Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ"

Автор: Вавенко Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "ШКОЛА № 72 Г.О. ДОНЕЦК"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Вавенко Елена Николаевна,

учитель математики,

ГБОУ «ШКОЛА № 72 Г.О. ДОНЕЦК»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация.

Формирование

благоприятного

социально-

психологического

климата

в

коллективе

-

это,

прежде

всего,

задача

проявления психологического и социального потенциала, как личности,

так и общества в целом, создания наиболее полного образа жизни людей.

Совершенствование

социально-психологического

климата

в

трудовом

коллективе

является

одним

из

наиболее

важных

условий

борьбы

за

улучшение

взаимоотношений

в

педагогическом

коллективе

и

рост

производительности труда

Ключевые

слова:

(психологическая

атмосфера,

социально-

педагогический климат, коллектив, педагог,).

Формирование

благоприятного

социально-психологического

климата

в

коллективе

-

это,

прежде

всего,

задача

проявления

психологического

и

социального

потенциала,

как

личности,

так

и

общества в целом, создания наиболее полного образа жизни людей[4].

Совершенствование

социально-психологического

климата

в

трудовом

коллективе

является

одним

из

наиболее

важных

условий

борьбы

за

улучшение

взаимоотношений

в

педагогическом

коллективе

и

рост

производительности

труда.

Также,

социально-психологический

климат

является индикатором уровня социального развития, как всего коллектива,

так

и

отдельных

работников

в

частности,

способных

к

более

перспективному труду. Взаимоотношения в

коллективе

-

это

одна

из

самых

сложных

и

вместе

с

тем

самых

тонких

сфер

общественной

деятельности.

Это

взаимодействие

между

собой

в

различных

сферах

деятельности

людей,

а

человек

-

существо

сложное

и

многогранное,

каждый

со

своими

взглядами,

ценностями,

моральными

и

психологическими устоями. Именно формирование здорового климата в

коллективе формирует педагога и его вклад в образование современной

молодежи.

Такая

проблема,

как

социально-психологический

климат

в

педагогическом коллективе исследуется, как многими отечественными,

так и зарубежными учеными. Вклад в разработку данной проблематики

внесли такие ученые как: А.И. Щербакова, К.К. Платонов, Е.С. Кузьмин,

Б.Д. Парыгин, И.П. Волков, В.М. Шепель, Г.А. Моченов, и др. Также эта

проблема находит свой педагогический аспект в трудах И.Ф. Исаева, В.И.

Загвязинского,

В.А.

Сластенина,

и

др.

Если

брать

во

внимание

зарубежную практику, то это понятие социально-психологический климат

в коллективе разрабатывалось в исследованиях Д. Литви, М. Армстронга,

Р. Стрингера др.

Цель

данной

работы

теоретически

обосновать

и

практически

проверить

эффективность

как

социально-психологический

климат

в

педагогическом

коллективе

влияет

на

эффективность

обучение

и

становление личности педагога.

В

психологию

понятие

«климат»

пришло

из

метеорологии

и

географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует

невидимую,

тонкую,

деликатную,

психологическую

сторону

взаимоотношений

между

людьми.

В

отечественной

социальной

психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С.

Мансуров, который изучал производственные коллективы.

Впервые понятие «социально-психологический климат» применил

В,

М.

Шепель.

Психологический

климат,

по

его

мнению,

-

это

эмоциональная

окраска

психологических

связей

членов

коллектива,

возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров,

интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми

состоит из трех климатических зон [4].

Первая

климатическая

зона

-

социальный

климат,

который

определяется тем насколько в данной группе осознаны цели и задачи,

насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и

обязанностей работников как граждан.

Вторая

климатическая

зона

-

моральный

климат,

который

определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются

принятыми.

Третья

климатическая

зона

-

это

психологический

климат,

те

неофициальные отношения, которые складываются между работниками,

находящимися

в

непосредственном

контакте

друг

с

другом.

Психологический

климат

-

это

микроклимат,

зона

действия

которого

значительно локальнее социального и морального климата.

Термин

социально-психологического

климата,

ныне

широко

употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятием духовной

атмосферы. В какой-то мере для сближения названных выше понятий есть

определенные основания: социально-психологический климат коллектива

всегда

характеризуется

специфической

для

совместной

деятельности

людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его

участника,

индивида

и

несомненно

зависит

от

общего

состояния

окружающих

его

людей.

