Авторы: Гималетдинова Лариса Александровна, Мутагарова Гульнара Кашаповна
Должность: учителя-дефектологи
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие межполушарной активности у детей с ограниченными возможностями развития в условиях инклюзивного образования"
г. Сургут
2025 г.
Развитие межполушарного взаимодействия - это
комплексный процесс, который
затрагивает
многие
аспекты
жизни
ребенка.
Эффективная
«коммуникация» между правым
и
левым
полушариями
мозга
критически
важна
для
когни-
тивного, эмоционального и физического развития ре-
бенка, поэтому необходимо:
Правильное питание.
Физическая активность.
Достаточный сон.
Управление стрессом. Обучение ребенка техникам
релаксации и создание поддерживающей среды по-
могают минимизировать негативное влияние стресса
на развитие мозга.
Специальные
упражнения.
Кинезиологические
упражнения и игры, направленные на развитие меж-
полушарного
взаимодействия,
могут
быть
эффек-
тивным дополнением к общему развитию ребенка.
Разумное использование технологий. При правиль-
ном подходе некоторые цифровые инструменты мо-
гут способствовать развитию мозга, но важно со-
блюдать баланс и не допускать чрезмерного исполь-
зования гаджетов.
Помните, что развитие межполушарного взаимо-
действия - это не кратковременная задача, а длитель-
ный процесс, который продолжается на протяжении
всего детства и юности. Ключ к успеху - регулярность
и комплексный подход.
Рекомендации для родителей
МБОУ СОШ №32
Развитие межполушарной
активности у детей с
ограниченными
возможностями развития
в условиях инклюзивного
образования
Гималетдинова Лариса Александровна,
учитель-дефектолог;
Мутагарова Гульнара Кашаповна,
учитель-дефектолог
МБОУ СОШ №32
Рекомендации для родителей
Для развития межполушарных связей используют
игры и упражнения, которые задействуют как правое,
так и левое полушарие:
рисование обеими руками одновременно;
выполнение зеркальных движений;
упражнения на координацию и ловкость движений;
упражнения на ориентацию в пространстве.
Упражнения с мячиками
Межполушарное взаимодействие – это единая
система, в которой работают оба полушария. При
этом каждое из
них выполняет свои собственные
функции. Для нормальной работы психики необхо-
димо связанное взаимодействие полушарий.
Чем лучше будут развиты межполушарные свя-
зи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное раз-
витие, память, внимание, речь, воображение, мышле-
ние и восприятие.
У детей с ограниченными возможностями здоро-
вья (ОВЗ) часто наблюдается нарушение межполу-
шарного
взаимодействия.
Из-за
этого
происходит
неправильная
обработка
информации,
возникают
сложности в обучении.
Межполушарное
взаимодействие
Как и зачем
развивать
межполушарные
связи?
Ребёнку сложно писать под диктовку и переписывать
текст.
Он с трудом описывает ситуацию по картинке.
Не может адекватно оценивать эмоции других людей.
Пишет буквы в зеркальном отражении.
Часто говорит сбивчиво и нечётко.
Нарушения речи возникают произвольно.
Испытывает сложности в общении со сверстниками.
Больше общается с младшими детьми или взрослыми.
Затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора.
У ребёнка может меняться ведущая рука.
Признаки слабого развития межполушарных связей
у детей
Если полушария взаимодействуют друг с другом сла-
бо, то ведущее берёт на себя основную нагрузку, а другое
блокируется.
Кинезиологические упражнения
(упражнения основаны на переходе из одной
Нейроупражнение «Струп-тест»
Интрукция: называйте вслух ЦВЕТ, а не слово
Рисование двумя руками
Таблица Шульте
Инструкция: возьмите в левую и
правую руку по карандашу. За-
фиксируйте взгляд на центре таб-
лицы. Находите по порядку чис-
ла от 1 до 24.