Автор: Парамонова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Уваровщинская средняя ош"
Населённый пункт: Кирсановский муниципальный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа элективного курса "Раннецветущие растения нашей местности"
Программа элективного курса
«Раннецветущие растения нашей местности»
1. Пояснительная записка
Наш курс рассчитан на 17 часов для обучающихся 4-6 классов, увлекающихся
исследованиями в природе.
Цели курса:
- углубление знаний по курсу биологии «Растения» на основе деятельностного подхода в
образовании школьников: на исследовательских экскурсиях и практикумах им предстоит
работать с растительными объектами родного края, производить картирование мест их
произрастания, пользоваться определителем растений. (бумажный и электронный
варианты)
соответственно, расширять знания по морфологии и систематике растений;
- повышение информационной компетентности детей через работу с основной и
дополнительной литературой, интернетом, выполнение индивидуальных заданий
творческого характера;
-экологическое, нравственное и эстетическое воспитание школьников.
Занятия на этом курсе это и жажда поиска, и радость открытий, а, главное,
участие в сохранении удивительной красоты первоцветов.
2. Организация контроля знаний и умений школьников по данному курсу
В начале занятий детям предоставляется возможность познакомиться с многообразием
форм индивидуальных заданий, которые они могут выполнить по выбору к окончанию
элективного курса:
фотоотчёт по тематике курса;
презентации, видеоролики по тематике курса;
оформление плакатов и листовок к экологическому вернисажу «Сохраним эти
растения»;
подбор дополнительного материала по теме (поэзия, музыка, живопись, фольклор и
др.) к конкурсу «Знаешь ли ты, что…»;
написание заметок, статей в школьную стенгазету, на сайт школы, в районные
СМИ, рассказов, стихов, сказок по теме курса;
составление кроссвордов. Ребусов, вопросов для интеллектуальных игр по тее
курса.
Свои работы дети оформляют согласно определенным требованиям и могут
представить к последнему занятию или ознакомить с ними остальных в ходе
практикумов.
3. Учебно-тематическое планирование
№
п/
п
Наименование
темы
Всего
часов
Лекция
Экскурсия
Практикум
Контроль
1
Морфология
высших растений
4
2
2
2
Работа с атласом-
определителем
растений
3
3
3
«Стали птицы
песни петь, и
расцвёл
подснежник»
1
0,5
0,5
4
Изучение
первоцветов нашей
местности
6
3
3
5
Охрана
раннецветущих
растений
2
1
1
6
Итоговое занятие
по курсу «как
прекрасен этот
мир, посмотри!»
1
1
17
3,5
4
8,5
1
4. Содержание программы
Тема 1. «Морфология высших растений»
ЗАНЯТИЕ 1,2 (лекция – презентация «Морфология высших растений»)
План.
1.Знание морфологии растений – необходимое условие для работы по определению и
описанию цветковых растений.
2.Морфологические части растений:
а) вегетативные органы:
- корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корня;
-побег, почка, удлинённые и укороченные победы, метаморфозы побега;
- стебель, поперечное сечение, направление роста;
- лист, форма листовой пластинки, жилкование, категории листьев, листорасположение,
прикрепление к стеблю;
б) генеративные органы:
- цветок, симметрия, околоцветник, андроцей, гинецей, полные и неполные цветки,
цветорасположение;
- плод, строение, классификация, функции.
ЗАНЯТИЕ 3,4 ( практикум «Морфологические части растений»)
Цели: закрепление знаний учащихся по морфологии растений и отработка навыков
определения особенностей строения цветковых растений.
– Оборудование:
- таблицы по морфологии растений;
- гербарные экземпляры растений;
- комнатные растения.
Ход практикума
1.Теоретический фронтальный опрос по морфологии растений.
2. Выполнение практических заданий по инструктивной карточке (см. Приложение) с
использованием живых экземпляров растений:
- работа самостоятельно или в парах по составлению морфологического описания
растений;
-коллективное обсуждение результатов работы и корректировка ответов.
Тема 2 «Работа с определителем высших растений»
ЗАНЯТИЯ 1,2,3
Цели: научить школьников самостоятельно работать с определителем цветковых растений
в кабинете и природе.