В

свою

очередь

атмосфера

той

или

иной

общности

или

группы

проявляется

через

характер

психической

настроенности

людей,

которая

может

быть

деятельной

или

созерцательной, жизненной или пессимистической, целеустремленной или

анархичной,

будничной

или

праздничной,

благоприятной

или

неблагоприятной [3].

В

отличии

от

понятия

«психологическая

атмосфера»

понятие

«социально-психологический

климат»

обозначает

на

те

или

иные

ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его

устойчивые черты. Собственно, этим понятие климата, употребляемое в

экологическом смысле, отличается и от понятия атмосферы.

Благоприятный социально-психологический климат это не только

повышение

производительности

труда,

но

и

удовлетворенность

работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат

возникает спонтанно. Но хороший климат не появляется просто так, он

является следствием систематической психологической работы с членами

коллектива,

осуществления

мероприятий,

которые

направленны

на

организацию

отношений

между

сотрудниками.

Формирование

и

усовершенствование

социально-психологического

климата

-

это

постоянная

трудоемкая

задача

менеджеров.

Создание

благоприятного

климата является делом не простым, ответственным, иногда творческим,

требующим знаний в этой сфере, ее природы и средств регулирования,

умения

предвидеть

различные

ситуации

и

уметь

предотвратить

конфликты.

Формирование

хорошего

социально-психологического

климата

требует,

особенно

от

руководителей

и

психологов

в

организациях,

понимания

психологии

людей,

их

эмоционального

состояния,

настроения,

душевных

переживаний,

волнений,

отношений

друг с другом[5].

Существенным

элементом

в

общей

концепции

социально-

психологического климата является характеристика его структуры. Это

полагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого

явления

по

некоему

единому

основанию,

в

частности

по

категории

отношения.

Тогда

в

структуре

социально-психологического

климата

становится очевидным

наличие основных подразделений

– отношения

людей к труду и их отношения друг к другу.

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на

отношения

между

товарищами

по

работе

и

отношения

в

системе

руководства и подчинения (рисунок 1).

В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается

через

призму

двух

основных

параметров

психического

настроя

эмоционального и предметного.

Под

предметным

подразумевается

направленность

внимания

и

характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности.

Под тотальным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или

неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде

всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не

исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру

в целом, на их мироощущении и мировосприятии.

Рисунок 1. Структура социально-психологического климата

Факторами,

влияющими

на

морально

психологический

климат,

являются: психологическая

совместимость членов данного коллектива,

СПК

Преобладающий и устойчивый настрой коллектива

друг к другу

к труду

эмоциональн

ый

предметны

й

между

коллегами

Между рук-лем и

подчиненными

эмоциона

льный

предметн

ый

эмоциона

льный

предметн

ый

стиль

поведения

руководителя,

ход

производственного

процесса

на

данной

организации,

применение

поощрений

и

наказаний,

а

так

же

обстановка сложившая в личной жизни работника.

Мной было проведено исследование для проверки эффективности и

действенности

определения

социально-психологического

климата

в

педагогическом

коллективе.

В

ходе

исследования

были

использованы

такие методы:

определение психологического климата в данном коллективе;

определение стиля руководства трудовым коллективом;

диагностика межличностных отношений в коллективе,

анкетирование,

ряд тестов,

анализ результатов и их интерпретация

Для проверки социально-психологического климата было выбрано 2

педагогических учреждения, экспериментальная группа – преподаватели

МБОУ

«Школы

города

Донецка»,

а

контрольная

Донецкий

профессиональный лицей строительства.

Тесты в экспериментальной группе среди 25 преподавателей были

проведены в МБОУ «Школа» в октябре 2021 года, затем проводились

мероприятия по его улучшению, а затем повторно в апреле 2022 года.

