Напоминание

Умственная отсталость олигофрения:причины появления, симптомы, диагностика и специфика коррекционной работы

Автор: Гущина Лариса Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Всеволожская школа-интернат, реализующая образовательные адаптированные программы"
Населённый пункт: Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Умственная отсталость олигофрения:причины появления, симптомы, диагностика и специфика коррекционной работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ленинградской области «Всеволожская школа-интернат, реализующая

адаптированные образовательные программы»

Статья: «Умственная отсталость (олигофрения): причины появления,

симптомы, диагностика и специфика коррекционной работы»

Выполнила: учитель-логопед

Гущина Лариса Владимировна

Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных

врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной

недостаточностью интеллекта. У больных отмечается нарушение

когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее

сложную структуру; при умственной отсталости наблюдаются: ведущая

недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь

абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение

динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные

отклонения – недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в

физическом развитии и поведении.

Причины умственной отсталости можно разделить на две группы:

врождённые и приобретённые.

Врождённые причины связаны с нарушением развития головного мозга во

время беременности или родов. Некоторые из них:

Генетические отклонения. Например, синдром Дауна, синдром

Фрагиля X, и др.

Нарушение развития на эмбриональной стадии.

Врождённые аномалии. К ним относятся микроцефалия, гидроцефалия,

аненцефалия.

Инфекционные и токсические воздействия на плод. Краснуха,

токсоплазмоз, сифилис, ВИЧ, алкоголь, наркотики, лекарства.

Травмы и гипоксия в перинатальном периоде. К ним относятся

преждевременные роды, асфиксия, кровоизлияния, инфаркты.

Приобретённые причины связаны с повреждением мозга после рождения в

результате различных факторов. Некоторые из них:

Инфекционные и воспалительные заболевания. Менингит, энцефалит,

полиомиелит, ботулизм.

Сильное эмоциональное или физическое насилие.

Травматические повреждения мозга. Ушибы, сотрясения, контузии,

черепно-мозговые травмы.

Ишемические и геморрагические нарушения кровообращения.

Инсульты, аневризмы.

Опухоли и кисты. К ним относятся глиомы, менингиомы, астоцитомы,

кранеофарингиомы.

Метаболические и эндокринные нарушения. Сахарный диабет у

матери.

Недостаток йода и других микроэлементов, витаминов и аминокислот,

необходимых для нормального развития мозга.

Неблагоприятная социальная среда. Недостаток внимания, заботы,

общения, обучения, игры и других факторов, способствующих

психическому развитию ребёнка.

Классификация умственной отсталости

В Международной классификации болезней и проблем, связанных со

здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяют четыре степени

умственной отсталости:

Лёгкая (IQ 50–69). Дети способны учиться в специализированных

школах и освоить навыки чтения, письма, счёта, а также трудовые

навыки, которые не требуют высокой квалификации.

Средняя (IQ 35–49). Дети с самого раннего возраста отстают в

развитии, не могут обслуживать себя сами и нуждаются в постоянном

уходе.

Тяжёлая (IQ 20–34). Речь неразвита, человек беспомощен в быту.

Глубокая (IQ менее 20). Речь отсутствует или состоит из отдельных

слов, человек не понимает речь, часто пребывает в монотонном

бессмысленном возбуждении.

Существуют и другие классификации умственной отсталости

Симптомы умственной отсталости

Основные симптомы можно разделить на несколько категорий: когнитивные,

адаптивные, социальные, физические.

Когнитивные симптомы связаны с нарушением умственных способностей

и включают:

низкий уровень интеллекта (коэффициент интеллекта (IQ) ниже 70);

трудности с обучением, особенно в области чтения, письма и

математики;

проблемы с решением задач, в том числе в анализе информации,

планировании и принятии решений.

Адаптивные симптомы связаны со способностью человека справляться с

повседневными задачами и включают:

ограниченные навыки самообслуживания: трудности с выполнением

базовых действий, таких как одевание, гигиена или приготовление

пищи;

проблемы с общением;

нужда в постоянной помощи в выполнении ежедневных задач, в

зависимости от степени тяжести состояния.

Социальные симптомы связаны с взаимодействием с окружающими и

включают:

трудности в социализации, а также с пониманием социальных норм и

правил;

нежелание общения с другими.

Физические симптомы варьируются в зависимости от индивидуальных

особенностей и включают:

замедленное физическое развитие и моторных навыков;

физические аномалии: со слухом, зрением или двигательной

активностью.

