Автор: Терентьева Александра Анатольевна
Должность: студент
Учебное заведение: Новгородского государственного университета имени. Ярослава мудрого
Населённый пункт: г.Великий Ноагород
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формирование каллиграфических умений у второклассников с задержкой психического развития
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У
ВТОРОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Автор: Терентьева Александра Анатольевна
. Теоретические основы по формированию каллиграфических умений у
второклассников с задержкой психического развития
1.1
Психолого-педагогические
особенности
детей
с
задержкой
психического развития
Задержкой психического развития называют нарушение нормальных
темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании
и
созревании
мышления,
эмоционально-волевой
сферы,
способности
запоминать
и
концентрировать
внимание,
навыков
самоконтроля
и
социального взаимодействия, моторики.
Задержка психического развития
относится к детям со слабо
выраженной
недостаточностью
органической
или
функциональной
центральной нервной системы.
При органической нервной системы головной мозг функционирует не
полностью, а функциональная система это
комплекс физиологических
механизмов, связанных с выполнением определённой функции.
Трудности обучения письма возникают по различным причинам:
недостаточная готовность к школе, дефицит или задержка в развитии
различных функций (зрения, моторики, слуха), задержка речевого развития,
задержка
психического
развития,
отклонения
в
состоянии
здоровья.
Значительные
нарушения
почерка
отмечаются
у
детей
с
задержкой
психического развития.
У таких детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-
двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми.
В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется
классификация
К.С.Лебединской,[23]
разработанная
на
основе
этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией
различают четыре основных варианта задержки психического развития.
1.Задержка
психического
развития
конституционального
происхождения
Дети с данным типом ЗПР отличается гармоничной незрелостью, что
даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический
инфантилизм. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на
уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают
эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно
самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность,
однако очень быстро устают от учебной деятельности.
2.Задержка психического развития соматогенного генеза.
Этот тип связан с длительными хроническими заболеваниями и
характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается
большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие
черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
3.Задержка психического развития психогенного генеза.
При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими
факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего
длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей развиваются
стойкие нервно-психические отклонения, что приводит к патологическому
развитию личности.
При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально -
волевая сфера. Так, при педагогической запущенности, безнадзорности у
ребёнка
формируется
психическая
неустойчивость,
импульсивность,
отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются
эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к
волевому усилию, труду. При авторитарном, императивном воспитании, в
психотравмирующих,
жестоких
для
ребёнка
условиях
наблюдается
невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость,
отсутствие инициативы, самостоятельности.
4.Задержка церебрально-органического генеза.
Данный тип имеет незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и
познавательной деятельности. У этой категории преобладает эмоционально-
волевая незрелость, внушаемость, слабость воображения, преобладание
игровых
интересов
над
учебными.
У
одних
детей
преобладает
импульсивность,
психомоторная
расторможенность,
неспособность
к
волевым усилиям. У других - выявляется робость, боязливость, склонность к
страхам, пассивность, заторможенность. Причинами являются: патология
беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС в первые годы
жизни ребенка.
Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического
развития
(ЗПР)
достаточно
подробно
освещены
в
психологической
литературе (В. И. Лубовский [25] , Л. И. Переслени [32], И. Ю. Кулагина [21],
Т. Д. Пускаева [38] и др.). В. И. Лубовский отмечает, что у детей с ЗПР
наблюдается недостаточная сформированность произвольного внимания, а
также дефицит основных его свойств, таких как концентрация, объем и
распределение. При сравнении с нормально развивающимися детьми у
данной категории наблюдается низкий уровень восприятия. Эти дети не
способны сформировать представление об окружающем мире исключительно
на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР
значительно менее способны принимать и перерабатывать информацию,
поступающую через органы чувств. К особенностям их восприятия относится
также неспособность найти необходимый предмет, если они заранее не
знают,
где
он
находится.
У
таких
детей
наблюдается
недостаток
пространственного восприятия и проблемы в мыслительной деятельности.
Целостное восприятие представляет собой значительную трудность для
детей с ЗПР, и им с большим трудом удается или вовсе не удается выделить
отдельную часть из общего объекта, дорисовать или достроить его.
Исследования Шошина П.Б.[50] показали, что на быстроту восприятия
этой категории детей влияет любое отклонение от привычных условий
жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если
этот предмет стоит не так, как они привыкли. Некоторые исследователи
отмечают трудности детей с ЗПР в ориентации влево и вправо, а также то,
что
у
этой
категории
детей
целенаправленность
и
поэтапность
в
обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и
непоследовательны
В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с
ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и
изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый Для
того чтобы дети научились расслаблять свои руки, смысловой образ.
Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой
психического развития определяют ограниченность и фрагментарность их
представлений об окружающем мире.
У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-
логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает
почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное
мышление доступно не всем детям, в этой категории есть дети, которые
лучше справляются с заданием, а есть те, которые не могут в полном объёме
его выполнить. Эта категория детей отличается ещё и инертностью
мышления.
