Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Анималотерапия – средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста Иппотерапия
Анималотерапия – средство социально-личностного развития детей
дошкольного возраста (Иппотерапия)
Подготовила: Коновалова Оксана Николаевна
Дети очень любят животных. Имеются интересные результаты
психологических исследований о том, что дети, у которых есть домашние
питомцы, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления,
внимания, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты
пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на
установление причинно-следственных связей. Коррекционную работу с
детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении,
имеющими неадекватную самооценку, нарушения в поведении, можно
проводить с помощью метода анималотерапии.
2 слайд Анималотерапи
я
– это метод оказания психологической помощи
через взаимодействие с животными и их символами в виде (образов,
рисунков, игрушек). Помогает преодолеть страхи и тревожность, раскрыть
дополнительные возможности в личности и поведении детей, снять
психоэмоциональное напряжение, развивать способность сочувствовать,
сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. качества, которые
необходимы для успешного общения и социализации ребенка в обществе.
3 слайд. В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными
методами психокоррекции :
Сказкотерапия - Метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности детей, речевого развития, развития творческих способностей,
расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим
миром.
Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей,
предполагающий использование кукол и театральных приемов для
профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.
Игротерапия –игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у
детей положительные эмоции, способствуют коммуникативных навыков,
произвольной регуляции, а также погрузится в мир эмоций через образы
животных.
Арттерапия - (прорисовывание образов животных, их настроение на песке,)
Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка,
развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.
4 слайд. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий
инструментарий – это настоящие социализированные животные и их
символы: образы, рисунки, сказочные персонажи, игрушки.
Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных-
прекрасный способ расслобления, и отключения от ситуации. В
психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Этот
метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства
прослушивание птичьего пения. Работа с образами животных включена во
многие виды психотерапии. Используются образы в сказкатерапии. В
русских народных сказках, использующие образы животных, представлен
ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешения труднейших
загадок, который порой ставит перед человеком жизнь.
5. слайд Выделяют следующие виды анималотерапии:
6 слайд - Ненаправленная анималотерапия –взаимодействие с животными
в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их
терапевтического значения.
7 слайд - Направленная анималотерапия – целенаправленное
использование животных и их символов по специально разработанным
терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии используют
специально обученных животных. Направленная анималотерапия, в свою
очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно
животные используются –это
Иппотерапия – лечение с помощью лошодей, общаясь с лошодью,
ухаживая за ней, ребенок получает яркий положительный эмоциональный
заряд, ребенок получает возможность преодолеть свой страх, достичь успеха,
одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать
себя способным преодолеть трудности.
Дельфинотерапия – лечение при помощи дельфинов. Дельфины
считаются самыми умными млекопитающими, обладающими высоким
интеллектом, добрым и веселым нравом. Ультразвуковой сигнал, с помощью
которого эти животные общаются между собой, положительно влияет на
мозговую деятельность малышей и способствует развитию центральной
нервной системы.
Канистерапия – лечение при помощи собак
.
Канистерапия является одним
из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и
социального поведения животных. Терапия применяется как
вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами,
которые тяжело идут на контакт. Помагает развитию эмоциональных.
Умственных способностей, а также развитию двигательных функций.
Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных с
аутизмом, синдрома Дауна, церебральным
параличом.
Фелинотерапия – лечение при помощи кошек. Дети с ментальными
нарушениями положительно относятся к присутствию кошки рядом, она
ластится к больному, лижет ему руки, лицо. Ее тепло и умиротворяющие
мурчание позваляет ребенку приобрести эмоциональную устойчивость и
сформировать коммуникативные навыки. Также большой положительный
эффект фелинотерапии установлен при воздействии кошек на детей с
отставанием умственного развития, а также при невротических и
психических заболеваниях детей.
Доказано, что взаимодействие с животными способствует успешному
слиянию ребенка с социумом, формирует его компетентность; нормализует
нервную систему; избавляет от страхов и агрессии; снимает тревожность и
стресс; стимулирует межличностные отношения. Благодаря проявлению
заботы о более слабом существе, ребенок чувствует, что становится
значимым, что благополучно отражается на его самооценке. А доверие,
которым награждает его животное делает малыша ответственным.