Напоминание

Современные подходы в работе с маломотивированными учащими-ся на уроках литературы при изучении русской классики

Автор: Бабкина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 285 им. В.А.Молодцова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Современные подходы в работе с маломотивированными учащими-ся на уроках литературы при изучении русской классики







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современные подходы в работе с маломотивированными учащими-

ся на уроках литературы при изучении русской классики.

БабкинаТ.А., учитель высшей квалификационной категории, учитель

русского языка и литературы

Творчество Фёдора Михайловича Достоевского остаётся актуальным и

значимым в нашем обществе, несмотря на то, что прошло более ста лет с мо-

мента его смерти. Его произведения затрагивают универсальные темы, такие

как мораль, свобода, страдание и социальная справедливость. Однако, когда

речь идёт о работе с немотивированными учениками слабого класса, важно

адаптировать подход к изучению этих тем. В данной статье мы рассмотрим,

как можно представить творчество Достоевского таким образом, чтобы сде-

лать его понятным и близким для современных школьников.

Проблематика немотивированности современного ученика – бич послед-

них десятилетий, причем касается всех гуманитарных и естественно-научных

предметов современной средней школы.

Немотивированные ученики особенно часто испытывают трудности с

восприятием классической литературы. Они могут не видеть связи между

прочитанным и своей жизнью, что приводит к потере интереса и нежеланию

углубляться в анализ произведений. В связи с этом крайне важно найти

способы, которые помогут им установить эти связи, чтобы литература стала

не просто набором слов, а важным инструментом для понимания окружаю-

щего мира.

Русская классика, а особенно творчество Достоевского, содержит глубо-

кие философские и моральные вопросы, затрагивающие глубокий ценност-

ный пласт адекватного восприятия действительности, которые могут и обяза-

ны обогатить внутренний мир учащихся. Однако многие современные стар-

шеклассники не видят связи между этими произведениями и своей жизнью.

Они в массе своей воспринимают классическую литературу как что-то уста-

ревшее и неактуальное, что приводит к потере интереса и мотивации к изуче-

нию.

Имея многолетний опыт преподавания как в профильных гуманитарных,

так и в «универсальных», т.е. общеобразовательных, классах, могу выделить

несколько блоков причин немотивированности учащихся к изучению рус-

ской классической литературы. Приведу примеры на наследии Ф.М.Достоев-

ского:

1. Отсутствие связи с реальностью: Учащиеся часто не понимают, как

темы, поднятые Достоевским, могут быть актуальны в их жизни на современ-

ном уровне семейного и социального воспитания, личных ценностей. Вопро-

сы о морали, свободе выбора и социальной справедливости кажутся им дале-

кими и незначительными.

2. Сложность языка и стиля: Язык произведений Достоевского посред-

ством своей многослойности и символизма может быть трудным для воспри-

ятия, что затрудняет понимание текста и часто приводит к разочарованию.

Особенно это накладывается на общий низкий уровень начитанности, вос-

приятие действительности через «клиповое мышление».

3. Недостаток интерактивной компоненты в изложении материала: Тра-

диционные методы преподавания, такие как лекции и анализ текстов, как

правило, не всегда способны заинтересовать учащихся и вызвать у них жела-

ние глубже погрузиться в материал. В современном стиле общения срабаты-

вает стереотип «многобукв», что мгновенно при анализе произведения делает

текст в глазах читателя «нечитаемым».

Чтобы преодолеть, или хотя бы смягчить немотивированность учащих-

ся, на мой взгляд необходимо применять новые подходы к изучению русской

классики, что с успехом использую в урочной и внеурочной деятельности:

1. Связь с современностью: Важно показывать, как темы произведений

Достоевского перекликаются с современными проблемами. Обсуждение со-

циальных вопросов, таких как бедность, неравенство и моральные дилеммы,

может помочь ученикам увидеть актуальность классики на всех этапах разви-

тия человеческого общества, в том числе в сложные современные реалии.

Обсуждение социальных проблем, таких как безработица, бедность и нера-

венство, может помочь учащимся увидеть параллели между их опытом и те-

мами, исследуемыми в произведениях писателя.

2. Интерактивные методы обучения: Использование групповых дискус-

сий, ролевых игр и творческих заданий может значительно повысить интерес

к изучению. Например, предлагаю учащимся представить себя на месте пер-

сонажей и обсудить их выборы и действия.

3. Визуальные и аудиоматериалы: Фильмы, театральные постановки и

мультимедийные ресурсы могут сделать изучение произведений более увле-

кательным и доступным. Это поможет ученикам лучше понять контекст и

глубину произведений через короткие, но яркие блоки аудиовизуальной ин-

формации – «клиповое восприятие».

4. Личное восприятие: Создание атмосферы, в которой ученики могут

делиться своими мыслями и чувствами, поможет установить личную связь с

текстом. Прошу их подумать о своих моральных выборах и связать их с во-

просами, поднимаемыми Достоевским.

Проблема немотивированности детей при изучении русской классики

требует комплексного подхода. Используя современные методы и связывая

классические темы с реальной жизнью, мы можем вдохновить учащихся на

более глубокое восприятие литературы и развить их критическое мышление.

Темы, затронутые в произведениях Достоевского, остаются актуальны-

ми и в современном обществе. Проблемы бедности, социальной несправедли-

вости, морального выбора и внутренней борьбы человека с самим собой мож-

но наблюдать и сегодня. Например, в условиях экономических кризисов и со-

циальных изменений многие люди сталкиваются с трудностями, которые за-

ставляют их переосмысливать свои ценности и моральные принципы.

Творчество Достоевского предоставляет богатый материал для обсужде-

ния актуальных вопросов, стоящих перед современным обществом. Адапта-

ция его идей для немотивированных учеников слабого класса может помочь

им не только лучше понять литературу, но и развить критическое мышление

и моральное сознание. Применяя современные подходы и связывая классиче-

ские темы с реальной жизнью, мы можем вдохновить учащихся на более глу-

бокое восприятие литературы и, возможно, даже изменить их отношение к

учебе в целом.