Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в современных условиях"

Автор: Фатехова Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в современных условиях"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

в современных условиях»

Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 70»

города Нижнего Новгорода Фатехова Анна Александровна

В

современных

условиях

особую

значимость

приобретает

формирование

у

детей

эмоционального интеллекта.

Как

утверждает

Чарльз

Свиндолл:

лишь

десятая

часть

нашей

жизни

определяется

внешними обстоятельствами, а оставшиеся девяносто процентов зависят от способа реагирования

на них. Именно умение находить баланс с миром и гармонию внутри себя является основой для

подлинного счастья.

Для полноценной адаптации к жизни детям необходимо не только познавать окружающий

мир,

но

и

глубоко

исследовать

свой

внутренний

мир:

осознавать

эмоции

и

настроения.

Эмоциональный

интеллект

(EQ)

выступает

ключевым

фактором

в

этом

процессе

он

обеспечивает

способность

адекватно

воспринимать

и

интерпретировать

чувства,

придаёт

психологическую гибкость и эффективное взаимодействие со средой. В дошкольном возрасте

происходят стремительные изменения не только физического развития ребенка (психомоторные),

но и в когнитивных процессах с социальными навыками. Эти периоды становления определяют

последующие этапы формирования личности, включая эмоциональную составляющую. Развитие

эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте становится фундаментальным для успешного

общения

и

понимания

социума,

а

также

способствует

повышению

стрессоустойчивости

«психологической устойчивости» ребёнка. Это подчёркивает необходимость целенаправленной

педагогической работы в данном направлении.

В российской образовательной системе эмоциональный интеллект занимает центральное

место, опираясь на идеи таких мыслителей как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и

С.Л.

Рубинштейн,

которые

подчёркивали

неразрывную

связь

аффектов

с

интеллектуальным

развитием ребёнка.

Присущая современным семьям детоцентричность привнесла ряд изменений в процессы

эмоционального развития детей:

1.

Изменение

семейной

структуры:

-

Патриархальные

модели

сменились

на

более

демократичные и равноправные, где ребёнок занимает центральное место. - Ранняя забота о

потребностях

малыша

безусловно

способствует

формированию

эгоцентризма

вместо

необходимого для успешной социальной адаптации альтруизма.

2. Изоляция от естественного обучения: - В прошлом ребёнок с ранних лет включался в

общественные процессы семьи, что стимулировало развитие навыков распознавания эмоций. -

Современные

дети

часто

изолированы

внутри

домашнего

пространства,

где

родители

предвосхищают все их потребности.

3. Повышенная материально-духовная обеспеченность: - Большое количество ресурсов и

благ

для

детей

создаёт

иллюзию

безграничных

возможностей.

-

Отсутствие

естественных

ограничений

затрудняет

понимание

последствий

собственных

действий,

что

негативно

сказывается на развитии эмоционального интеллекта.

4.

Изменение

социальных ролей:

-

Родители часто

перекладывают ответственность

за

воспитание и развитие ребёнка на специалистов (педагогов, психологов), что снижает их участие в

формировании

эмоциональной

компетентности.

-

Дети

теряют

возможность

наблюдать

естественные модели взрослых в управлении своими чувствами.

5.

Влияние

цифровой

среды:

-

Увеличение времени,

проводимого детьми

за

экраном

устройств,

снижает

живое

общение

и

навыки

невербальной

коммуникации.

-

Виртуальные

пространства часто искажают представления о реальных эмоциях.

2

6. Повышенная требовательность к образованию: - Современное общество предъявляет

высокие стандарты интеллекта, но недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной

сферы. - Родители и педагоги сосредоточены на академических достижениях в ущерб социально-

эмоциональному воспитанию.

7. Научные открытия: - Прогресс нейронаук, психологии и педагогики привёл к осознанию

важности эмоционального интеллекта для успешной жизни. - Результаты исследований стали

доступны широкой публике через СМИ, книги и образовательные ресурсы.

8. Социальные изменения: - Увеличение числа разводов и неполных семей требует от детей

большей эмоциональной зрелости для адаптации к переменам.

-

Рост

психологических проблем

у

молодёжи

(депрессии,

тревожность)

подчеркивает

необходимость целенаправленного развития EQ. В совокупности эти факторы привели к тому, что

тема эмоционального интеллекта стала актуальной и востребованной. Современные родители

осознанно

стремятся

восполнить

пробелы

в

эмоциональном

развитии

своих

детей

через

специальное

обучение

и

психологическую

поддержку,

чего

не

требовалось

ранее

из-за

естественных условий жизни.

Материал подобран на основе следующих источников:

1.

Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984.

2.

Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр.соч.Т.4-М.,1984.

3.

Гоулман Д, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления

людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269

4.

Люсин Д. В.Современные представления об эмоциональном интеллекте//Социальный

интеллект. Теория измерения. Исследования.//Под ред. Ушакова Д.В., Д.В. Люсина, М.,

2004

5.

Стенберг Р. Практический интеллект. Под общ. ред. Р. Стенберга СПб., 2002

6.

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.

7.

Зеньковский В.В. Психология детства.-М.,1998.-с.56.

8.

Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации

// Обруч. 1996. № 4. С. 24—27.

9.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.—Воронеж, 1995.