Автор: Васильев Вадим Владимирович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Содержание работы мастера производственного обучения
Методическая разработка на тему: «Содержание работы мастера
производственного обучения».
Выполнил мастер производственного обучения федерального казенного
профессионального образовательного учреждения № 145 Федеральной
службы исполнения наказаний Васильев Вадим Владимирович
Содержание
1.
Содержание работы мастера производственного обучения...................1
2.
Подготовка к приему обучающихся.........................................................3
3.
Методическая подготовка.........................................................................3
4.
Подготовка учебных материалов..............................................................4
5.
Перспективно - тематическое планирование...........................................5
6.
Составление плана производственного обучения...................................6
7.
Подготовка к изучению темы....................................................................6
8.
Подготовка к проведению занятия...........................................................7
9.
Разработка домашних заданий..................................................................7
10.
Подготовка технических средств..............................................................8
11.
Особенности воспитательной работы......................................................8
12.
Заключение.................................................................................................9
13.
Список использованных источников.......................................................9
1.
Содержание работы мастера производственного обучения
Профессиональные образовательные учреждения на практике реализуют
принцип неразрывной связи профессионального и общего образования
молодежи и сочетания обучения с производственным трудом обучающихся.
Это определяет особенности работы мастера производственного обучения,
который должен не только отлично владеть профессиональным мастерством,
но иметь необходимую педагогическую подготовку. Для того чтобы успешно
обучать и воспитывать обучающихся, ему нужны разносторонние знания,
высокая общая культура.
Повышение педагогической и производственной квалификации мастера.
Одна из первоочередных задач мастера по повышению квалификации -
изучение передового производственного и педагогического опыта, отбор и
использование в учебном процессе того, что наиболее полно отвечает
специфике будущей профессии обучающихся, а также изучение вопросов
материально-технического
оснащения
мастерских
образовательного
учреждения
и
подготовки
молодых
рабочих
для
работы.
Наиболее
1
эффективной формой повышения квалификации мастера производственного
обучения является стажировка на предприятиях. Во время стажировки мастер
производственного
обучения
работает
по
программе,
утвержденной
руководителем
образовательного
учреждения
и
соответствующего
предприятия. Эта программа предусматривает овладение опытом работы
передовиков
и
новаторов
производства,
ознакомление
с
технологией
производства, современным оборудованием, экономикой и организацией
труда на предприятии, техникой безопасности. Большую помощь в овладении
передовыми
методами
труда
могут
оказать
семинары-практикумы,
организуемые
в
образовательном
учреждении.
Их
цель
-
изучение
педагогического
и
производственного
опыта
мастеров
других
образовательных учреждений, обучение мастеров передовым методам труда
новаторов производства. Кроме того, на семинарах - практикумах мастера
овладевают техникой выполнения сложных производственных заданий.
Повышению квалификации мастера способствует также ознакомление с
учебной
методической
документацией
для
профессиональных
образовательных учреждений, изучение методической литературы. Хорошей
школой повышения квалификации мастеров являться внутри училищные и
районные педагогические чтения, а также методические совещания, многие
мастера принимают в них активное участие.
Участие мастера в составлении перечня учебно-производственных
работ.
Одной из главной задач подготовки мастера к новому учебному году
является составление перечня учебно-производственных работ, выполняемых
обучающимися в учебных мастерских и на производстве. Перечень учебно-
производственных работ мастер производственного обучения составляет на
полугодие или на год, под непосредственным руководством директора в
соответствии с программой производственного обучения. При составлении
перечня
учебно-производственных
работ
необходимо
учитывать
их
содержание, сложность, объем, для того , чтобы обучающиеся планомерно и
последовательно
накапливали
производственные
умения
и
навыки
в
соответствии с учебной программой определенного периода обучения. Мастер
обязан подбирать объекты для выполнения рабочих приемов, операций, и
работ
с
применением
современного
оборудования,
приспособлений
и
инструментов в точном соответствии с программой производственного
обучения. Следует помнить, что обучение обучающихся строиться по
операционному - комплексной системой, т.е. обучающиеся вначале изучают
операции и приемы работ, а затем закрепляют их при выполнении
комплексных работ по изготовлению специально подобранных изделий,
2
которые должны полностью соответствовать учебными задачами каждой
темы.
Составленный перечень учебно-производственных работ до начала
учебного года обсуждается вначале на методической комиссии, на педсовете и
утверждается
директором
образовательного
учреждения.
Мастера
производственного обучения должны также периодически повышать свои
знания
и
профессиональное
мастерство
в
институте
повышения
квалификации.
