Автор: Горина Анастасия Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Методика преподавания народно-сценического танца в детской школе искусств
Методика преподавания народно-сценического танца в детской школе искусств
Горина Анастасия Андреевна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
преподаватель по современной хореографии
В современном обществе хореография занимает особое место в культурной сфере,
искусстве
и
воспитании
детей.
Народный
танец
является
важным
элементом
традиционной культуры и представляет собой уникальное хореографическое искусство,
передающее и сохраняющее национальные традиции и историю. Народно-сценический
танец может быть учебной дисциплиной в различных учебных заведениях, таких как
художественные школы, детские школы искусств, консерватории и университеты. В
рамках учебной программы учащиеся могут изучать различные народные танцы, а также
развивать свои технические навыки и творческий потенциал. В детских школах искусств,
где формируются основы художественного образования у детей, методика преподавания
народно-сценического танца играет важную роль.
Заинтересованность населения в народном танце с каждым годом снижается.
Родители всё реже отправляют своих детей в народные коллективы, а дети, под влиянием
телевизионных программ, выбирают современную хореографию. Народно-сценический
танец становится более сложным, чтобы привлечь зрителя, однако при множестве
разнообразных
развлечений,
не
всегда
зрители
выбирают
концерты
народных
коллективов, а ценителей этого направления не так много. Чтобы сохранить культуру
страны, в каждом городе необходимо развивать народный танец, который является одной
из древнейших форм народного творчества и тесно связан с жизнедеятельностью
человека. Он имеет большое значение для каждого народа и служит средством передачи,
сохранением и распространением традиций и обычаев каждого народа.
Хореографическое отделение в детской школе искусств — это одно из самых
популярных многочисленных отделений.
Одной из основополагающей дисциплиной программы является «Народно-
сценический танец», который является важным звеном хореографического воспитания. На
занятиях ребята осваивают разнообразные стили и манеры исполнения танцев различных
народов, расширяют и обогащают свои исполнительские возможности.
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:
раскрытие творческих способностей, активация потенциала детей, приобщение
учащихся к культуре, традициям и обычаям разных народов.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи, направленные на
выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного
потенциала:
– воспитание личности ребёнка, его гуманного отношения к окружающему миру,
формирование в нём эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии;
– воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача
национального стиля и манеры народного танца;
–
формирование
навыков
творческого
самовыражения,
общей
культуры,
настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации;
– закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных ранее в
понимании и овладении искусством танца;
– развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии;
– ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в
широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали)
Программа предмета «Народно-сценический танец» рассчитана по 5-летнему
обучению на 330 аудиторных часа, изучается со 2 по 5 класс. Самостоятельная работа по
данному предмету не предусмотрена. Таким образом, максимальная нагрузка на
обучающегося составляет 330 часа.
На пятом году обучения учащиеся должны знать основные положения рук, ног,
головы и корпуса. Владеть быстротой запоминания комбинаций, навыками закономерной
координации,
манерой
исполнения
движений
изученного
материала,
культурой
исполнения
движений
–
школой,
устойчивостью
в
статике,
профессиональным
вниманием, самоконтролем, движениями-связками, техникой прыжковых движений,
метроритмическими
раскладками
движений,
устойчивостью
в
динамике,
хореографической памятью, умением видеть ошибки в исполнении других учеников и
анализировать. Также учащийся должен уметь грамотно и музыкально исполнять этюды
на середине, исполнять вращательные движения на середине по диагонали и по кругу
(также на месте), работать в ансамбле
Пятый класс является завершающим, поэтому важна художественная окраска
исполнения движений. На середине создаются развёрнутые этюды, в которых большое
внимание уделяется техническому совершенству, характеру, манере и выразительности
исполнения.
Обучение народно-сценическому танцу – это длительный, но увлекательный
процесс, который требует упорства и терпения от учеников.
Однако, благодаря систематичности и целенаправленности учебного процесса,
каждый ученик сможет максимально раскрыть свой танцевальный потенциал.
Список использованной литературы
1. Библиография: Домбровская Е.А. Справочник методиста. Часть 1. Основные термины,
их определения, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Мн.:
МГОУМК, 2012.
2. Гусев. 1.1. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и
комбинации на середине зала / Г.!. 1 усев; Москва: Владос, 2002.
3. Ивлева. Л.Д. Воспитание творческой личности средствами хореографии в школе. /
Педагогический опыт и мастерство хореографа, Сб. научных трудов, Челяб. гос. Акад.
культуры и искусств. - Челябинск, 2010.