Напоминание

Цикл консультаций с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, а также детьми с девиантным поведением

Автор: Панаётова Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: Цикл консультаций с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, а также детьми с девиантным поведением







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Цикл консультаций с детьми из социально неблагополучных семей, детьми,

попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, а

также детьми с девиантным поведением может включать в себя следующие

этапы и темы:

Этап 1: Знакомство и доверие

1.

Консультация: «Я и моя семья» - цель: познакомиться с ребенком и его семейным

окружением.

2.

Консультация: «Мои чувства и эмоции» - цель: помочь ребенку определить и

выражать свои эмоции.

Этап 2: Работа с трудными жизненными ситуациями

1.

Консультация: «Кризис и его преодоление» - цель: помочь ребенку понять и

преодолеть трудные ситуации.

2.

Консультация: «Механизмы совладания со стрессом» - цель: научить ребенка

способам справляться со стрессом и тревогой.

Этап 3: Развитие социальных навыков

1.

Консультация: «Коммуникация и дружба» - цель: развить навыки общения и

построения отношений.

2.

Консультация: «Решение конфликтов» - цель: научить ребенка разрешению

конфликтов мирным путем.

Этап 4: Работа с девиантным поведением

1.

Консультация: «Правила и границы» - цель: объяснить ребенку важность правил и

границ.

2.

Консультация:

«Последствия

поступков»

-

цель:

помочь

ребенку

понять

последствия своего поведения.

Этап 5: Интеграция в общество

1.

Консультация: «Моя роль в обществе» - цель: помочь ребенку понять свою роль в

обществе.

2.

Консультация:

«План

действий

для

будущего»

-

цель:

помочь

ребенку

спланировать и достичь своих целей.

Этап 6: Поддержка и сопровождение

1.

Регулярные встречи для поддержки и обсуждения прогресса.

2.

Вовлечение родителей или опекунов в процесс консультирования для обеспечения

комплексной поддержки ребенка.

Каждая

консультация

должна

быть

проведена

в

форме

диалога,

с

учетом

индивидуальных потребностей и особенностей ребенка. Цель цикла консультаций -

помочь ребенку преодолеть трудности, формировать социально-эмоциональные

навыки и интегрироваться в общество.

Приложение 1

Консультация 1: «Я и моя семья»

Цель: Познакомиться с ребенком и его семейным окружением, установить доверие и

создать комфортную атмосферу для дальнейших консультаций.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Представиться и объяснить цель консультации.

o

Создать комфортную атмосферу и установить доверие.

2.

Знакомство (10 минут):

o

Спросить ребенка о его имени, возрасте, хобби и интересах.

o

Использовать открытые вопросы, чтобы побудить ребенка рассказать о себе.

3.

Семейное окружение (15 минут):

o

Спросить ребенка о его семье: кто живет с ним, какие отношения у него с

членами семьи.

o

Использовать диаграмму или схему, чтобы помочь ребенку изобразить свою

семейную структуру.

4.

Чувства и эмоции (10 минут):

o

Спросить ребенка, как он чувствует себя, когда думает о своей семье.

o

Использовать картинки или эмоциональные карточки, чтобы помочь ребенку

определить и выражать свои эмоции.

5.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить, что следующая консультация будет посвящена его чувствам и

эмоциям.

Методы и материалы:

o

Открытые вопросы.

o

Диаграмма или схема для изображения семейной структуры.

o

Картинки или эмоциональные карточки.

o

Бумага и карандаши для рисования или записи мыслей.

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ рисунков или записей ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Приложение 2

Консультация 2: «Мои чувства и эмоции»

Цель: Помочь ребенку определить и выражать свои эмоции, развить эмоциональный

интеллект и научиться управлять своими чувствами.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущей консультации и его семье.

o

Объяснить цель текущей консультации: изучение чувств и эмоций.

2.

Определение эмоций (15 минут):

o

Использовать картинки или эмоциональные карточки, чтобы помочь ребенку

определить и назвать различные эмоции (счастье, грусть, гнев, страх и т.д.).

o

Спросить ребенка, какие эмоции он испытывает чаще всего.

