Напоминание

"Развитие фонематических процессов у дошкольников с использованием интерактивных игр и упражнений"

Автор: Червякова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ - детского сада №73
Населённый пункт: г. Екатеринбурга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие фонематических процессов у дошкольников с использованием интерактивных игр и упражнений"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Введение

Фонематические процессы играют важную роль в речевом развитии

ребёнка. Они обеспечивают успешное освоение навыков чтения, письма и

устной коммуникации. В старшем дошкольном возрасте развитие этих

процессов особенно важно, так как дети готовятся к школьному обучению.

Одним из эффективных методов развития фонематического восприятия

является использование интерактивных игр и упражнений, которые делают

процесс обучения увлекательным и доступным.

Особенности развития фонематических процессов в старшем

дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте дети уже обладают определённым

уровнем речевого развития, но их фонематическое восприятие ещё нуждается в

активном

формировании.

Основные

аспекты

развития

фонематических

процессов включают:

Фонематический слух – способность различать звуки родного языка.

Фонематический анализ – умение выделять отдельные звуки в слове.

Фонематический синтез – способность соединять звуки в слово.

Звуковая дифференциация – различение близких по звучанию фонем.

Без достаточного развития этих процессов ребёнку будет трудно овладеть

навыками письма и чтения.

Использование интерактивных игр и упражнений

Интерактивные игры позволяют детям активно вовлекаться в процесс

обучения, сочетая познавательную деятельность с игровой.

Ниже представлены несколько эффективных игр и упражнений.

«Найди звук»

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание: Воспитатель называет слово, а ребёнок должен определить,

есть ли в нём заданный звук.

«Собери слово»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

Описание: Ребёнку предлагаются карточки с изображениями предметов.

Он должен назвать их по слогам, а затем по звукам, собирая слово полностью.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие звуковой дифференциации.

Описание: Дети передают друг другу слово шёпотом. Побеждает тот, кто

правильно воспроизвёл исходное слово.

Интерактивные приложения

Современные технологии позволяют использовать обучающие мобильные

приложения и компьютерные игры, которые направлены на формирование

фонематических навыков. Программы предлагают задания по определению

звуков, разбору слов и рифмованию.

«Подбери рифму»

Цель: развитие звукового анализа.

Описание:

Ребёнок

должен

подобрать

рифмующееся

слово

к

предложенному (например, «кот – лот»).

Заключение

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников является

важной частью подготовки к школе. Использование интерактивных игр и

упражнений способствует более эффективному усвоению материала, делает

процесс обучения увлекательным и доступным. Такой подход помогает детям

легче адаптироваться к школьному

обучению, повышает

их

мотивацию

и

развивает коммуникативные способности. Внедрение

интерактивных

методов

в

образовательный

процесс

способствует

гармоничному развитию речи ребёнка и успешному освоению им грамоты.