Оборудование:
- «Школьный атлас-определитель высших растений» В.С.Новикова;
-Электронный атлас-определитель высших растений.
Ход практикума
1.Внешние морфологические признаки – ключи для определения растений.
2.Устройство определителя:
а) таксоны в систематике;
б) дихотомические таблицы для определения семейств, родов, видов, ступени с
порядковым номером (теза, антитеза);
в) двойные названия растений (бинарная номенклатура), латинские названия растений.
3. Упражнение школьников в работе с атласом-определителем:
а) коллективно под руководством учителя;
б) самостоятельно, в микрогруппах с последующим коллективным обсуждением
результатов работы.
ТЕМА 3 «Стали птицы песни петь и расцвел подснежник»
ЗАНЯТИЕ 1
Лекция с мини-экскурсией
План
1. Признаки весны в окружающей природе (беседа- презентация с использованием
музыкальных произведений и стихотворений, репродукций картин по теме).
2.Мир растений весной. Особенности жизнедеятельности растений. Эфемероиды.
Причины раннего цветения растений (беседа с опорой на наблюдения школьников.)
3. Просмотр фильма о первоцветах (предоставлен заповедником «Воронинский»)
4. Мини-экскурсия на пришкольный участок и в школьный сад, где произрастают
ветреница лютиковая, хохлатка плотная, пролеска сибирская, гусиный лук, чистяк
весенний, купена многоцветковая, ландыш майский, фиалка собачья,тюльпаны (узнавание
растений, определение фаз развития).
Тема 4 «Изучение первоцветов нашей местности»
ЗАНЯТИЯ 1,2,3
Исследовательские экскурсии в природе .
Цели: изучение первоцветов нашей местности
Оборудование: полевые дневники, карандаши, гербарные сетки, «Определитель высших
растений»
Ход занятий.
1.Проведение со школьниками инструктажа по технике безопасности во время проведения
экскурсии.
2. Обсуждение особенностей предстоящих исследовательских маршрутов, знакомство со
схемами данных маршрутов:
№ 1 «Давай пройдемся медленно по лугу и здравствуй скажем каждому цветку»
№2 «А лес стоит загадочный»
3.Поиск мест произрастания , картирование первоцветов нашей местности (ветреница
лютиковая, хохлатка плотная, пролеска сибирская, гусиный лук, чистяк весенний, купена
многоцветковая, ландыш майский, фиалка собачья, рябчик шахматовидный, медуница
неясная, калужница болотная, прострел раскрытый, мать-и-мачеха и др.)
4. Работа по заданиям на инструктивной карточке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
ЗАНЯТИЯ 4,5,6
Практикум «Первоцветы нашей местности»
Цели: подробное изучение морфологических особенностей первоцветов и их
систематического положения.
Оборудование: альбомы, цветные карандаши, «Определители высших растений»
(бумажный и электронный), живые экземпляры первоцветов.
Ход занятия
1.Ознакомление с требованиями по оформлению альбома. (пояснения учителя, показ
образцов оформления альбомов, карточки-пояснения «Обилие по шкале Друде2»,
«Фенофазы»).
2.Выполнение практической работы по описанию морфологии первоцвета, определение
его систематического положения и т.д по инструктивной карточке «Составление описания
цветкового растения». Дети по желанию работают индивидуально или в парах. Работа
включает в себя не менее пяти растений.
3.Понятие о мониторинге растений (беседа, анализ работ школьников прошлых лет,
сравнение видового и количественного состава найденных первоцветов, их обилия,
фенофаз в один и тот же промежуток времени по годам).
4. Знакомство с творческими работами школьников по теме элективного курса.
Тема 5 «Охрана раннецветущих растений»
ЗАНЯТИЕ 1
Лекция- презентация
План.
1. Расширение понятия «раннецветущие растения» (ландыш майский, купена
многоцветковая и лекарственная, сочевичник весенний, рябчики русский и
шахматовидный).
2.Красные книни МСОП, Российской Федерации, Тамбовской области. Необходимость
бережного отношения к раннецветущим растениям.
3. Знакомство с редкими видами растений-первоцветов. Выявление причин отсутствия
или очень малого количества первоцветов.
