Автор: Матусевич Татьяна Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №110"
Населённый пункт: Вологодская обл. г. Череповец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развод как кризис в развитии семьи"
Матусевич Татьяна Александровна
Муниципально Бюджетно Дошкольно Образовательное Учреждение
«Детский сад №110», Россия, г. Череповец.
Развод как кризис в развитии семьи.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым
человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье
закладываются основы нравственности человека, формируются нормы
поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества
личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его
социальную и творческую активность. Другими словами в семье
осуществляется первичная социализация ребенка.
В своем развитии семья может переживать ряд кризисов, как
нормативных, так и ненормативных. Одним из ненормативных кризисов в
развитии семьи является развод.
В словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. «развод» имеет несколько
значений, одно из них «расторжение, расторгнутость брака» .
Курбатов В.И. дает следующее определение: «развод — это финал
длительного периода дезорганизации супружеской жизни, хронических ссор
и конфликтов, накопленных обид и недоразумений».
Олифирович Н.И. указывает, что развод - это разрыв супружеских
отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах,
что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер
данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих
партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний
членов семьи и его дестабилизирующим влиянии на всю семейную систему.
Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений
сохраняются психологические последствия расставания (как правило,
актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины).
Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его
при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис
семьи, главным содержанием которого является состояние
дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной
системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это
результат кризисного развития отношений супружеской пары.
Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные
попытки супругов разойтись.
В современном обществе развод как явление оценивается
неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно -
как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака
рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы,
необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в
прежнем составе и структуре оказывается невозможным.
Рост числа разводов, по мнению исследователей, в определенном
смысле предопределен переходом к новому способу заключения брака, когда
основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства
любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с
необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях,
когда супружеские отношения складываются неудачно. Многими молодыми
людьми развод воспринимается уже не как трагедия, а как хорошая
возможность избавиться от невыносимо тусклых и лживых отношений в
любви.
Разводы представляют серьезную социальную проблему, охватившую
весь мир. Причем появилась она тогда, когда человечеством была придумана
первая, еще несовершенная в юридическом отношении формула,
провозглашающая заключение брака законным. Наряду с этим кто-то уже
стал думать о том, как разрушить правовые узы между мужем и женой.
Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского
царя Хаммурапи, жившего еще в ХVIII веке до нашей эры. С тех пор прошло
почти четыре тысячелетия. Положения о разводе многократно менялись, в
разных частях света и в различные исторические периоды действовали и
продолжают действовать различные положения о разводе. Общественное
мнение сегодня по-разному расценивает тенденцию увеличения числа
разводов. С одной стороны, оно защищает права человека на личную свободу,
единодушно признавая право на освобождение от неудавшегося или ставшего
невыносимым супружества. С другой - осуждает его как наносящий
непоправимый вред детям.
Подобное двойственное отношение к разводам в обществе
определенным образом сказалось и на характере научных исследований по
этому вопросу. Одни исследователи рассматривают развод как негативное,
пагубное явление, форму проявления семейной деструкции, указывая на то,
что и в массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом
личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным
разрывом нормальных отношений с детьми и т. д.
Некоторые исследователи полагают, что развод может играть
позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению
семейной проблемы, способствует эмоциональному равновесию и
«моральному возрождению» супругов. Подобную точку зрения на развод они
обосновывают тем, что в некоторых случаях не только невозможно, но и
нецелесообразно сохранять брак, ведь деструктивные отношения между
родителями могут оказывать травмирующее воздействие на психику детей и
десоциализирующее влияние на формирование их личности.
Развитие экономической самостоятельности и социального
равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях,
когда семья становится помехой на пути свободного саморазвития и
самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее
ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по
крайней мере одну, но важнейшую функцию - воспитание детей. Разведенные
супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями
своих детей.
Развод - весьма противоречивое социально-нравственное явление,
которое определяется в словаре по семейному воспитанию как «способ
прекращения брака при жизни супругов». Развод - это лишь финал семейной
драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений.
В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака,
выделяется несколько стадий. Начинается все с эмоционального развода,
который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия
супругов друг к другу, в утрате доверия и любви. Затем наступает
физический развод: супруги уже думают о возможности юридического
развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из
создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены,
брачные партнеры начинают жить раздельно.
При пробном разводе проблема обсуждается открыто. Супруги живут
порознь или, если это невозможно, ведут раздельное хозяйство. Чаще всего
таким «пробным» разводом пытаются (нередко неосознанно) облегчить
переход к разрыву отношений в условиях распавшейся семьи. Юридический
развод - это уже завершение долгого процесса.
Выделяют следующие факторы, способствующие росту количества
разводов:
укрепление экономической самостоятельности и социального
равноправия женщины;
либерализация взглядов на развод;
освобождение от классовых, религиозных и национальных
предрассудков;
рост продолжительности жизни;
снижение влияния родителей на выбор супруга;
неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров
.
Развод – это кризис, который затрагивает всю семейную систему и
тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на
развод во многом определяется возрастом. Например, в подростковом
возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных
задач и затруднить процессы вторичной индивидуализации и сепарации.
Детские переживания могут варьироваться от вялой депрессии, апатии до
резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.
Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что
разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он
вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может
представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные,
фобические и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний
может оказать влияние нескольких факторов:
характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень
вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;
особенности протекания процесса развода;
с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим
родителем;
характер взаимоотношений бывших супругов после развода.
Иногда родитель, с которым остается жить ребенок после развода,
позволяет себе агрессивные выпады в сторону второго родителя или
транслирует ребенку свое негативное отношение к бывшему брачному
партнеру. В некоторых случаях это могут делать оба родителя, пытаясь
организовать коалицию с ребенком, для того чтобы от него получить
поддержку или отомстить бывшему супругу. Это чревато нарушением
процесса формирования его эго-идентичности, снижением самооценки и
самопринятия, появлением комплекса неполноценности, поскольку связано с
обесцениванием образа родителя, являющегося неотъемлемой частью
собственного образа «Я» ребенка.
В результате развода образуется неполная семья – семья с одним
родителем, что вызывает необходимость структурной реорганизации. При
этом, несмотря на то, что бывшие супруги утрачивают статус мужа и жены,
они продолжают оставаться родителями для своих детей, принимая участие в
их воспитании.
Таким образом, развод является кризисом, переживаемым не только на
уровне супружеской подсистемы, но и на уровне расширенной семьи и
требует глобальной семейной реорганизации.
Список литературы:
1.
Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.
Силяевой. – М.: «Академия», 2011.-192 с.
2.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология
семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007.– 360 с.
3.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н.
Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.- 328 с.
4.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный
курс.- СПб.: Питер, 2011. – 242с.