Автор: Желнова Вера Ивановна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Дубровская СОШ"
Населённый пункт: г.п.Дубровка Всеволожского района Ленинградской области
Наименование материала: Презентация к уроку алгебры в 10 классе
Тема: "Решение уравнений с модулем"
a) | a | ≥ 0
б) | a | = |- a|
в) | a | = | b |
г) | a | = | b | a
2
= b
2
| f(x) |=|g(x)|
|
x³
+
x
+1| = |
x³
+3
x
-1|
x³
+
x
+1=
x³
+3
x
-1 и
x³
+
x
+1=-(
x³
+3
x
-1)
Решаем эти уравнения и получаем корни
х
1
=1,
x
2
=0
Ответ:{0;1}
Решить уравнение:
| 2
x
-1|=|
x
+3|
возводим левую и правую части данного
уравнения в квадрат, получаем
равносильное уравнение (2
x
-1)²
=(
x
+3)²,
корнями которого, а значит и исходного
уравнения, являются числа х
1
=- и х = 4
Ответ
: {-
,
4}
3
2
3
2
Определить число корней уравнения:
|
x²
+2
x
|=|2-
x
|
воспользуемся графическим способом.
Строим графики функций
y
=|
x ²
+2
x
| и
y
=|2-
x
|
Ответ: т.к. графики пересекаются в двух
точках, уравнение имеет два корня.
Решить уравнение
|
x
-
x²
- 1| = |2
x
- 3 -
x²
|
Для решения этого уравнения вполне
годится первый способ. Однако можно
предложить учащимся вычислить
дискриминант каждого трехчлена и
сделать вывод о том, что при любом х
выражения, стоящие под знаком модуля,
принимают отрицательные значения.
Значит данное уравнение равносильно
уравнению х² - х +1 = х² - 2х + 3.
Ответ: х = 2
1
вариант
а) |
x²
-
x
-2|=|
x²
+2
x
-1|
б)
|2x-1|=|x+2|
a)
|
x²
-
x
|=|
x²
+2
x
-1|
b)
б
) |2x-3|=|x-1|
a)
Ответ:{-1,5;-
;1}
)
1
2
(
2
1
2
2
2
2
2
2
x
x
x
x
x
x
x
x
0
3
2
1
3
2
х
х
х
3
1
а)
Ответ:{-1;
}
)
1
2
(
1
2
2
2
2
2
x
x
x
x
x
x
x
x
0
1
2
1
3
2
х
х
х
3
1
2
1
;
б) (2х-1)² =(х+2)² б) (2х-3)² =(х-1)²
3х² -8х-3=0 3х² - 10х+8=0
D
=100
D
=4
x
1
=-
,
x
2
=3
x
1
=1
,
x
2
=2
Ответ:{-
;3} Ответ:{1
;2}
В качестве домашнего задания
учащимся можно предложить решить
данные уравнения графически.
3
1
3
1
3
1
3
1
Делаем вывод, что при
решении уравнений вида |
f
(
x
)|=|
g
(
x
)|, мы
использовали такие
свойства модуля ,как
1). |
a
|=|
b
|
2).
|a|=|b|
a²
=
b²
,
а так же графики функций
содержащих знак модуля