Первоцветы из Красной книги Тамбовской области:
прострел раскрытый
адонис весенний (горицвет)
купальница европейская
рябчик русский
рябчик шахматовидный
пальчатокоренник мясо-красный.
Первоцветы из Приложения к Красной книге Тамбовской области:
первоцвет весенний
ландыш майский
медуница неясная
пролеска сибирская
купена лекарственная
4. Мини-диспут «Для чего и как спасать первоцветы?»
ЗАНЯТИЕ 2
Экскурсия «Сохраним весны красу»
Цели: продолжение изучения раннецветущих растений, выяснение причин исчезновения
или уменьшения количества раннецветущих растений в различных средах обитания.
Оборудование: полевые дневники, карандаши, «Определители растений».
Ход экскурсии.
1.Проведение с детьми инструктажа по технике безопасности в природе во время
экскурсии.
2. Обсуждение маршрута экскурсии (заливной луг, берег реки, смешанный лес),
знакомство со схемой маршрута. Поиск мест произрастания, картирование первоцветов
нашей местности (ветреница лютиковая, хохлатка плотная, пролеска сибирская, гусиный
лук, чистяк весенний, купена многоцветковая, ландыш майский, фиалка собачья, рябчик
шахматовидный, медуница неясная, калужница болотная, прострел раскрытый, мать-и-
мачеха, сочевичник весенний , пальчатокоренник мясо-красный и др.)
3. Выполнение заданий по инструктивной карточке.
Тема 6. Обобщение по курсу «Раннецветущие растения нашей местности»
ЗАНЯТИЕ 1
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Цели:
- обобщение и систематизация знаний и умений школьников по курсу «Раннецветущие
растения нашей местности»;
-контроль знаний и умений школьников;
-анализ выполнения творческих заданий.
Оборудование:
- экологический вернисаж «Сохраним эти растения»;
- фотовыставка «Цветы нам нежно улыбались»;
- выставка творческих работ школьников, альбомов учащихся.
Ход занятия.
1.Составление алфавитного списка раннецветущих растений нашей местности,
встреченных детьми на исследовательских экскурсиях, с указанием ратений-
краснокнижников.
2.Творческий отчет детей по проделанной работе.
3.Конкурсная часть занятия:
- определение растений из коллекции на правильность систематической характеристики,
бинарной номенклатуры;
-решение кроссвордов, ребусов и викторина «Угадай первоцвет по описанию».
– конкурс работ «Знаешь ли ты, что…»
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Инструктивная карточка
«Составление описания цветкового растения»
1.
Опишите растение по следующему плану:
а) тип корневой системы, наличие видоизменений корня;
б) стебель: поперечное сечение, направление роста, окраска, характер поверхности;
в) листья: форма листовой пластинки, категория листьев, жилкование,
листорасположение, прикрепление к стеблю, окраска, видоизменения;
г) цветок: симметрия, околоцветник, андроцей, гинецей, одиночные цветки или
соцветия, окраска, размеры; составьте формулу цветка;
д) плод: классификация, окраска, размер.
2.
Зарисуйте внешнее строение описываемого растения. Укажите место нахождения
его в природе. Дайте характеристику по шкале Друде. Укажите фазу развития.
3.
С помощью «Определителя высших растений» определите вид, род, семейство
данного растения, запишите, укажите его русское и латинское название.
Постарайтесь узнать, нет ли у данного растения народного названия, если есть,
выясните, с чем оно связано.
4.
Выясните значение данного вида в природе и жизни человека.
5.
Обозначьте место произрастания данного вида первоцвета на схеме
исследовательского маршрута.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Инструктивная карточка к исследовательской экскурсии.
1.
Обнаружив место произрастания первоцвета, попробуйте узнать это растение по
памяти. Если это не получилось, определите родовое и видовое название растения
по «Атласу-определителю высших растений».
2.
Познакомьтесь с морфологией найденного растения, необходимые записи
сделайте в полевой дневник ( дата экскурсии, место обнаружения, обилие, фазу
развития, название растения, морфологические особенности строения).
3.
Схематически изобразите общий план строения растения и его частей.
4.
Закартируйте место произрастания вида.
5.
Если есть необходимость для более детального изучения, то, посоветовавшись с
учителем, выкопайте один экземпляр растения для последующего практикума.