Авторы: Бондарева Елизавета Арзуевна, Ладыко Наталья Игоревна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Организация практической подготовки обучающихся по МДК.02.01 в условиях перехода на актуализированный ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация
Организация практической подготовки обучающихся по МДК.02.01
в условиях перехода на актуализированный ФГОС СПО
по специальности 33.02.01 Фармация
Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК» г. Екатеринбург
Бондарева Елизавета Арзуевна, преподаватель
Ладыко Наталья Игоревна, преподаватель
В современном мире, где фармация развивается стремительными тем-
пами, подготовка квалифицированных кадров становится всё более актуаль-
ной задачей. Одним из ключевых этапов реализации программы подготовки
специалистов среднего звена является практическое обучение в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом. Этот вид
учебной деятельности направлен на формирование, закрепление, развитие
навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессией. Такая подготовка ликвидирует разрыв
между теорией и практикой.
Освоение практических навыков междисциплинарного курса Техноло-
гия изготовления лекарственных форм осуществляется на практических заня-
тиях, производственной практике в условиях аптечных организаций, произ-
водственной практике по профилю специальности, а также в рамках учебной
практики. Последняя введена в процесс обучения при переходе на актуализи-
рованный ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация.
В период обучения с 2023 по 2024 год учебная практика на базе фарма-
цевтического филиала проводилась впервые, реализовывалась концентриро-
ванно в течение нескольких дней, представляя собой проверку знаний и уме-
ний. К этому времени у обучающихся была сформирована достаточная база
навыков благодаря симуляционному, интерактивному обучению, информаци-
онно-коммуникационным технологиям, применяемым преподавателями на
практических занятиях.
Учебная практика по МДК.02.01 Технология изготовления лекарствен-
ных форм направлена на закрепление практического опыта у обучающихся и
профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требовани-
ям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекар-
ственные средства для последующей реализации.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны
труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Занятия проходили в учебной лаборатории и кабинете симуляционных техно-
логий, которые полностью соответствовали ассистентской рецептурно-произ-
водственного отдела аптеки. На заседании ЦМК Фармацевтической техноло-
гии из рецептуры аптек были отобраны и утверждены прописи лекарствен-
ных форм: мази, растворы для инъекций, глазные капли, детские лекарствен-
ные формы, которые обучающиеся самостоятельно готовили.
Проводили и оценивали учебную практику преподаватели филиала. В
качестве методов контроля применялись наблюдение за процессом изготовле-
ния лекарственных форм, беседа с обучающимися после изготовления и
оформления к отпуску лекарственной формы. Учебная практика завершилась
дифференцированным зачетом в виде тестового опроса и практико-ориенти-
рованной задачи – изготовление одной лекарственной формы. По окончании
практики обучающиеся оформляли дневник, описывая особенности техноло-
гии изготовления приготовленных ими лекарственных форм.
В ходе учебной практики у обучающихся отчетливо проявляются осво-
енные профессиональные компетенции. Обучающиеся успешно применяли
теоретические знания на практике, демонстрировали самостоятельность и за-
интересованность в работе. При возникновении сомнений в процессе изго-
товления лекарственной формы преподаватель направлял к принятию верно-
го решения. Учебная практика дополнила производственную практику, кото-
рая реализовывалась совместной работой методических руководителей – пре-
подавателей колледжа с социальными партнерами. Обучающиеся готовили
лекарственные формы по аптечным рецептурам, редко встречающимся или
отсутствующим в аптеках. Например, не все аптечные организации имеют
асептический блок для изготовления стерильных лекарственных форм, а зна-
чит обучающиеся не имели возможности изготовить глазные капли, лекар-
ственные формы, предназначенные детям до года и т.п. В частности, для
очно-заочного отделения полученный опыт сформировал полное представле-
ние о работе производственной аптеки от этапа изготовления до внутриаптеч-
ного контроля и отпуска лекарственной формы.
При сравнении результатов квалификационного экзамена по профес-
сиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в
условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций» до
введения учебной практики с текущими наблюдается положительная динами-
ка качества знаний в группах. Таким образом, внедрение учебной практики в
образовательный процесс повысило эффективность подготовки будущих фар-
мацевтов к их профессиональной деятельности: обучающиеся отработали и
закрепили практические навыки перед квалификационным экзаменом, ГИА и
первичной аккредитацией специалистов.