Напоминание

"Развитие межполушарной активности у детей с ограниченными возможностями развития в условиях инклюзивного образования"

Авторы: Гималетдинова Лариса Александровна, Мутагарова Гульнара Кашаповна
Должность: учителя-дефектологи
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие межполушарной активности у детей с ограниченными возможностями развития в условиях инклюзивного образования"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

г. Сургут

2025 г.

Развитие межполушарного взаимодействия - это

комплексный процесс, который

затрагивает

многие

аспекты

жизни

ребенка.

Эффективная

«коммуникация» между правым

и

левым

полушариями

мозга

критически

важна

для

когни-

тивного, эмоционального и физического развития ре-

бенка, поэтому необходимо:

Правильное питание.

Физическая активность.

Достаточный сон.

Управление стрессом. Обучение ребенка техникам

релаксации и создание поддерживающей среды по-

могают минимизировать негативное влияние стресса

на развитие мозга.

Специальные

упражнения.

Кинезиологические

упражнения и игры, направленные на развитие меж-

полушарного

взаимодействия,

могут

быть

эффек-

тивным дополнением к общему развитию ребенка.

Разумное использование технологий. При правиль-

ном подходе некоторые цифровые инструменты мо-

гут способствовать развитию мозга, но важно со-

блюдать баланс и не допускать чрезмерного исполь-

зования гаджетов.

Помните, что развитие межполушарного взаимо-

действия - это не кратковременная задача, а длитель-

ный процесс, который продолжается на протяжении

всего детства и юности. Ключ к успеху - регулярность

и комплексный подход.

Рекомендации для родителей

МБОУ СОШ №32

Развитие межполушарной

активности у детей с

ограниченными

возможностями развития

в условиях инклюзивного

образования

Гималетдинова Лариса Александровна,

учитель-дефектолог;

Мутагарова Гульнара Кашаповна,

учитель-дефектолог

МБОУ СОШ №32

Рекомендации для родителей

Для развития межполушарных связей используют

игры и упражнения, которые задействуют как правое,

так и левое полушарие:

рисование обеими руками одновременно;

выполнение зеркальных движений;

упражнения на координацию и ловкость движений;

упражнения на ориентацию в пространстве.

Упражнения с мячиками

Межполушарное взаимодействие – это единая

система, в которой работают оба полушария. При

этом каждое из

них выполняет свои собственные

функции. Для нормальной работы психики необхо-

димо связанное взаимодействие полушарий.

Чем лучше будут развиты межполушарные свя-

зи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное раз-

витие, память, внимание, речь, воображение, мышле-

ние и восприятие.

У детей с ограниченными возможностями здоро-

вья (ОВЗ) часто наблюдается нарушение межполу-

шарного

взаимодействия.

Из-за

этого

происходит

неправильная

обработка

информации,

возникают

сложности в обучении.

Межполушарное

взаимодействие

Как и зачем

развивать

межполушарные

связи?

Ребёнку сложно писать под диктовку и переписывать

текст.

Он с трудом описывает ситуацию по картинке.

Не может адекватно оценивать эмоции других людей.

Пишет буквы в зеркальном отражении.

Часто говорит сбивчиво и нечётко.

Нарушения речи возникают произвольно.

Испытывает сложности в общении со сверстниками.

Больше общается с младшими детьми или взрослыми.

Затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора.

У ребёнка может меняться ведущая рука.

Признаки слабого развития межполушарных связей

у детей

Если полушария взаимодействуют друг с другом сла-

бо, то ведущее берёт на себя основную нагрузку, а другое

блокируется.

Кинезиологические упражнения

(упражнения основаны на переходе из одной

Нейроупражнение «Струп-тест»

Интрукция: называйте вслух ЦВЕТ, а не слово

Рисование двумя руками

Таблица Шульте

Инструкция: возьмите в левую и

правую руку по карандашу. За-

фиксируйте взгляд на центре таб-

лицы. Находите по порядку чис-

ла от 1 до 24.