3.

Выражение эмоций (15 минут):

o

Спросить ребенка, как он выражает свои эмоции (например, через слова,

действия, рисунки).

o

Использовать творческие методы, такие как рисование или письмо, чтобы

помочь ребенку выражать свои эмоции.

4.

Управление эмоциями (10 минут):

o

Спросить ребенка, что он делает, когда чувствует себя перегруженным или

испытывает негативные эмоции.

o

Обсудить здоровые способы управления эмоциями, такие как глубокое дыхание,

физические упражнения или разговор с доверенным взрослым.

5.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить, что следующая консультация будет посвящена решению проблем и

преодолению трудностей.

Методы и материалы:

o

Картинки или эмоциональные карточки.

o

Бумага и карандаши для рисования или записи мыслей.

o

Творческие материалы (краски, маркеры и т.д.).

o

Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ рисунков или записей ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать различные

эмоции и способы их выражения.

o

Рассказать ребенку, что нормально испытывать негативные эмоции и что важно

научиться управлять ими здоровым образом.

Приложение 3

Консультация 3: «Кризис и его преодоление»

Цель: Помочь ребенку понять концепцию кризиса, его причины и последствия, а

также научиться эффективным стратегиям преодоления кризисных ситуаций.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание кризиса и его преодоление.

2.

Определение кризиса (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое кризис и как он может проявляться в жизни.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать кризисные ситуации.

3.

Причины кризиса (10 минут):

o

Обсудить с ребенком возможные причины кризиса, такие как конфликты,

потери, изменения или травмы.

o

Помочь ребенку понять, что кризис может быть вызван различными факторами.

4.

Последствия кризиса (10 минут):

o

Обсудить

с

ребенком

возможные

последствия

кризиса,

такие

как

эмоциональный дистресс, проблемы в отношениях или снижение самооценки.

o

Помочь ребенку понять, что кризис может иметь серьезные последствия, если не

решать его эффективно.

5.

Стратегии преодоления кризиса (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные стратегии преодоления кризисных ситуаций, такие

как:

o

поиск поддержки у доверенных взрослых или друзей;

o

практика релаксационных техник, таких как глубокое дыхание или медитация;

o

фокусирование на положительных аспектах жизни и благодарности.

Поощрять ребенка разработать свой личный план преодоления кризиса.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить,

что

следующая

консультация

будет

посвящена

механизмам

совладания со стрессом и тревогой.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации кризисных ситуаций.

o

Ролевые игры или сценарии для практики стратегий преодоления кризиса.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана преодоления кризиса.

o

Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана преодоления кризиса ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать кризисные

ситуации и стратегии преодоления.

o

Рассказать ребенку, что нормально испытывать трудности и что важно

научиться эффективным стратегиям преодоления кризиса.

Приложение 4

Консультация 4: «Механизмы совладания со стрессом»

Цель: Помочь ребенку понять концепцию стресса, его причины и последствия, а также

научиться эффективным механизмам совладания со стрессом.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание стресса и механизмы

совладания с ним.

2.

Определение стресса (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое стресс и как он может проявляться в жизни.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать стрессовые ситуации.

3.

Причины стресса (10 минут):

o

Обсудить с ребенком возможные причины стресса, такие как школа, семья,

друзья или личные проблемы.

o

Помочь ребенку понять, что стресс может быть вызван различными факторами.

4.

Последствия стресса (10 минут):

o

Обсудить с ребенком возможные последствия стресса, такие как головные боли,

проблемы со сном или снижение самооценки.

o

Помочь ребенку понять, что стресс может иметь серьезные последствия, если не

решать его эффективно.

5.

Механизмы совладания со стрессом (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные механизмы совладания со стрессом, такие как:

o

глубокое дыхание и релаксация;

o

физические упражнения и спорт;

o

творческие занятия, такие как рисование или музыка;

o

общение с друзьями или доверенными взрослыми.

