Напоминание

Организация практической подготовки обучающихся по МДК.02.01 в условиях перехода на актуализированный ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация

Авторы: Бондарева Елизавета Арзуевна, Ладыко Наталья Игоревна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Организация практической подготовки обучающихся по МДК.02.01 в условиях перехода на актуализированный ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация практической подготовки обучающихся по МДК.02.01

в условиях перехода на актуализированный ФГОС СПО

по специальности 33.02.01 Фармация

Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК» г. Екатеринбург

Бондарева Елизавета Арзуевна, преподаватель

Ладыко Наталья Игоревна, преподаватель

В современном мире, где фармация развивается стремительными тем-

пами, подготовка квалифицированных кадров становится всё более актуаль-

ной задачей. Одним из ключевых этапов реализации программы подготовки

специалистов среднего звена является практическое обучение в соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом. Этот вид

учебной деятельности направлен на формирование, закрепление, развитие

навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,

связанных с будущей профессией. Такая подготовка ликвидирует разрыв

между теорией и практикой.

Освоение практических навыков междисциплинарного курса Техноло-

гия изготовления лекарственных форм осуществляется на практических заня-

тиях, производственной практике в условиях аптечных организаций, произ-

водственной практике по профилю специальности, а также в рамках учебной

практики. Последняя введена в процесс обучения при переходе на актуализи-

рованный ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация.

В период обучения с 2023 по 2024 год учебная практика на базе фарма-

цевтического филиала проводилась впервые, реализовывалась концентриро-

ванно в течение нескольких дней, представляя собой проверку знаний и уме-

ний. К этому времени у обучающихся была сформирована достаточная база

навыков благодаря симуляционному, интерактивному обучению, информаци-

онно-коммуникационным технологиям, применяемым преподавателями на

практических занятиях.

Учебная практика по МДК.02.01 Технология изготовления лекарствен-

ных форм направлена на закрепление практического опыта у обучающихся и

профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требовани-

ям учреждений здравоохранения.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекар-

ственные средства для последующей реализации.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны

труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Занятия проходили в учебной лаборатории и кабинете симуляционных техно-

логий, которые полностью соответствовали ассистентской рецептурно-произ-

водственного отдела аптеки. На заседании ЦМК Фармацевтической техноло-

гии из рецептуры аптек были отобраны и утверждены прописи лекарствен-

ных форм: мази, растворы для инъекций, глазные капли, детские лекарствен-

ные формы, которые обучающиеся самостоятельно готовили.

Проводили и оценивали учебную практику преподаватели филиала. В

качестве методов контроля применялись наблюдение за процессом изготовле-

ния лекарственных форм, беседа с обучающимися после изготовления и

оформления к отпуску лекарственной формы. Учебная практика завершилась

дифференцированным зачетом в виде тестового опроса и практико-ориенти-

рованной задачи – изготовление одной лекарственной формы. По окончании

практики обучающиеся оформляли дневник, описывая особенности техноло-

гии изготовления приготовленных ими лекарственных форм.

В ходе учебной практики у обучающихся отчетливо проявляются осво-

енные профессиональные компетенции. Обучающиеся успешно применяли

теоретические знания на практике, демонстрировали самостоятельность и за-

интересованность в работе. При возникновении сомнений в процессе изго-

товления лекарственной формы преподаватель направлял к принятию верно-

го решения. Учебная практика дополнила производственную практику, кото-

рая реализовывалась совместной работой методических руководителей – пре-

подавателей колледжа с социальными партнерами. Обучающиеся готовили

лекарственные формы по аптечным рецептурам, редко встречающимся или

отсутствующим в аптеках. Например, не все аптечные организации имеют

асептический блок для изготовления стерильных лекарственных форм, а зна-

чит обучающиеся не имели возможности изготовить глазные капли, лекар-

ственные формы, предназначенные детям до года и т.п. В частности, для

очно-заочного отделения полученный опыт сформировал полное представле-

ние о работе производственной аптеки от этапа изготовления до внутриаптеч-

ного контроля и отпуска лекарственной формы.

При сравнении результатов квалификационного экзамена по профес-

сиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в

условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций» до

введения учебной практики с текущими наблюдается положительная динами-

ка качества знаний в группах. Таким образом, внедрение учебной практики в

образовательный процесс повысило эффективность подготовки будущих фар-

мацевтов к их профессиональной деятельности: обучающиеся отработали и

закрепили практические навыки перед квалификационным экзаменом, ГИА и

первичной аккредитацией специалистов.