Напоминание

Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ

Автор: Кутасевич Юлия Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1 им. Г. С. Титова
Населённый пункт: г. Краснознаменск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников с ОВЗ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Введение

Пространственно-временные

представления

являются

важной

составляющей познавательного развития ребенка. Они формируют

основу для успешного обучения в школе, помогают ориентироваться в

окружающем

мире,

понимать

последовательность

событий

и

взаимодействовать с предметами.

Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

развитие этих представлений имеет особое значение, так как у них

могут

наблюдаться

специфические

трудности

в

восприятии

пространства и времени. Коррекционно-развивающая работа в этом

направлении помогает компенсировать нарушения и способствует их

социализации.

Особенности

пространственно-временных

представлений

у

детей с ОВЗ

У

детей

с ОВЗ

(например,

с задержкой

психического развития,

нарушениями

слуха,

зрения,

речи,

РАС)

формирование

пространственно-временных

представлений

может

происходить

медленнее из-за:

недостаточности сенсорного опыта;

трудностей в восприятии и переработке информации;

нарушений речи и мышления;

ограниченной двигательной активности.

Дошкольники с ОВЗ могут:

путать понятия "право-лево", "впереди-сзади";

испытывать сложности в определении времени суток, дней

недели, времен года;

затрудняться в понимании последовательности событий.

Методы

и

приемы

развития

пространственно-временных

представлений

Для

формирования

этих

навыков

у

детей

с

ОВЗ

используются

специальные методы, учитывающие их индивидуальные особенности.

1. Игровые технологии

Дидактические игры ("Найди игрушку", "Что где находится?",

"Собери по образцу").

Подвижные игры с использованием пространственных указаний

("Встань справа от стула", "Пройди вперед-назад").

Сюжетно-ролевые

игры

("День

и

ночь",

"Путешествие

по

временам года").

2. Наглядное моделирование

Использование схем, планов, карт для обучения ориентировке

в пространстве.

Применение временных лент, календарей, часов для изучения

времени.

Создание

алгоритмов

(например,

последовательность

действий в режиме дня).

3. Коррекционно-развивающие упражнения

Графические задания (обведение лабиринтов, дорисовывание

симметричных фигур).

Конструирование

(постройка

башен

по

образцу,

работа

с

кубиками Кооса).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением ("Пальчик

вверх, пальчик вниз").

4. Использование мультисенсорного подхода

Тактильные

ощущения

(изучение

объемных

фигур,

ощупывание предметов).

Слуховое

восприятие

(звуковые

сигналы

для

обозначения

времени).

Двигательная

активность

(игры

с

мячом,

ходьба

по

ориентирам).

5. Интеграция в повседневную деятельность

Проговаривание

пространственных и

временных

понятий

в

быту ("Поставь чашку слева от тарелки", "Сейчас утро").

Наблюдение за природными явлениями (смена дня и ночи,

сезонные изменения).

Заключение

Развитие

пространственно-временных

представлений

у

дошкольников

с

ОВЗ

требует

системного

подхода,

учета

их

индивидуальных

возможностей

и

использования

разнообразных

методов. Важно создавать условия для практического применения этих

навыков в игровой и повседневной деятельности. При правильной

организации коррекционной работы дети с ОВЗ могут успешно освоить

пространственные и временные понятия, что станет основой для их

дальнейшего обучения и адаптации в обществе.