2. Подготовка к приему обучающихся
Прием обучающихся и участие в комплектовании учебной группы -
важный этап подготовки мастера к новому учебному году, так как знакомство
с будущими учениками поможет ему с первых дней занятий правильно
построить учебно-воспитательную работу. Поэтому до начала учебного года
образовательное
учреждение
должно
принять
участие
в
работе
по
профориентации
обучающихся,
ознакомить
и
рекомендовать
выбор
профессии, которым обучают, условиями приема, учебы, дальнейшими
перспективами. Профориентационной работой не ограничивается обязанности
мастера. Он должен принимать непосредственное участие в организационной
работе и в комплектовании учебной группы. Чтобы составить правильное
представление о каждом из новичков, мастеру необходимо не только
подробно ознакомиться с обучающимся, но и выяснить чем интересуются, где
и как он учился.
3. Методическая подготовка
Методическая подготовка мастера к новому учебному году влияет на
организацию производственного обучения в течение всего учебного года.
Поэтому она должна быть тщательно продуманной, своевременной. Чтобы
подготовить рабочего соответствующего разряда, высокой квалификации,
мастер производственного обучения должен ясно представлять себе какие
знаний, умения и в какой последовательности, и в какой период обучения
необходимо
усвоить
обучающимся.
Для
этого
ему
нужно
изучить
квалификационную характеристику, учебные и сводно-тематические планы
учебных программ производственного обучения, спецтехнологии и других
предметов теоретического обучения. Необходимо также подробно изучить
методические
рекомендации
в
разделах
программ
производственного
обучения. Мастер должен заранее выяснить, какие материалы есть в
образовательном учреждении, чего нет и сообщить об этом директору.
3
Не может оставаться без внимания мастера производственного обучения
т опыт новаторов производства, использование ими передовой техники и
прогрессивной технологии. Эти достижения необходимо использовать и в
учебном процессе. Основой для ознакомления с передовыми опытом являются
базовые
предприятия.
Для
более
успешного
обучения
и
воспитания
обучающихся
мастеру
необходимо
также
изучать
конструктивные
и
методические материалы. Следить за обобщением передового опыта в
журналах, газетах и т.д.
4.
Подготовка учебных материалов
Подготовка учебно-материальной базы и учебных мастерских к новому
учебному
году
предусматривает
ремонт
старого
и
установку
нового
оборудования, переоборудование рабочих мест обучающихся и мастеров,
приобретение необходимых инструментов, приспособлений, материалов,
составление
перечня
учебных
работ.
Разработку
технологической
документации,
изготовление
и
ремонт
учебно-наглядных
пособий,
технических средств обучения и т.д.
Особое внимание мастер должен уделять своевременному ремонту
имеющегося у него инструмента и приспособлений, приобретению новых,
приведению в порядок оборудования учебной мастерской и рабочих мест. При
этом необходимо следить за тем, чтобы инструменты и приспособления были
исправны, отвечали требованиям безопасности труда и технической эстетики.
Как известно любовь к профессии начинается с любви к образовательному
учреждению, мастерской, рабочему месту. Решающее значение при этом
имеет первое впечатление новичка. Поэтому нужно сделать все возможное,
чтобы день, когда обучающийся вступит впервые на порог образовательного
учреждения, запомнился ему на всю жизнь как что-то значительное,
праздничное, чтобы слова... мое образовательное учреждение, моя мастерская
он произносил с гордостью. Серьезно следует готовиться к занятиям с учебной
группой, так как обучающиеся от первого периода - усвоения приемов и
первоначальных навыков выполнения основных операций переходят ко
второму и третьему периоду обучения в мастерских и к производственной
практике.
Многообразие и сложность учебно-воспитательных задач при обучении
обучающихся требуют от мастера особо ответственного и продуманного
подхода к организации работы с группой и каждым обучающимся в
отдельности. Чтобы правильно организовать процесс производственного
обучения
обучающиеся
на
предприятии
необходимо
изучить
4
производственный процесс и применяемые формы организации труда.
5.
Перспективно - тематическое планирование
Мастер производственного обучения, готовясь к учебному году, должен
заблаговременно
разработать
такую
методику
проведения
уроков
производственного обучения и план материально технического оснащения
учебного процесса, чтобы добиться высокой эффективности овладения
обучающимися
необходимыми
знаниями,
умениями
и
навыками.
При
составлении перспективно - тематического плана мастер опирается на
программу
производственного
обучения
и
перечень
учебных
работ.
Необходимо раскрыть цели изучения каждой темы учебной программы
производственного
обучения,
а
также
согласовать
с
преподавателями
специальных дисциплин для проведения контрольных и лабораторных работ,
составление технологических процессов обработки, проведение экскурсий,
встреч с передовиками и новаторами предприятий.
