Автор: Фатехова Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в современных условиях"
Статья на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
в современных условиях»
Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 70»
города Нижнего Новгорода Фатехова Анна Александровна
В
современных
условиях
особую
значимость
приобретает
формирование
у
детей
эмоционального интеллекта.
Как
утверждает
Чарльз
Свиндолл:
лишь
десятая
часть
нашей
жизни
определяется
внешними обстоятельствами, а оставшиеся девяносто процентов зависят от способа реагирования
на них. Именно умение находить баланс с миром и гармонию внутри себя является основой для
подлинного счастья.
Для полноценной адаптации к жизни детям необходимо не только познавать окружающий
мир,
но
и
глубоко
исследовать
свой
внутренний
мир:
осознавать
эмоции
и
настроения.
Эмоциональный
интеллект
(EQ)
выступает
ключевым
фактором
в
этом
процессе
–
он
обеспечивает
способность
адекватно
воспринимать
и
интерпретировать
чувства,
придаёт
психологическую гибкость и эффективное взаимодействие со средой. В дошкольном возрасте
происходят стремительные изменения не только физического развития ребенка (психомоторные),
но и в когнитивных процессах с социальными навыками. Эти периоды становления определяют
последующие этапы формирования личности, включая эмоциональную составляющую. Развитие
эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте становится фундаментальным для успешного
общения
и
понимания
социума,
а
также
способствует
повышению
стрессоустойчивости
–
«психологической устойчивости» ребёнка. Это подчёркивает необходимость целенаправленной
педагогической работы в данном направлении.
В российской образовательной системе эмоциональный интеллект занимает центральное
место, опираясь на идеи таких мыслителей как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и
С.Л.
Рубинштейн,
которые
подчёркивали
неразрывную
связь
аффектов
с
интеллектуальным
развитием ребёнка.
Присущая современным семьям детоцентричность привнесла ряд изменений в процессы
эмоционального развития детей:
1.
Изменение
семейной
структуры:
-
Патриархальные
модели
сменились
на
более
демократичные и равноправные, где ребёнок занимает центральное место. - Ранняя забота о
потребностях
малыша
безусловно
способствует
формированию
эгоцентризма
вместо
необходимого для успешной социальной адаптации альтруизма.
2. Изоляция от естественного обучения: - В прошлом ребёнок с ранних лет включался в
общественные процессы семьи, что стимулировало развитие навыков распознавания эмоций. -
Современные
дети
часто
изолированы
внутри
домашнего
пространства,
где
родители
предвосхищают все их потребности.
3. Повышенная материально-духовная обеспеченность: - Большое количество ресурсов и
благ
для
детей
создаёт
иллюзию
безграничных
возможностей.
-
Отсутствие
естественных
ограничений
затрудняет
понимание
последствий
собственных
действий,
что
негативно
сказывается на развитии эмоционального интеллекта.
4.
Изменение
социальных ролей:
-
Родители часто
перекладывают ответственность
за
воспитание и развитие ребёнка на специалистов (педагогов, психологов), что снижает их участие в
формировании
эмоциональной
компетентности.
-
Дети
теряют
возможность
наблюдать
естественные модели взрослых в управлении своими чувствами.
5.
Влияние
цифровой
среды:
-
Увеличение времени,
проводимого детьми
за
экраном
устройств,
снижает
живое
общение
и
навыки
невербальной
коммуникации.
-
Виртуальные
пространства часто искажают представления о реальных эмоциях.
2
6. Повышенная требовательность к образованию: - Современное общество предъявляет
высокие стандарты интеллекта, но недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной
сферы. - Родители и педагоги сосредоточены на академических достижениях в ущерб социально-
эмоциональному воспитанию.
7. Научные открытия: - Прогресс нейронаук, психологии и педагогики привёл к осознанию
важности эмоционального интеллекта для успешной жизни. - Результаты исследований стали
доступны широкой публике через СМИ, книги и образовательные ресурсы.
8. Социальные изменения: - Увеличение числа разводов и неполных семей требует от детей
большей эмоциональной зрелости для адаптации к переменам.
-
Рост
психологических проблем
у
молодёжи
(депрессии,
тревожность)
подчеркивает
необходимость целенаправленного развития EQ. В совокупности эти факторы привели к тому, что
тема эмоционального интеллекта стала актуальной и востребованной. Современные родители
осознанно
стремятся
восполнить
пробелы
в
эмоциональном
развитии
своих
детей
через
специальное
обучение
и
психологическую
поддержку,
чего
не
требовалось
ранее
из-за
естественных условий жизни.
Материал подобран на основе следующих источников:
1.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984.
2.
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр.соч.Т.4-М.,1984.
3.
Гоулман Д, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления
людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269
4.
Люсин Д. В.Современные представления об эмоциональном интеллекте//Социальный
интеллект. Теория измерения. Исследования.//Под ред. Ушакова Д.В., Д.В. Люсина, М.,
2004
5.
Стенберг Р. Практический интеллект. Под общ. ред. Р. Стенберга СПб., 2002
6.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.
7.
Зеньковский В.В. Психология детства.-М.,1998.-с.56.
8.
Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации
// Обруч. 1996. № 4. С. 24—27.
9.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.—Воронеж, 1995.