Напоминание

"Организация профориентационной работы, как средства социализации обучающихся с ОВЗ"

Авторы: Колчина Тамара Алексеевна, Кочергина Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории , учитель черчения и изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернет АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация профориентационной работы, как средства социализации обучающихся с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья

"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВА

СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"(Слайд №1).

Подготовили:

Кочергина О.Ю.- учитель черчения высшей категории, классный руководитель 11 "а"

класса

Колчина Т.А.- учитель истории высшей категории, классный руководитель 11 "б" класса

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем

современного российского социума является включение детей с ограниченными

возможностями в общество

Актуальной педагогической проблемой является то, что дети с ОВЗ имеют

разнообразные

социальные,

соматические,

психологические,

логопедические

и

педагогические проблемы.В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема

социальной и профессиональной адаптации выпускников. Профессиональная ориентация

детей

решает

одну

из

важнейших

задач

социализации

личности

-

задачу

ее

профессионального

самоопределения.

Правильное

профессиональное

определение

человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.

Одной

из

важнейших

задач

классного

руководителя

и

воспитателя

является

осуществление профориентационной работы, которая в свою очередь, выступает как

средство социализации обучающихся.

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого

человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в

жизни. Как правило, у обучающихся нашей школы завышенная самооценка. Молодые

люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы,

темперамента, волевой сферы. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в

группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных

условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном

использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка

выпускников с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится

актуальной и значимой. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо

осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет свои

положительные результаты.

При переходе в 11-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей

формы обучения. Как правило, большинство учащихся выбирают один из нескольких

вариантов при выборе учебного заведения:

1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка

группового мнения “куда все - туда и я”.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую

финансовую прибыль .

3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми

возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в

другой.

(Слайд №2

)"Прекрасных

профессий на свете не счесть,

и каждой профессии

слава и честь"

4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна

ситуация следования родительскому выбору.

5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем

учиться. Какому профилю отдать предпочтение.

Для адекватного выбора профессии

данной категории подростков, профориентационная работа должна быть грамотно

построена. Должны быть определены цели и задачи.

В нашей школе подготовка детей к

самостоятельной жизни является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается

всей

системой

учебно-воспитательной

и

коррекционной

работы

педагогического

коллектива.

Осуществляется

система

психолого-педагогических

мероприятий,

помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности

общества и своих способностей.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

(Слайд №3)Профинформация

-это

ознакомление молодежи, вступающей в

трудовую жизнь, с существующими профессиями, их содержанием, значимостью в

народном хозяйстве.На

информационном стенде для учащихся размещен

«Уголок

профориентации», где обучающиеся знакомятся с рынком труда, учебными заведениями

города и области, руководством для поступающих в учебные заведения.

(Слайд №4)

Профагитация

-это

формирование у молодежи определенных

профессиональных, нравственных и др. общественных ценностей, побуждающих к

сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней. С этой целью

проводятся дни открытых дверей в различных учебных заведениях.

Как познакомить подростка с профессией? Как помочь выбрать будущую профессию? В

этом

помогают

мероприятия

нацеленные

на

знакомство

учащихся

с

трудовой

деятельностью рабочих разных специальностей - профпросвещение.

(Слайд №5)

Профпросвещение – это сообщение школьникам сведений о

различных профессиях, их значении для народного хозяйства, о потребности в кадрах,

условиях труда, требованиях, предъявляемой профессией к психофизическим качествам

личности, способах и путях их получения, оплате труда.

С

выпускниками

постоянно

проводятся

тематические

классные

часы

и

беседы.Профдиагностика - включает в себя оценку интересов, личностных качеств и

способностей учащихся.

(Слайд № 6)Профдиагностика представляет собой психологические тесты,

направленные на выявление индивидуальных способностей, интересов и предпочтений.

Для исследования профориентационной направленности обучающихся 11-х классов

нашей школы проводилось тестирование по методике Климова Е.А. «Дифференциально-

диагностический опросник».

Цель исследования: определение профессиональной и

социальной направленности учащихся и составление рекомендаций по выбору ими

профессиональных учебных заведений.

На основе результатов тестов

можно сделать вывод об интеллектуальных

способностях и уровне развития личностных качеств подростков. По итогам тестов

получают

рекомендации,

какой

профессии

следует

отдать

предпочтение

в

будущем. (Слайд №7) Области профессиональной деятельности согласно классификации

Е.А.Климова принято делить на следующие категории : «человек-техника», «человек-

природа», «человек-знак», «человек-человек» и «человек - художественный образ».

(Слайд № 8) Всего в тестировании приняли участие обучающиеся 11 классов в

количестве 10 испытуемых. Анализ результатов исследования представлен ниже.(Слайд

№ 9)

Ф.И. обучающегося

Сфера профессиональной деятельности( значение в баллах)

Человек -

природа

Человек -

техника

Человек -

человек

Человек –

знак. система

Человек –

худож. образ

Амина Д.

6

4

4

2

4

Максим Л.

2

2

6

1

8

Ксения Л.

0

1

1

1

2

Амир С.

2

6

0

2

0

Александр Г.

4

5

5

5

2

Дмитрий Г.

7

7

6

7

3

Максим З.

1

2

3

0

0

Дарья К.

5

3

1

2

6

Юлия Ф.

1

0

1

1

0

Дмитрий О.

4

8

5

3

2

(Слайд № 10)Результаты исследования показали, что наибольшее количество выборов

получили профессии направленности:

«человек-техника» - 38 - 47.5%;

«человек-человек»- 32 - 40% ;

«человек-природа» - 32 - 40%;

наименьшее количество выборов получили профессии направленности

«человек - художественный образ» - 27 -33.7%

«человек - знаковая система» - 24-30%

(Слайд № 11)

Сферы

профессиональной

деятельности

Слабо

выражено

Средне

выражено

Ярко выражено

Человек - природа

4 чел. (33.3%)

2 чел. (16.7%)

3 чел.(25%)

Человек - техника

4 чел. (33.3%)

2 чел. (16.7%)

5 чел.(27%)

Человек - человек

5 чел. (41.6.4%)

2 чел.(16.7%)

4 чел. (33.3%)

Человек – знак. система

7 чел.(58.3%)

1чел.(8.3%)

2 чел (16.7%)

Человек – худож. образ

3 чел. (25%)

1чел.(8.3%)

3 чел.(25%)

Поскольку та или иная профессиональная направленность ярко выражена у 8 (80

%) человек, то можно говорить о сформированности профессиональных интересов у

значительной части обучающихся 11-х классов.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация

специалистов.

Профконсультация

представляет

собой

систему

психолого-педагогического

изучения личности с целью оказания ей помощи в выборе такой профессии, в которой

наиболее полно реализовывались и развивались бы ее способности. Это направление

включает в себя:

- работу с психологом.

- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

Профессиональная консультация школьника - не является завершающим этапом в

работе по выявлению и развитию интересов, склонностей и способностей школьника.

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а

ежедневная работа. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их

родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Также профориентационные

мероприятия включают в себя профадаптацию и профотбор.

На сегодняшний день все обучающиеся выпускных классов определились со своим

дальнейшим жизнеустройством,

сделали выбор будущей профессии и намерены

обучаться в профессиональных училищах и колледжах не только Саратовской области, но

и России.

Таким образом, профориентационная работа ведется качественно и направлена на

удовлетворение социальных потребностей обучающихся и их родителей. Ведь именно из

школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое

дело до конца, уважать

рабочего человека. А эти качества необходимы в любой

профессии.