гладкая лакированная поверхность
матрёшки, звук, с которым неваляшка падает на пол. Ему нравится трогать,
вертеть, подбрасывать, нюхать, ронять на пол, пробовать на вкус.
Отсутствует сюжетный замысел в игровой деятельности. Характерны игры
со струёй воды, переливание жидкости из одной посуды в другую.
В настоящее время психологическая помощь детям с синдромом раннего
детского аутизма в России осуществляется преимущественно по
следующим направлениям:
- игровая терапия (индивидуальные и групповые занятия).
- арт-терапия (сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия,
куклотерапия, песочная терапия).
- анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия, фелинотерапия,
канистерапия).
Игровая терапия
Детям – аутистам крайне сложно обычным способом взаимодействовать с
другими, особенно сверстниками. В игре развивается произвольное
внимание ребёнка, создаются предпосылки для его независимого,
спонтанного, произвольного поведения в целом. Игра представляет
возможность и специальной работы по развитию речи аутичного ребёнка.
И, наконец, игра является незаменимым способом преодоления его
аффективных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного
поведения.
Арт – терапия
Арт – терапия – один из весьма эффективных методов лечения аутичных
детей. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко
состояние психики особенного ребёнка. У ребёнка развиваются не только
коммуникативные навыки, но и воображение. Арт – терапия способствует
снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего
комфорта у ребёнка.
Анималотерапия
С помощью занятий с животными могут решаться самые разные задачи:
«расшевелить» ребенка-аутиста, пробудить его интерес к
происходящему вокруг, развить коммуникативные навыки,
вызвать положительные эмоции, наладить тактильное общение,
пробудить его интерес к происходящему вокруг, уменьшить возбудимость,
снизить уровень агрессии, и послужить толчком в развитии ребёнка.
Нужен ли детский сад аутичному ребёнку?
Часто можно слышать от родителей фразу: «Нам сказали, что нужно срочно
отдавать моего ребёнка в детский коллектив, чтобы он научился общаться с
детьми». Для того, чтобы этот совет стал действительно полезным для
развития аутичного ребёнка, нужно чтобы следующие условия каким – то
образом сошлись воедино:
1. Хотя бы минимальная эмоциональная готовность, которая включает в
себя способность ребёнка ожидать, в какой – то степени управлять своими
эмоциями и адекватно их выражать.
2. Обладать определённым набором коммуникативных навыков, таких
как: устанавливать и поддерживать зрительный контакт, уметь здороваться
и прощаться, выражать свои желания при помощи речи или жестов, быть
способным к участию в организованной совместной игре, уметь ответить на
ряд конкретных вопросов о себе.
3. Достаточный уровень адаптации ребёнка в условиях семьи
(преодолены основные проблемы поведения, сформированы минимальные
навыки самообслуживания, может соблюдать и выдерживать распорядок
дня: раздеться/одеться, есть со всеми детьми за столом, принимать участие
в совместных занятиях, выходить на прогулку, адекватно вести себя во
время тихого часа и др.).
4. Внимательный и терпеливый воспитатель, умеющий в общении с
детьми сглаживать «острые углы» (может устанавливать эмоциональный
контакт с ребёнком, знаком с особенностями его поведения и общения,
хочет помочь преодолеть его проблемы).
5. Активная позиция родителей (семьи). Если все эти условия
соблюдены, то постепенно ребёнок действительно может включиться в
жизнь садовского коллектива: захочет туда ходить, выполнять распорядок
дня, и, самое важное, будет получать положительный опыт общения с
другими детьми и людьми. Эта интеграция – содержательна.