Напоминание

"Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам"

Автор: Шевкунова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 117"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Детский сад Этот пальчик хочет спать, ( загибаем большой палец) Этот пальчик прыг в кровать , (указательный ) Этот пальчик прикорнул,( средний) Этот пальчик уж уснул.( безымянный) Встали пальчики. Ура!( мизинец) В детский сад идти пора! ( разжимаем кулак) Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: ( Дети делают ладошки «корзинкой») Вот пузатый кабачок, Положила на бочок, Перец и морковку, Уложила ловко, Помидор и огурец. ( Сгибают пальчики, начиная с большого ) Наша Зина - молодец! ( Показывают большой палец ).
Фрукты Большой пальчик яблоки трясёт. ( Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.) Второй их собирает. ( Разгибаем указательный палец .) Третий их домой несёт. ( Разгибаем средний палец) Четвёртый высыпает. (Разгибаем безымянный .) Самый маленький – шалун. ( Разгибаем мизинец ) Всё, всё, всё съедает. Фрукты Будем мы варить компот, ( Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешиван ие.) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, ( Загибают пальчики начиная с большого.) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. ( Опять «варят» и «помешивают ».) Угостим честной народ. ( Развести руки в стороны .)



Овощи
Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. ( Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки) Овощи Тянут, тянут бабка с дедкой ( Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? ( Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу. ) Хоть держалась крепко, Вытянута репка
Осень
Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками . Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Листья падают в саду, Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями Деревья осенью Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка . С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят ГРИБЫ «Этот пальчик» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. ( Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца .) ГРИБЫ Красный-красный мухомо
р