Диагностика умственной отсталости

Включает в себя различные исследования, направленные на установление

диагноза и оценку степени нарушения.

Некоторые методы диагностики:

Изучение семейного анамнеза и пренатального развития, течения

родов, периода новорождённости и последующего развития.

Клиническое обследование. Включает в себя диагностическую

беседу с пациентом и физикальное исследование.

Неврологическое исследование. Позволяет определить расстройства

функций черепно-мозговых нервов, рефлексы, экстрапирамидные

нарушения, расстройства координации движений, чувствительности,

функций вегетативной нервной системы.

Психологическое и педагогическое обследование. Для определения

уровня интеллекта используют, например, шкалу Стэнфорд — Бине,

шкалу Векслера, методику Равена (Рейвена) и другие.

Инструментальные методы. Направлены на поиск возможных

органических поражений центральной нервной системы. К ним

относятся реоэнцефалографическое исследование,

эхоэнцефалографическое исследование, МРТ головного мозга,

электроэнцефалография (ЭЭГ), рентген черепа и другие.

Генетические исследования. Проводятся, чтобы узнать, есть ли у

больного наследственные заболевания, которые вызывают умственную

отсталость.

Для диагностики умственной отсталости могут быть рекомендованы

консультации узкопрофильных специалистов: генетика, логопеда, невролога,

дефектолога, эндокринолога и других (по показаниям).

Специфика коррекционной работы с умственно отсталыми

школьниками заключается в использовании специальных методов и

средств, направленных на устранение или минимизацию дефектов развития

ребёнка, проблем его психической сферы.

Некоторые аспекты коррекционной работы:

Частота смены видов деятельности. Умственно отсталые дети не

способны концентрировать внимание и выполнять одни и те же

операции длительное время. Поэтому деятельность требует постоянной

смены и постепенного увеличения времени, отводимого на неё.

Многократное повторение материала. Чтобы ребёнок с

умственными отклонениями запомнил какую-то информацию, она

должна быть несколько раз продублирована и повторяться в новых

ситуациях и обстоятельствах.

Игровая форма реализации воспитательной деятельности.

Воспитание и развитие реализуются в игровой форме, что исключает

перенапряжение ребёнка и формирует его положительный

эмоциональный настрой на деятельность.

Использование усвоенных знаний в новых ситуациях. Это

реализуется постепенно, с помощью педагога и иного взрослого. Дети

пробуют, совершают ошибки и учатся преодолевать препятствия,

бороться с трудностями.

Сочетание различных методов коррекционного обучения и

развития. Важно использование тех методов, которые подходят для

конкретного уровня развития ребёнка и соответствуют функционалу

его психической сферы.

Организация совместной коллективной деятельности. Она

ориентирована на коммуникативное развитие воспитанников,

формирование навыков их общения и взаимодействия.

Направления коррекционной работы с умственно отсталыми

обучающимися:

Развитие сенсомоторных навыков. Проводится работа по развитию

двигательной активности пальцев рук, артикуляционной моторики,

отрабатываются навыки каллиграфии.

Развитие психической сферы личности. Проводится коррекция

дисфункций разных аспектов психической деятельности: визуальное

восприятие, пространственная ориентация, временные представления,

развитие памяти и внимания, формирование навыков различать

объекты по сенсорным параметрам, развитие речи, фонетико-

фонематических представлений. Для развития психической сферы

личности детей с умственной отсталостью (УО) используют различные

игры.

При выборе игр учитывают возрастные особенности ребёнка, характер

дефекта, степень его выраженности и личностные особенности.

Развитие мыслительной сферы деятельности. Проводится работа

над развитием комбинаторных навыков, умениями планировать и

организовывать свою деятельность, выдвигать предположения, образно

мыслить, выполнять задания по инструкции, дифференцировать

объекты, а также формируются навыки простейшего анализа, носящего

соотносительный характер.

Устранение недостатков эмоциональной сферы личности. Здесь

реализуется коммуникативное развитие и формируются навыки

социального взаимодействия.

Прогноз при умственной отсталости (олигофрении)

При лёгкой степени (IQ 50–69) прогноз, как правило, благоприятный. Люди

могут пройти специализированное обучение, получить профессию, которая

не требует высокой квалификации, обслуживать себя в быту и помогать по

хозяйству.

При умеренной, тяжёлой и глубокой олигофрении пациентам требуется

постоянный контроль и уход.

Литература:

Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических и поведенческих расстройств.

Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на русск. яз.

под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. — СПб.: АДИС, 1994.

Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение,

1973.

Исаев Д.Н.Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.

— СПб.: Речь, 2003.