В

первую

очередь

была

проведена

оценка

зависимости

уровня

конфликтности работников от их возраста и стажа в

МБОУ «Школы

города Донецка» (Таблица 1 и 2)

Таблица 1

Зависимость уровня конфликтности работников от возраста

Возраст

Всего

Высокий

уровень

конфликтности

Средний

уровень

конфликтности

Низкий уровень

конфликтности

25-

9

1

2

6

35

35-

45

4

1

1

2

45-

55

5

1

-

4

55-

65

4

-

2

2

Ста

рше 65

3

-

-

3

Таблица 2

Зависимость уровня конфликтности работников от стажа работы

Стаж

работы

Всего

Высокий

уровень

конфликтности

Средний

уровень

конфликтности

Низкий

уровень

конфликтности

1-10

7

1

2

4

10-20

7

2

3

2

20-30

4

-

2

2

30 и

более

7

-

2

5

Из таблицы мы видим, что прослеживается отчетливая тенденция

снижения уровня конфликтности с повышением возраста и стажа работы.

По-видимому, выявленную нами зависимость можно объяснить тем,

что

с

возрастом

и

стажем

работы

в

педагогическом

коллективе

повышается и их опыт социальных коммуникаций, умение бесконфликтно

общаться с окружающими людьми.

В период октябрь 2021 – апрель 2022, для оздоровления климата

были

применены

ряд

организационных

и

социально-психологических

приемов.

Были

проведены

дискуссии

на

разные

темы

(организация

праздников, с учетом проблематики дистанционной работы, подготовка

воспитательной и работы и д.р.)

Дискуссия,

цель

которой

-

вовлечение

слушателей

в

активное

обсуждение

проблемы;

выявление

противоречий

между

житейскими

представлениями

и

наукой;

овладение

навыками

применения

теоретических знаний для анализа действительности.

Проводились

тренинги,

цель

которых

-

отработка

определенных

профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка,

может

быть

самостоятельной

формой

методической

работы

или

использоваться как методический прием при проведении семинара.

После

проведения

мероприятий

по

улучшению

социально-

психологического климата в коллективе в среднем климат в коллективе

улучшился на 8-10%.

Для контрольной группы, которая состояла из 22 человек, тесты

проводились

в

тех

же

временных

рамках,

но

не

были

использованы

мероприятия

по

улучшению

социально-психологического

климата

в

коллективе. Однако итоговые тестирования также показали улучшения

климата в коллективе в среднем на 1-1,5%.

Проведенные

исследования

показали,

что

работа

имеет

особую

актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало

уделяться

вопросам

формирования

благоприятного

социально-

психологического

климата

по

средствам

наиболее

эффективного

взаимодействия руководителя с подчиненными.

Социально-психологический

климат

-

это

результат

совместной

деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется

в

таких

групповых

эффектах,

как

настроение

и

мнение

коллектива,

индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности

в

коллективе[1].

Эти

эффекты

выражаются

во

взаимоотношениях,

связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены

коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру,

своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими

признаками

(возрастом,

полом,

образованием,

национальностью,

социальным происхождением). Психологические особенности личности

способствуют или

мешают

формированию чувства

общности, то

есть

влияют

на

формирование

социально-психологического

климата

в

трудовом коллективе. Кадры являются основой любой организации.

Руководители

должны

больше

внимания

уделять

человеческим

качествам

своих

подчиненных,

их

способности

решать

поставленные

задачи. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены,

вынуждают

руководителей

быть

постоянно

готовыми

к

проведению

технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля

руководства. Особенно важно учитывать, что педагогический коллектив

так же несет прямое влияние на атмосферу в коллективе учащихся и как

следствие на уровень образования.

Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом

коллективе

будет

зависеть

от

умелого

руководства

администрации

и

мероприятий

направленны

на

его

улучшение.

Так

же

благоприятный

социально-психологический

климат

благоприятно

влияет

на

уровень

образования в учебных учреждениях.

Список литературы:

1.

Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления

критических ситуаций). - М.: Изд-во МСК. ун-та,2001

2.

Давыдова

А.Ю.

Социально-психологический

подход

к

проблеме мотивации достижения личности в психологической науке. -

Научные ведомости БелГУ. - № 27 (170), - 2013, с. 269-272.

3.

Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие /

Е.Г. Зборовский, Н.Б. Костина.- М.: Изд-во Гардарики, 2004. - 546 с.

4.

Исаев

И.Ф.

Школа

как

педагогическая

система:

основы

управления: Учеб, пособие / И. Ф. Исаев // Белгор. гос. ун-т. - Белгород:

Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997. - 142 с.

5.

Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского,

М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.