Поощрять ребенка разработать свой личный план совладания со стрессом.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить,

что

следующая

консультация

будет

посвящена

развитию

социальных навыков и отношений.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации стрессовых ситуаций.

o

Ролевые игры или сценарии для практики механизмов совладания со стрессом.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана совладания со стрессом.

o

Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана совладания со стрессом ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать стрессовые

ситуации и механизмы совладания со стрессом.

o

Рассказать ребенку, что нормально испытывать стресс и что важно научиться

эффективным механизмам совладания с ним.

Приложение 5

Консультация 5: «Коммуникация и дружба»

Цель: Помочь ребенку понять важность коммуникации и дружбы, а также научиться

эффективным навыкам коммуникации и построению дружеских отношений.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание коммуникации и дружбы.

2.

Определение коммуникации (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое коммуникация и как она важна в жизни.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать коммуникацию.

3.

Навыки коммуникации (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные навыки коммуникации, такие как:

o

активное слушание;

o

ясное выражение мыслей и чувств;

o

уважение к мнению других.

Практиковать навыки коммуникации через ролевые игры или сценарии.

4.

Дружба (15 минут):

o

Обсудить с ребенком, что такое дружба и как она важна в жизни.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать дружеские отношения.

5.

Построение дружеских отношений (10 минут):

Обсудить с ребенком, как построить и поддерживать дружеские отношения, такие как:

o

общие интересы и хобби;

o

уважение и доверие;

o

помощь и поддержка друг друга.

Поощрять ребенка развивать дружеские отношения с другими детьми.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить, что следующая консультация будет посвящена решению конфликтов

и разрешению проблем.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации коммуникации и дружбы.

o

Ролевые игры или сценарии для практики навыков коммуникации и построения

дружеских отношений.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана построения дружеских

отношений.

o

Игры или активности для развития навыков коммуникации и дружбы (по

желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана построения дружеских отношений ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка,

чтобы

проиллюстрировать

коммуникацию и дружбу.

o

Рассказать ребенку, что нормально иметь друзей и что важно научиться

эффективным навыкам коммуникации и построению дружеских отношений.

Приложение 6

Консультация 6: «Решение конфликтов»

Цель: Помочь ребенку понять концепцию конфликтов и научиться эффективным

навыкам решения конфликтов, а также развить навыки коммуникации и разрешения

проблем.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание конфликтов и решение

конфликтов.

2.

Определение конфликтов (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое конфликты и как они могут возникать в жизни.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать конфликты.

3.

Причины конфликтов (10 минут):

o

Обсудить с ребенком возможные причины конфликтов, такие как разные

мнения, интересы или ценности.

o

Помочь ребенку понять, что конфликты могут быть вызваны различными

факторами.

4.

Навыки решения конфликтов (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные навыки решения конфликтов, такие как:

o

активное слушание;

o

ясное выражение мыслей и чувств;

o

поиск компромисса;

o

уважение к мнению других.

Практиковать навыки решения конфликтов через ролевые игры или сценарии.

5.

Разрешение конфликтов (10 минут):

Обсудить с ребенком, как разрешить конфликты, такие как:

o

поиск помощи у доверенных взрослых;

o

извинение и примирение;

o

поиск компромисса.

Поощрять ребенка развивать навыки разрешения конфликтов.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить,

что

следующая

консультация

будет

посвящена

развитию

самооценки и уверенности.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации конфликтов и решения конфликтов.

o

Ролевые игры или сценарии для практики навыков решения конфликтов и

разрешения конфликтов.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана решения конфликтов.

o

Игры или активности для развития навыков решения конфликтов и разрешения

конфликтов (по желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана решения конфликтов ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать конфликты

и решение конфликтов.

o

Рассказать ребенку, что нормально иметь конфликты и что важно научиться

эффективным навыкам решения конфликтов и разрешения конфликтов.

Приложение 7

Консультация 7: «Правила и границы»

Цель: Помочь ребенку понять важность правил и границ, а также научиться уважать и

следовать им.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание правил и границ.

2.

Определение правил и границ (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое правила и границы, и как они важны в жизни.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать правила и границы.

3.

Важность правил и границ (10 минут):

Обсудить с ребенком, почему правила и границы важны, такие как:

o

безопасность и защита;

o

уважение к другим;

o

поддержание порядка и дисциплины.

Помочь ребенку понять, что правила и границы необходимы для счастливой и

безопасной жизни.

4.

Уважение к правилам и границам (15 минут):

Обсудить с ребенком, как уважать и следовать правилам и границам, такие как:

o

слушать и выполнять указания взрослых;

o

уважать права и пространство других;

o

брать на себя ответственность за свои действия.

Практиковать навыки уважения к правилам и границам через ролевые игры или

сценарии.

5.

Последствия нарушения правил и границ (10 минут):

Обсудить с ребенком, что может произойти, если он нарушит правила и границы,

такие как:

o

получение наказания или штрафа;

o

потеря доверия и уважения;

o

негативное влияние на отношения с другими.

Помочь ребенку понять, что нарушение правил и границ может иметь негативные

последствия.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить,

что

следующая

консультация

будет

посвящена

развитию

самооценки и уверенности.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации правил и границ.

o

Ролевые игры или сценарии для практики навыков уважения к правилам и

границам.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана уважения к правилам и

границам.

o

Игры или активности для развития навыков уважения к правилам и границам

(по желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана уважения к правилам и границам ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать правила и

границы.

o

Рассказать ребенку, что нормально делать ошибки и что важно научиться

уважать и следовать правилам и границам.

Приложение 8

Консультация 8: «Последствия поступков»

Цель: Помочь ребенку понять, что его действия имеют последствия, и научиться

думать о потенциальных последствиях своих поступков.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание последствий поступков.

2.

Определение последствий (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое последствия и как они связаны с его действиями.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать последствия.

3.

Типы последствий (10 минут):

Обсудить с ребенком разные типы последствий, такие как:

o

положительные последствия (например, похвала, награды);

o

отрицательные последствия (например, наказание, штраф).

Помочь ребенку понять, что последствия могут быть разными в зависимости от

ситуации.

4.

Думая о последствиях (15 минут):

Обсудить с ребенком, как думать о потенциальных последствиях своих поступков,

такие как:

o

Что может произойти, если я сделаю это?

o

Как другие люди могут отреагировать на мое действие?

o

Какое влияние это может иметь на меня и других?

Практиковать навыки думания о последствиях через ролевые игры или сценарии.

5.

Принятие ответственности (10 минут):

Обсудить с ребенком, почему важно принимать ответственность за свои действия и их

последствия, такие как:

o

признание ошибок и извинение;

o

взятие на себя ответственности за свои действия;

o

учеба на ошибках и улучшение.

Помочь ребенку понять, что принятие ответственности является важным частью

взросления и личного роста.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить,

что

следующая

консультация

будет

посвящена

развитию

самооценки и уверенности.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации последствий.

o

Ролевые игры или сценарии для практики навыков думания о последствиях.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана думания о последствиях.

o

Игры или активности для развития навыков думания о последствиях (по

желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана думания о последствиях ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка,

чтобы

проиллюстрировать

последствия.

o

Рассказать ребенку, что нормально делать ошибки и что важно научиться думать

о последствиях и принимать ответственность за свои действия.

Приложение 9

Консультация 9: «Моя роль в обществе»

Цель: Помочь ребенку понять свою роль в обществе, его ответственность и вклад в

общее благо, а также развить чувство гражданской ответственности и социальной

сознательности.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: понимание своей роли в обществе.

2.

Определение общества (10 минут):

o

Объяснить ребенку, что такое общество и как оно состоит из разных людей,

групп и институтов.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка

или

его

окружения,

чтобы

проиллюстрировать общественные структуры.

3.

Моя роль в обществе (15 минут):

Обсудить с ребенком, какая его роль в обществе, такие как:

o

член семьи;

o

ученик школы;

o

сосед;

o

гражданин.

Помочь ребенку понять, что каждая роль имеет свои обязанности и ответственность.

4.

Ответственность и вклад (15 минут):

Обсудить с ребенком, как он может внести свой вклад в общество, такие как:

o

помощь другим;

o

участие в общественных мероприятиях;

o

уход за окружающей средой.

Поощрять ребенка развивать чувство ответственности и гражданской сознательности.

5.

Примеры положительного вклада (10 минут):

Обсудить с ребенком примеры положительного вклада в общество, такие как:

o

волонтерство;

o

участие в школьных проектах;

o

помощь в доме или семье.

Помочь ребенку понять, что каждый может сделать свой вклад, независимо от

возраста или обстоятельств.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить,

что

следующая

консультация

будет

посвящена

развитию

самооценки и уверенности.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации общественных структур.

o

Ролевые игры или сценарии для практики навыков социальной ответственности.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана положительного вклада.

o

Игры или активности для развития навыков социальной ответственности (по

желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана положительного вклада ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать

примеры

из

жизни

ребенка,

чтобы

проиллюстрировать

общественные структуры и положительный вклад.

o

Рассказать ребенку, что каждый может сделать свой вклад в общество,

независимо от возраста или обстоятельств.

Приложение 10

Консультация 10: «План действий для будущего»

Цель: Помочь ребенку разработать план действий для будущего, определить цели и

задачи, и научиться принимать решения и нести ответственность за свои выборы.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным

поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

План консультации:

1.

Введение (5 минут):

o

Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o

Объяснить цель текущей консультации: разработка плана действий для

будущего.

2.

Определение целей (10 минут):

Обсудить с ребенком, какие цели он хочет достичь в будущем, такие как:

o

образование;

o

карьера;

o

личностный рост.

Помочь ребенку определить конкретные и достижимые цели.

3.

Разработка плана действий (15 минут):

Обсудить с ребенком, какие шаги он может предпринять для достижения своих целей,

такие как:

o

создание расписания и графика;

o

поиск ресурсов и поддержки;

o

преодоление препятствий и проблем.

Помочь ребенку разработать план действий и определить необходимые ресурсы.

4.

Принятие решений (10 минут):

Обсудить с ребенком, как принимать решения и нести ответственность за свои

выборы, такие как:

o

взвешивание плюсов и минусов;

o

рассмотрение последствий;

o

принятие ответственности за результаты.

Помочь ребенку понять, что принятие решений является важной частью взросления и

личного роста.

5.

Ответственность и мотивация (10 минут):

Обсудить с ребенком, как оставаться мотивированным и ответственным за свои цели и

план действий, такие как:

o

создание системы наград и поощрений;

o

поиск поддержки и мотивации;

o

празднование успехов и достижений.

Помочь ребенку понять, что ответственность и мотивация являются важными для

достижения целей.

6.

Заключение (10 минут):

o

Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o

Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o

Объяснить, что следующая консультация будет посвящена поддержке и

сопровождению ребенка в его дальнейшем развитии.

Методы и материалы:

o

Диаграммы или схемы для иллюстрации плана действий.

o

Ролевые игры или сценарии для практики навыков принятия решений и

ответственности.

o

Бумага и карандаши для записи мыслей и плана действий.

o

Игры

или

активности

для

развития

навыков

принятия

решений

и

ответственности (по желанию).

Оценка эффективности:

o

Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o

Анализ записей или плана действий ребенка.

o

Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

Примечания:

o

Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o

Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие

и понимание.

o

Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и

иметь план на случай кризисных ситуаций.

Дополнительные советы:

o

Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или

критики.

o

Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать план

действий и принятие решений.

o

Рассказать ребенку, что каждый может создать свой план действий и достичь

своих целей с помощью поддержки и мотивации.