Одним
из
качественных
показателей
урока
является
внедрение
передового производственного опыта. Поэтому, разрабатывая перспективно –
тематический план, мастер должен предусматривать время на изучение
передового опыта, изготовление необходимой оснастки, приспособлений для
внедрения их на уроке.
Примерная структура перспективно - тематического планирования
приводиться ниже.
1. Номера и наименование тем, подтем уроков программы.
2. Время, отведенное на изучение темы, подтемы, на инструктаж,
упражнения и производственную деятельность.
3. Учебные цели темы, подтемы, урока.
4. Материально-техническое оснащение (наименование работ, учебных
и производственных материалов, инструментов, приспособления).
5. Техническая
документация
и
средства
наглядности,
чертежи,
технологические карты, технические требования к работе.
6. Межпредметные связи.
7. Высокопроизводительные методы труда и передовой опыт.
8. Домашнее задание.
9. Выставление оценок за выполненную работу обучающимся.
При планировании производственного обучения необходимо правильно
намечать расстановку обучающихся по рабочем местам.
6. Составление плана производственного обучения
5
Основой
составления
учебного
плана
является
программа
производственного обучения, перечень учебных работ по профессии, а также
Положение о планировании производственной деятельности образовательного
учреждения.
Такой
план
дает
мастеру
возможность
заблаговременно
определить последовательность изучения материала программы, календарные
сроки выполнения учебно-производственных работ, способствует проведению
более планомерной и целеустремленной учебной работы с группой. Он
позволяет сделать всевозможные расчеты по определению количества работ
на каждого обучающегося и в целом на группу, подсчитать с помощью
коэффициента ученическую норму времени для соответствующего периода.
7. Подготовка к изучению темы
В процессе подготовки к изучению очередной темы учебной программы
мастер должен продумать, какую техническую литературы следует изучить,
что можно заимствовать из опыта передовиков производства базового
предприятия с какими приёмами организации труда ознакомить обучающихся.
При подготовке к каждой темы, мастеру следует определить какие операции,
приемы работ, упражнения должны выполнять обучающиеся, перечень работ,
материально- техническое оснащение урока. Техническую и технологическую
документацию, на что необходимо обратить внимание при работе на
оборудовании при его наладке и уходе за ним; способы и приемы контроля
качества
продукции.
Мастеру
необходимо
продумать,
как
научить
обучающихся
соблюдению
требований
безопасности
труда,
бережному
отношению к инструменту и как активизировать обучающихся при изучении
данного материала.
Мастер должен помнить, что при обучении любой профессии есть
приемы работ, которые требуют более длительного освоения, но от них
зависит квалификация обучающегося и его становление как специалиста.
Однако очень часто эти подъемы кажутся обучающимся неинтересными,
скучными. Чтобы сделать занятие более интересным, увлечь обучающихся,
мастер должен особенно тщательно продумать объяснения, устроить урок так,
чтобы
обучающиеся
поняли
необходимость
правильного
выполнения
упражнений.
Самое главное чтобы обучающиеся не только организованно, с
интересом выполняли упражнения, но и поняли их суть, научились
самостоятельно оценивать правильность выполнения рабочих приемов.
8.
Подготовка к проведению занятия
6
Все занятия начинаются с вводной беседы, во время которой мастер
рассказывает о базовом предприятии, его истории, выпускаемой продукции.
Рекомендуется также рассказать о себе, о своей работе, сколько лет работает в
образовательном учреждении. В первый день знакомства с профессией и
мастерской надо стараться, чтобы новички не столько узнали что-либо
интересное из рассказа мастера, сколько увидели все это собственными
глазами. Рекомендуется показать и основные изделия - эталоны, которые
предстоит
изготовлять
обучающимся,
а
также
наборы
инструментов,
продемонстрировать лучшие изделия, подчеркнув, что это сделано руками
выпускников. В заключение целесообразно ознакомить обучающихся с
работами по изготовлению сложной продукции, которые им предстоит
сделать. От того насколько качественно подготовился мастер к занятиям с
группой, во многом зависит успех обучения и воспитания обучающихся.