-
( Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба .) Белых крапинок узор . ( Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».) Ты красивый, но не рвём ! (Погрозили пальчиком.) И в корзинку не берём ! ( Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.) ГРИБЫ Вылезли на кочке ( Мизинец правой руки.) Мелкие грибочки( Безымянный палец правой руки. ) Грузди и горькушки , (Средний палец правой руки. ) Рыжики, волнушки. ( Указательный палец правой руки. ) Даже маленький пенёк ( Большой палец правой руки . ) Удивленья скрыть не мог ( Большой палец левой руки. ) Выросли опята, ( Указательный палец левой руки). Скользкие маслята, ( Средний палец левой руки. ) Бледные поганки Встали на полянке(. Мизинец ) ГРИБЫ Раз, два, три, четыре, пять! « Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, ( Загибают по одному пальчику ,) Этот пальчик гриб нашел, ( начиная с мизинца.) Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.
Народная игрушка У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони . По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на- чиная с указательного, по правой ладони. Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших. Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и Корова в рогоже. удары кулачками. Народная игрушка Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим пальчиками . Разноцветные одежки. Раз — Матрена, два — Милаша, Загибают поочередно пальцы на Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого . Маргарита — это пять. Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза. Я и моя семья Знаю я, что у меня ( поднимают руку ладонью к себе Дома дружная семья: и в соответствии с текстом Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы: Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, Это – бабушка моя, средний и большой) Это – папа, Это – дед. Я и моя семья Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем !
И у нас разлада нет . Я и моя семья Много мам на белом свете, ( разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи ) Всех их очень любят дети Я и моя семья Этот пальчик - дедушка, ( выставляем большой пальчик ) Этот пальчик - бабушка, ( выставляем указательный пальчик ) Этот пальчик - папочка, ( показываем средний пальчик) Этот пальчик - мамочка, ( безымянный пальчик ) Этот пальчик - я, ( показываем мизинец) Вот и вся моя семья! ( ритмично сжимаем и разжимаем руку , а в заключении распрямляем все пальчики ). Части тела Тише, тише не шумите» Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец Этот пальчик чуть вздремнул Загнуть средний палец Этот пальчик уж уснул Загнуть безымянный палец Этот крепко-крепко спит Загнуть мизинец Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем Я и моя семья Как у нас семья Большая Да веселая ( топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно) Два у лавки стоят, ( Загибают большие пальцы) Два учиться хотят. ( Загибают указательные пальцы) Два Степана сметаны объедаются. ( Загибают средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. ( Загибают безымянные пальцы ) Две Ульки в люльке качаются.
Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! Разогнуть кулачек. ( Загибают мизинцы ) Предметы гигиены Ах вода, вода, вода! ( ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук») Будем чистыми всегда! Брызги-вправо, брызги –влево! ( пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду ) Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым ( энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем ) Вытрем ручки очень быстро Части тела У меня есть голова Грудь, живот, а там спина Ножки чтобы поскакать , Ручки чтобы поиграть ( указываем на части тела ) Пришла зима Раз, два, три, четыре, пять ( Загибаем пальчики по одному ) Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками ) Бабу снежную лепили, (« Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, ( Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, Зимующие птицы Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны « зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим
( Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.) А ещё в снегу валялись. ( Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. ( Движения воображаемой ложкой, руки под щёки хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой Зимние забавы Лепим мы из снега ком, ( Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. ( Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить ( Соединяют руки в «замок») Зимние забавы Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики . Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую . И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчик ом. Раз — подбросим, " Подбрасывают". Два — поймаем, " Ловят ". Три — уроним " Роняют" . И... сломаем. Топают. Зимние забавы Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя ) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. ( Рисуют в воздухе круг ) И станет ком снеговиком. ( Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! ( Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла... ( Дети показывают указательными пальцами Зимующие птицы Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу ) Но солнце припечёт слегка – ( Дети поднимают руки вверх ) Увы! И нет снеговика! ( Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову Зима пришла Копаю, копаю лопаткой снежок ( имитируем движения), Построю из снега домок- теремок ( над головой из ладошек делаем крышу). И окна, и двери я вырублю в нем, Почищу дорожки, посыплю песком. А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Мы будем, зайчишка, с тобою дружить Новый год. Игрушки Посмотри: на нашей елке ( сложить ладошки вместе) Очень колкие иголки. От низа до макушки ( показываем низ и верх) Висят на ней игруш гики — Звездочки и шарики, ( сложить две руки, словно шарик) Яркие фонарики ( крутим фонарики). Одежда Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок. Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого. «Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец . Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец. Новый год. Игрушки Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки». Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы. Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз. Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами. Звёзды, человечки. Показывают
Здравствуй, пальчик, как живёшь? «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз Одежда В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками . В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки В шапочках красных мы стали грибочки, В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки . В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс. И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах . Обувь Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке. Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать . Обувь Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших, На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви . Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках
Одежда
Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять.
Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками. Новые кроссовки. Загибают пальчики Головные уборы Белый пух, снежный пух, Все-все-все в пуху вокруг. Пух на шапках (показываем на названные вещи), Пух на шубках, Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно — ух! ( щекочем талию) Кто щекочет — пух! Мой дом Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье . У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём. Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно Части тела Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и Дом Я хочу построить дом, ( Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (
Пальчики обеих рук соединить в кружочек
Чтоб у дома дверь была, ( Ладошки рук соединяем вместе вертикально Рядом чтоб сосна росла. ( Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
выполняют движения в соответствии с текстом. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, ( Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл ( Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл (Соединяем вместе ладошки и медленно Зима пришла Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится, Может быть подружится. Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. Домашние птицы Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца . У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими.

Домашние птицы Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки. Кверху поднял гребешок. Разжать ладони. Домашние птицы Петушок, петушок, - ( соединить на руке указательный и большой палец) Золотой гребешок, - ( сделать «замок» из пальцев) Масляна головушка, – ( погладить рукой по голове )
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу. Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения. Шелкова бородушка, - ( погладить рукой по подбородку ) Что ты рано встаешь, Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь? – ( закрыть глаза и сложить ладони под щеку Домашние животные и их детеныши Повстречались два котёнка: Мяу-мяу! Два щенка: ав-ав! Два жеребёнка: иго-го! Два теленка: Два быка: му-у! Посмотри, какие рога! На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. Показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы Домашние животные и их детеныши
Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают». Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек». На печи калачи, Ладошки «лепят калачи» Как огонь горячи. Подуть на ладошки. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком. Домашние животные и их детеныши У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой Домашние животные и их детеныши Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила( Движение
палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака ») по тексту) Транспорт Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт( загибают пальчики) Домашние животные и их детеныши Шла собака через мост ( изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова, остальные идут по столу) Четыре лапы, пятый — хвост ( показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх) Если мост обвалился ( две ладони ставим вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается) . То собака свалится ( Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение) . Чтоб ей не потонуть, ты беги ее тянуть ( шагаем двумя пальцами правой руки. Затем тянем за указательный палец левой руки) Мамин день Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто Мамин день Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка,
лепестки. От ветерка качается, Движения руками вправо-влево. И мне улыбается! Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! Мимика, жесты. Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок . Мамин день Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики Любимая моя, правой руки, начиная с большого , Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке. Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить . Мамин день Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем Мамин день Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети ! Весна пришла Птичка, птичка, прилетай! Весну-красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! Дети показывают движениями кистей рук
как летит птичка.

