Автор: Кутасевич Юлия Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1 им. Г. С. Титова
Населённый пункт: г. Краснознаменск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Введение
Пространственно-временные
представления
являются
важной
составляющей познавательного развития ребенка. Они формируют
основу для успешного обучения в школе, помогают ориентироваться в
окружающем
мире,
понимать
последовательность
событий
и
взаимодействовать с предметами.
Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
развитие этих представлений имеет особое значение, так как у них
могут
наблюдаться
специфические
трудности
в
восприятии
пространства и времени. Коррекционно-развивающая работа в этом
направлении помогает компенсировать нарушения и способствует их
социализации.
Особенности
пространственно-временных
представлений
у
детей с ОВЗ
У
детей
с ОВЗ
(например,
с задержкой
психического развития,
нарушениями
слуха,
зрения,
речи,
РАС)
формирование
пространственно-временных
представлений
может
происходить
медленнее из-за:
•
недостаточности сенсорного опыта;
•
трудностей в восприятии и переработке информации;
•
нарушений речи и мышления;
•
ограниченной двигательной активности.
Дошкольники с ОВЗ могут:
•
путать понятия "право-лево", "впереди-сзади";
•
испытывать сложности в определении времени суток, дней
недели, времен года;
•
затрудняться в понимании последовательности событий.
Методы
и
приемы
развития
пространственно-временных
представлений
Для
формирования
этих
навыков
у
детей
с
ОВЗ
используются
специальные методы, учитывающие их индивидуальные особенности.
1. Игровые технологии
•
Дидактические игры ("Найди игрушку", "Что где находится?",
"Собери по образцу").
•
Подвижные игры с использованием пространственных указаний
("Встань справа от стула", "Пройди вперед-назад").
•
Сюжетно-ролевые
игры
("День
и
ночь",
"Путешествие
по
временам года").
2. Наглядное моделирование
•
Использование схем, планов, карт для обучения ориентировке
в пространстве.
•
Применение временных лент, календарей, часов для изучения
времени.
•
Создание
алгоритмов
(например,
последовательность
действий в режиме дня).
3. Коррекционно-развивающие упражнения
•
Графические задания (обведение лабиринтов, дорисовывание
симметричных фигур).
•
Конструирование
(постройка
башен
по
образцу,
работа
с
кубиками Кооса).
•
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением ("Пальчик
вверх, пальчик вниз").
4. Использование мультисенсорного подхода
•
Тактильные
ощущения
(изучение
объемных
фигур,
ощупывание предметов).
•
Слуховое
восприятие
(звуковые
сигналы
для
обозначения
времени).
•
Двигательная
активность
(игры
с
мячом,
ходьба
по
ориентирам).
5. Интеграция в повседневную деятельность
•
Проговаривание
пространственных и
временных
понятий
в
быту ("Поставь чашку слева от тарелки", "Сейчас утро").
•
Наблюдение за природными явлениями (смена дня и ночи,
сезонные изменения).
Заключение
Развитие
пространственно-временных
представлений
у
дошкольников
с
ОВЗ
требует
системного
подхода,
учета
их
индивидуальных
возможностей
и
использования
разнообразных
методов. Важно создавать условия для практического применения этих
навыков в игровой и повседневной деятельности. При правильной
организации коррекционной работы дети с ОВЗ могут успешно освоить
пространственные и временные понятия, что станет основой для их
дальнейшего обучения и адаптации в обществе.