Автор: Бабкина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 285 им. В.А.Молодцова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Современные подходы в работе с маломотивированными учащими-ся на уроках литературы при изучении русской классики
Современные подходы в работе с маломотивированными учащими-
ся на уроках литературы при изучении русской классики.
БабкинаТ.А., учитель высшей квалификационной категории, учитель
русского языка и литературы
Творчество Фёдора Михайловича Достоевского остаётся актуальным и
значимым в нашем обществе, несмотря на то, что прошло более ста лет с мо-
мента его смерти. Его произведения затрагивают универсальные темы, такие
как мораль, свобода, страдание и социальная справедливость. Однако, когда
речь идёт о работе с немотивированными учениками слабого класса, важно
адаптировать подход к изучению этих тем. В данной статье мы рассмотрим,
как можно представить творчество Достоевского таким образом, чтобы сде-
лать его понятным и близким для современных школьников.
Проблематика немотивированности современного ученика – бич послед-
них десятилетий, причем касается всех гуманитарных и естественно-научных
предметов современной средней школы.
Немотивированные ученики особенно часто испытывают трудности с
восприятием классической литературы. Они могут не видеть связи между
прочитанным и своей жизнью, что приводит к потере интереса и нежеланию
углубляться в анализ произведений. В связи с этом крайне важно найти
способы, которые помогут им установить эти связи, чтобы литература стала
не просто набором слов, а важным инструментом для понимания окружаю-
щего мира.
Русская классика, а особенно творчество Достоевского, содержит глубо-
кие философские и моральные вопросы, затрагивающие глубокий ценност-
ный пласт адекватного восприятия действительности, которые могут и обяза-
ны обогатить внутренний мир учащихся. Однако многие современные стар-
шеклассники не видят связи между этими произведениями и своей жизнью.
Они в массе своей воспринимают классическую литературу как что-то уста-
ревшее и неактуальное, что приводит к потере интереса и мотивации к изуче-
нию.
Имея многолетний опыт преподавания как в профильных гуманитарных,
так и в «универсальных», т.е. общеобразовательных, классах, могу выделить
несколько блоков причин немотивированности учащихся к изучению рус-
ской классической литературы. Приведу примеры на наследии Ф.М.Достоев-
ского:
1. Отсутствие связи с реальностью: Учащиеся часто не понимают, как
темы, поднятые Достоевским, могут быть актуальны в их жизни на современ-
ном уровне семейного и социального воспитания, личных ценностей. Вопро-
сы о морали, свободе выбора и социальной справедливости кажутся им дале-
кими и незначительными.
2. Сложность языка и стиля: Язык произведений Достоевского посред-
ством своей многослойности и символизма может быть трудным для воспри-
ятия, что затрудняет понимание текста и часто приводит к разочарованию.
Особенно это накладывается на общий низкий уровень начитанности, вос-
приятие действительности через «клиповое мышление».
3. Недостаток интерактивной компоненты в изложении материала: Тра-
диционные методы преподавания, такие как лекции и анализ текстов, как
правило, не всегда способны заинтересовать учащихся и вызвать у них жела-
ние глубже погрузиться в материал. В современном стиле общения срабаты-
вает стереотип «многобукв», что мгновенно при анализе произведения делает
текст в глазах читателя «нечитаемым».
Чтобы преодолеть, или хотя бы смягчить немотивированность учащих-
ся, на мой взгляд необходимо применять новые подходы к изучению русской
классики, что с успехом использую в урочной и внеурочной деятельности:
1. Связь с современностью: Важно показывать, как темы произведений
Достоевского перекликаются с современными проблемами. Обсуждение со-
циальных вопросов, таких как бедность, неравенство и моральные дилеммы,
может помочь ученикам увидеть актуальность классики на всех этапах разви-
тия человеческого общества, в том числе в сложные современные реалии.
Обсуждение социальных проблем, таких как безработица, бедность и нера-
венство, может помочь учащимся увидеть параллели между их опытом и те-
мами, исследуемыми в произведениях писателя.
2. Интерактивные методы обучения: Использование групповых дискус-
сий, ролевых игр и творческих заданий может значительно повысить интерес
к изучению. Например, предлагаю учащимся представить себя на месте пер-
сонажей и обсудить их выборы и действия.
3. Визуальные и аудиоматериалы: Фильмы, театральные постановки и
мультимедийные ресурсы могут сделать изучение произведений более увле-
кательным и доступным. Это поможет ученикам лучше понять контекст и
глубину произведений через короткие, но яркие блоки аудиовизуальной ин-
формации – «клиповое восприятие».
4. Личное восприятие: Создание атмосферы, в которой ученики могут
делиться своими мыслями и чувствами, поможет установить личную связь с
текстом. Прошу их подумать о своих моральных выборах и связать их с во-
просами, поднимаемыми Достоевским.
Проблема немотивированности детей при изучении русской классики
требует комплексного подхода. Используя современные методы и связывая
классические темы с реальной жизнью, мы можем вдохновить учащихся на
более глубокое восприятие литературы и развить их критическое мышление.
Темы, затронутые в произведениях Достоевского, остаются актуальны-
ми и в современном обществе. Проблемы бедности, социальной несправедли-
вости, морального выбора и внутренней борьбы человека с самим собой мож-
но наблюдать и сегодня. Например, в условиях экономических кризисов и со-
циальных изменений многие люди сталкиваются с трудностями, которые за-
ставляют их переосмысливать свои ценности и моральные принципы.
Творчество Достоевского предоставляет богатый материал для обсужде-
ния актуальных вопросов, стоящих перед современным обществом. Адапта-
ция его идей для немотивированных учеников слабого класса может помочь
им не только лучше понять литературу, но и развить критическое мышление
и моральное сознание. Применяя современные подходы и связывая классиче-
ские темы с реальной жизнью, мы можем вдохновить учащихся на более глу-
бокое восприятие литературы и, возможно, даже изменить их отношение к
учебе в целом.