Автор: Гизетдинова Айсылу Хакимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка"
Населённый пункт: с. Миловка, Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Речевая готовность ребёнка к школе
Поступление ребенка в школу является важным
этапом в его жизни. К обучению в первом классе
ребенка необходимо готовить. Речевое развитие
детей является одним из главных компонентов их
готовности к школьному обучению. Важно, чтобы
дети семилетнего возраста владели, прежде всего,
грамотной фразой, развернутой речью. Чем лучше у
него будет развита речь до поступления в школу, тем
быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Речевые навыки и умения, которыми
должен владеть ребёнок,
поступающий в первый класс.
1. Звуковая сторона речи.
Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки
речи, слоги, а также слова и предложения со сложной
звуковой и слоговой наполняемостью;
2. Фонематические процессы.
Ребёнок должен уметь слышать, различать и
дифференцировать звуки русского языка. Нарушение
этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
3. Языковой анализ и синтез.
В основе его лежит умение ребёнка делить
предложения на слова, слова на слоги, проводить
фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен
уметь выделять звуки из слов, определять место звука
в слове, последовательность звуков, называть мягкие
и твёрдые согласные звуки.
4. Грамматический строй речи.
Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать
новые. Словоизменения: изменять существительные по
падежам и числам; употреблять различные предлоги,
согласовывать существительные с прилагательными в
роде, числе, падеже; согласовывать существительные с
числительными; правильно употреблять глаголы.
Словообразование: образовывать уменьшительно-
ласкательную форму слов; глаголы с помощью
приставки; название детёнышей; сложные слова;
притяжательные и относительные прилагательные от
существительных;
5. Словарь.
Ребёнок должен называть части целого, владеть
обобщающими понятиями, называть действия,
подбирать определения к слову, подбирать антонимы,
синонимы, родственные слова;
6. Связная речь.
Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по
прочитанной сказке (рассказу), пересказывать.
Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных
картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес,
поездка на море, экскурсия в музей);