Весна пришла К нам весна пришла, Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом». В палисадник мы пошли И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок . Перелетные птицы Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы . Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставлены. Большие пальцы отгибают (как движения в первой строчке Растительный мир весной Животный мир весной Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. ( Повороты влево и вправо) Потянулся он со сна ( Потягивания
На пригорке вырос мак, Он склонил головку так. Бабочка над ним порхает, Быстро крыльями мелькает. Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка, крылышками. — руки вверх ) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил( Вращения головой) Наклонился взад — вперед( Наклоны взад-вперед ) Вот он по лесу идет ( Идем вперевалку) Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки Приседаем, повороты головой влево-вправо ) В них съедобные личинки- Для медведя витаминки ( Наклоны:правой рукой коснуться левой ноги, по том наоборот) ) Перелетные птицы Мы лепили куличи. Прилетели к нам грачи. Первый грач испек пирог, А второй ему помог. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи грачей считать. « Лепить пирожок» «Помахать крыльями» Загибать пальчики по очереди на одной руке. Загибать пальчики на другой руке Продукты питания
.
Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание. Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого. Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
Продукты питания Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. 2 раза медленно опускают ладони на стол. Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог. «Бегут» пальчиками по столу. Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог . Продукты питания Бублик Баранку, Батон И буханку Пекарь из теста Испёк спозаранку. Большой и указательный пальцы образуют круг. Большой и средний пальцы образуют круг. Большой и безымянный пальцы образуют круг . Большой и мизинец образуют круг. Имитация лепки хлеба . Посуда Маша кашу наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке - в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. Указательным пальцем правой Руки мешают в левой ладошке. Загибают пальчики на обеих руках. Разжимают кулачки. Сдувают «крошки» с ладошки . Посуда Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения Мебель Мебель
Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки . Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.



Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. Ритмично сжимать и разжимать кулачки . В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок . Мебель Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе) Насекомые Пау – пау – паучок, Паутиновый бочок, Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка хоть тонка – Крепко держит мотылька. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками
Насекомые Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого . Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем . Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

Насекомые Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На берёзовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки». Цветы Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперёд – назад. Цветы АХ! Какие хризантемы! Мы сорвём их без проблемы. Ух! Охапку мы набрали , Эх! Прихватим и для Вали! Эхе – хе… цветов не стало, Их и раньше было мало. Ох, зачем мы их сгубили? Ведь не мы же их растили. Пальцами показать, как цветок распускается. Обеими руками срываем цветы. Обеими руками показать охапку. Махнуть рукой и рвать цветы дальше. Удивленно пожать плечами. Развести руки в стороны. Прижать к щекам обе
руки и горестно покачать головой. Пальчиковая гимнастика Цветы На пригорке вырос мак, Он склонил головку так. Бабочка над ним порхает, Быстро крыльями мелькает. Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка, крылышками. . Лето В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук. И головки убирают, Открывать и закрывать глаза . Словно синие цветки, Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером ». Наверху качаются, Низко наклоняются. Качание и наклоны кистей вправо-влево . Колокольчик голубой Поклонился, повернулся К нам с тобой. Круговые движения кистями. Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты? Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опусти ть на стол. Лето Что делать после дождика? Соединяем по очереди все пальцы с большими. По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой. Что делать после дождика? Соединяем все пальцы рук с большими . Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку. Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими. На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Насекомые Божьей коровки папа идёт, Следом за папой мама идёт, За мамой следом детишки идут, Вслед за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они, Юбочки с точками чёрненькими. На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. А если будет жарко им То спрячутся все вместе в тень. Всеми пальцами правой руки шагать по столу. Всеми пальцами левой руки шагать по столу. Шагаем обеими руками одновременно.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими. Да просто улыбаться! Улыбаемся. Поджать ладони, пальцы плотно прижаты. Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко. Спрятать пальцы обеих рук в кулачки Игрушки Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки , Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок ). Это зайка, Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки . Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки . Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть . Детский сад Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик -прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики –«Ура!» В детский сад идти пора! . Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». С восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы .