Авторы: Колчина Тамара Алексеевна, Кочергина Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории , учитель черчения и изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернет АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация профориентационной работы, как средства социализации обучающихся с ОВЗ"
Статья
"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВА
СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"(Слайд №1).
Подготовили:
Кочергина О.Ю.- учитель черчения высшей категории, классный руководитель 11 "а"
класса
Колчина Т.А.- учитель истории высшей категории, классный руководитель 11 "б" класса
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем
современного российского социума является включение детей с ограниченными
возможностями в общество
Актуальной педагогической проблемой является то, что дети с ОВЗ имеют
разнообразные
социальные,
соматические,
психологические,
логопедические
и
педагогические проблемы.В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема
социальной и профессиональной адаптации выпускников. Профессиональная ориентация
детей
решает
одну
из
важнейших
задач
социализации
личности
-
задачу
ее
профессионального
самоопределения.
Правильное
профессиональное
определение
человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.
Одной
из
важнейших
задач
классного
руководителя
и
воспитателя
является
осуществление профориентационной работы, которая в свою очередь, выступает как
средство социализации обучающихся.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого
человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в
жизни. Как правило, у обучающихся нашей школы завышенная самооценка. Молодые
люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы,
темперамента, волевой сферы. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в
группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных
условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном
использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка
выпускников с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится
актуальной и значимой. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо
осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет свои
положительные результаты.
При переходе в 11-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей
формы обучения. Как правило, большинство учащихся выбирают один из нескольких
вариантов при выборе учебного заведения:
1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка
группового мнения “куда все - туда и я”.
2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую
финансовую прибыль .
3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми
возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в
другой.
(Слайд №2
)"Прекрасных
профессий на свете не счесть,
и каждой профессии
слава и честь"
4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна
ситуация следования родительскому выбору.
5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем
учиться. Какому профилю отдать предпочтение.
Для адекватного выбора профессии
данной категории подростков, профориентационная работа должна быть грамотно
построена. Должны быть определены цели и задачи.
В нашей школе подготовка детей к
самостоятельной жизни является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается
всей
системой
учебно-воспитательной
и
коррекционной
работы
педагогического
коллектива.
Осуществляется
система
психолого-педагогических
мероприятий,
помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности
общества и своих способностей.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления:
(Слайд №3)Профинформация
-это
ознакомление молодежи, вступающей в
трудовую жизнь, с существующими профессиями, их содержанием, значимостью в
народном хозяйстве.На
информационном стенде для учащихся размещен
«Уголок
профориентации», где обучающиеся знакомятся с рынком труда, учебными заведениями
города и области, руководством для поступающих в учебные заведения.
(Слайд №4)
Профагитация
-это
формирование у молодежи определенных
профессиональных, нравственных и др. общественных ценностей, побуждающих к
сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней. С этой целью
проводятся дни открытых дверей в различных учебных заведениях.
Как познакомить подростка с профессией? Как помочь выбрать будущую профессию? В
этом
помогают
мероприятия
нацеленные
на
знакомство
учащихся
с
трудовой
деятельностью рабочих разных специальностей - профпросвещение.
(Слайд №5)
Профпросвещение – это сообщение школьникам сведений о
различных профессиях, их значении для народного хозяйства, о потребности в кадрах,
условиях труда, требованиях, предъявляемой профессией к психофизическим качествам
личности, способах и путях их получения, оплате труда.
С
выпускниками
постоянно
проводятся
тематические
классные
часы
и
беседы.Профдиагностика - включает в себя оценку интересов, личностных качеств и
способностей учащихся.
(Слайд № 6)Профдиагностика представляет собой психологические тесты,
направленные на выявление индивидуальных способностей, интересов и предпочтений.
Для исследования профориентационной направленности обучающихся 11-х классов
нашей школы проводилось тестирование по методике Климова Е.А. «Дифференциально-
диагностический опросник».
Цель исследования: определение профессиональной и
социальной направленности учащихся и составление рекомендаций по выбору ими
профессиональных учебных заведений.
На основе результатов тестов
можно сделать вывод об интеллектуальных
способностях и уровне развития личностных качеств подростков. По итогам тестов
получают
рекомендации,
какой
профессии
следует
отдать
предпочтение
в
будущем. (Слайд №7) Области профессиональной деятельности согласно классификации
Е.А.Климова принято делить на следующие категории : «человек-техника», «человек-
природа», «человек-знак», «человек-человек» и «человек - художественный образ».
(Слайд № 8) Всего в тестировании приняли участие обучающиеся 11 классов в
количестве 10 испытуемых. Анализ результатов исследования представлен ниже.(Слайд
№ 9)
Ф.И. обучающегося
Сфера профессиональной деятельности( значение в баллах)
Человек -
природа
Человек -
техника
Человек -
человек
Человек –
знак. система
Человек –
худож. образ
Амина Д.
6
4
4
2
4
Максим Л.
2
2
6
1
8
Ксения Л.
0
1
1
1
2
Амир С.
2
6
0
2
0
Александр Г.
4
5
5
5
2
Дмитрий Г.
7
7
6
7
3
Максим З.
1
2
3
0
0
Дарья К.
5
3
1
2
6
Юлия Ф.
1
0
1
1
0
Дмитрий О.
4
8
5
3
2
(Слайд № 10)Результаты исследования показали, что наибольшее количество выборов
получили профессии направленности:
«человек-техника» - 38 - 47.5%;
«человек-человек»- 32 - 40% ;
«человек-природа» - 32 - 40%;
наименьшее количество выборов получили профессии направленности
«человек - художественный образ» - 27 -33.7%
«человек - знаковая система» - 24-30%
(Слайд № 11)
Сферы
профессиональной
деятельности
Слабо
выражено
Средне
выражено
Ярко выражено
Человек - природа
4 чел. (33.3%)
2 чел. (16.7%)
3 чел.(25%)
Человек - техника
4 чел. (33.3%)
2 чел. (16.7%)
5 чел.(27%)
Человек - человек
5 чел. (41.6.4%)
2 чел.(16.7%)
4 чел. (33.3%)
Человек – знак. система
7 чел.(58.3%)
1чел.(8.3%)
2 чел (16.7%)
Человек – худож. образ
3 чел. (25%)
1чел.(8.3%)
3 чел.(25%)
Поскольку та или иная профессиональная направленность ярко выражена у 8 (80
%) человек, то можно говорить о сформированности профессиональных интересов у
значительной части обучающихся 11-х классов.
В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация
специалистов.
Профконсультация
представляет
собой
систему
психолого-педагогического
изучения личности с целью оказания ей помощи в выборе такой профессии, в которой
наиболее полно реализовывались и развивались бы ее способности. Это направление
включает в себя:
- работу с психологом.
- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Профессиональная консультация школьника - не является завершающим этапом в
работе по выявлению и развитию интересов, склонностей и способностей школьника.
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а
ежедневная работа. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их
родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Также профориентационные
мероприятия включают в себя профадаптацию и профотбор.
На сегодняшний день все обучающиеся выпускных классов определились со своим
дальнейшим жизнеустройством,
сделали выбор будущей профессии и намерены
обучаться в профессиональных училищах и колледжах не только Саратовской области, но
и России.
Таким образом, профориентационная работа ведется качественно и направлена на
удовлетворение социальных потребностей обучающихся и их родителей. Ведь именно из
школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое
дело до конца, уважать
рабочего человека. А эти качества необходимы в любой
профессии.