Готовясь к занятию, мастер должен ознакомиться с литературой, посмотреть,
что можно внести нового в занятие по производственному обучению, какую
следует подготовить материально- техническую базу, средства наглядности и
т.д. Необходимо проанализировать предыдущее занятие, выяснить, что узнали
его обучающиеся на уроках теории, затем определить дозировку времени на
все разделы занятия, цель предстоящего занятия и его воспитательные задачи,
наметить упражнения и работы, которые обучающиеся будут выполнять
самостоятельно. Мастер должен помнить, что особенно тщательно следует
готовиться к показу приемов работ, т.е. продумать, как организовать
демонстрацию, чтобы все обучающиеся хорошо видели выполняемые приемы,
поняли их. Для этого мастеру следует заранее самому поупражняться в показе
приемов работ, предусмотреть все, на что необходимо обратить особое
внимание. От того, насколько легко и правильно он демонстрирует
упражнения, зависит не только успех в обучении, но и его авторитет. В ходе
подготовки к занятию мастер должен тщательно продумать методику
его
проведения,
определить
последовательность
демонстрации,
увязать
материал с уроками теоретического обучения, наметить обучающихся,
которых нужно спросить в начале занятия, вызвать для повторения
показанных приёмов, обдумать заключительный инструктаж.
9.
Разработка домашних заданий
При разработке домашних заданий по производственному обучению
мастер должен учитывать их влияние на степень овладения обучающимися
профессией, обогащение их знаниями, на самостоятельность в работе с
технической литературой и т.д., что в дальнейшем поможет развить
7
ценнейшие
качества,
как
технологическое
мышление,
техническая
грамотность обучающихся и главное позволит выработать творческий подход
к труду, что, в конечном счете, обеспечит им более высокую квалификацию.
Домашнее задание могут быть различными, от самых простейших в
начальной период обучения до самых сложных, например, от изучения
чертежа и продумывания порядка обработки детали до эскизов простейших
приспособлений
и
составления
технологических
процессов
обработки.
Домашнее задание может предусматривать овладения передовыми приемами,
изучение новшеств в технологическом процессом, в конструкции материалов,
Домашнее
задание
могут
предусматривать
использование
в
работе
приспособлений, разработанных на базовом предприятии. В этом случае
мастер дает обучающимся задание - продумать, что можно сделать для
усовершенствования этих приспособлений, чтобы сократить вспомогательное
время и исключить возможности повреждения детали при ее закреплении,
поломку инструмента, повысить качество обработки и т.д. При разборке
домашних заданий по производственному обучению надо учитывать перечень
работ,
имеющиеся
оборудование,
технологическую
оснастку
и
индивидуальные особенности обучающихся.
10. Подготовка технических средств
В
процессе
подготовки
к
новому
учебному
году
мастер
производственного
обучения
должен
предусматривать
применение
технических
средств
обучения,
особенно
средств
самоконтроля
и
моделирования трудовой деятельности. Одним из таких средств являются
тренажеры-устройства,
которые
дают
возможность
формировать
производственные умения и навыки по заранее разработанной программе. При
изучении сложных приемов работ, показов процессов обработки, когда на все
обучающиеся группы могут увидеть демонстрируемые мастером приемы,
полезно использовать плакаты, фильмы. Показ необходимо сопровождать
объяснениями,
занятие
можно
проводить
в
кабинете
спецтехнологии
совместно с преподавателем.
11. Особенности воспитательной работы
Чтобы успешно воспитывать будущих рабочих и формировать у них
мировоззрение, каждый мастер должен обладать целым рядом качеств. Так,
важно, чтобы мастер не только сам обладал глубокими знаниями, но и умел в
ходе повседневного общения с обучающимися правильно разъяснять им,
проводить беседы. Уровень общего развития с каждым годом растет, это
8
требует
от
мастера
производственного
обучения
гибкости,
культуры
поведения, знаний в области теории и методики, умения работать с
обучающимися. Одним из важных условий успешного целенаправленного
развития
является
глубокое
знание
индивидуальных
особенностей
обучающихся. Для этого мастеру следует обстоятельно познакомиться с
будущими своими воспитанниками, изучить уровень их развития, особенности
характера, моральные качества, отношения к учебе и работе. Только
педагогические наблюдения и повседневный анализ учебно-производственных
успехов каждого обучающегося позволяет мастеру правильно определить
методы и средства их воспитания.
12.Заключение
Таким
образом,
педагогическая
деятельность
мастера
производственного
обучения
является
весьма
разносторонней
и
ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта,
профессионального
мастерства
и
высокой
общей
культуры.
Уроки
производственного
обучения
являются
незаменимыми
при
развитии
производственных способностей обучающихся. Их умелая организация,
продуманность
индивидуальных
творческих
и
групповых
заданий,
оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию
творческой, активной, самостоятельной личности, что на наш взгляд является
особо востребовано в современном обществе.
13.Список использованных источников
1. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб.
пособие. - 3-е изд., испр. и доп. Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004.
2. Белозерцев Е. П. Педагогика профессионального образования: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М, 2004.
3. Кузьмина Н.В Педагогическая деятельность мастера - М., 1983.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М., 1986.
5. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 1984.
6. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М.,1996.
7. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание
школьников) - М.,1995.
9