Характерной чертой детей с задержкой психического развития является
значительное нарушение функции активного внимания у большинства из
них. Одной из распространенных особенностей нарушений внимания у таких
детей является недостаточная концентрация на ключевых признаках. Эти
нарушения особенно заметны в условиях двигательной расторможенности и
повышенной аффективной возбудимости, что наблюдается у детей с
гиперактивным поведением.
Память детей с задержкой психического развития характеризуется
особенностями,
которые
находятся
в
определённой
зависимости
от
нарушений внимания и восприятия. Отмечается, что продуктивность
непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их
нормально развивающихся сверстников. Явное отставание детей с ЗПР от
нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их
мыслительных
процессов.
Отставание
характеризуется
недостаточно
высоким
уровнем
сформированности
всех
основных
мыслительных
операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева[3], Л.
И. Переслени[32]). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д.
Пускаева[38],
С.
Г.
Шевченко[49]
отмечается
специфика
развития
познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая
особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у
таких
детей
отчетливо
проявляются
на
фоне
недостаточной
сформированности
познавательной
деятельности.
В
гораздо
меньшей
степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. Психологи
отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов,
эмоциональную
неустойчивость,
импульсивность
либо
вялость
и
апатичность. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно
неумение
(без
помощи
взрослого)
развернуть
совместную
игру
в
соответствии с замыслом.
У. В. Ульяненковой [46] выделены уровни сформированности общей
способности
к
учению,
которые
соотносятся
ею
с
уровнем
интеллектуального развития ребёнка. Данные этих исследований интересны
тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с
ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности,
импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии/
1.2
Особенности
формирования
каллиграфических
умений
у
второклассников с задержкой психического развития
Каллиграфические умения – это умения писать правильным, устойчивым
почерком.
Формирование навыка каллиграфического письма, непосредственно,
подразумевает под собой длительную целенаправленную коррекционную
работу. На сегодняшний день коррекция навыка каллиграфического письма и
формирование основ «правильного» почерка рассмотрены в современных
исследований, в работе М.М. Безруких, Н.Г[6].
Основная задача обучения каллиграфии - это формирование навыков
красивого и быстрого письма. На уроках важно развивать мелкие мышцы
руки и добиваться его свободного движения (предплечья, кисти, пальцев),
отработки
правильного
начертания
букв,
рациональных
соединений,
достигать ритмичности и плавности письма.
Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную
структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. В
данное время проблема подготовки руки к письму является актуальной, так
как техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей
руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного
внимания.
Очень часто
обучающихся с ЗПР характеризует медленный темп
письма,
быстрая
утомляемость,
несоблюдение
размера
графических
элементов (наличие микро или макрографии). Также нарушен выбор
элементов букв и их соединений, не соблюден единый наклон букв. Письмо
неразборчивое, без соблюдения норм каллиграфии.
Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв
по
ширине,
высоте
и
углу
наклона.
Они
являются
следствием
несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и
плечевого отдела руки.
Зрительные элементы - относительно законченные части рисунка
буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного
восприятия и которые легко соотносятся с определенными формами: овал,
полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с
закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и
плавная линия.
Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное
представление о форме буквенного знака. Зрительно-двигательный образ
буквы
–
представление
о
целостном,
относительно
законченном
воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе
зрительного
представления
о
её
форме,
знания
последовательности
начертания её двигательных элементов и за счет корректирующего контроля
глаза
У многих учащихся точность воспроизведения форм многих букв
далека от идеала, некоторые забыли начертания отдельных букв. Движения
руки напряжены, скорость письма, как правило, замедленная.
Во втором классе
в обучении тоже целесообразно использовать
задания в игровой форме, особенно в связи с группировкой букв:
- третья лишняя,
- дополни группу,
- помоги букве найти свою семью.
В соответствии с общими задачами второго года обучения основное
содержание минуток чистописания составляют:
а) прописывание отдельных букв по образцу с предварительным
анализом и показом;
б) письмо букв с опорой на штрихи или наклонные палочки;
в)
письмо
буквосочетаний
с
трудными
соединениями
или
соединениями, наиболее распространенными в словах, особенно с овальными
буквами и с буквами с, л. м, я;
г) письмо букв в чередовании со сходными по начертанию буквами
или в чередовании с росчерками или со вспомогательными штрихами для
регуляции правильного наклона, параллельности штрихов, расстояния между
элементами букв,
д) письмо слов, включающих осваиваемые буквы, соединения
буквосочетания,
е) письмо предложений или небольших текстов, включающих слова
для закрепления формы букв, соединений.
Отличие состоит в более детальной и кропотливой работе над формой
букв, в составлении начертаний сходных букв, в отработке трудных
элементов,
в
прописывании
большего
числа
соединений,
в
письме
упражнений со штрихами для корректировки наклона, расстояния между
элементами и в большем объеме записываемого материала.
Отсюда и "основная задача минуток чистописания — формирование
четкого, достаточно красивого и быстрого письма".
Соблюдение
гигиенических
требований
(правильная
посадка,
положение тетради, ручки при письме и т. д.) требует особого контроля со
стороны учителя, который также должен уделять внимание индивидуальной
работе по исправлению недочетов. Учитель обучает детей выявлять ошибки,
осознавать их причины и устранять их в процессе дальнейшей работы. Он
терпеливо и настойчиво объясняет необходимость и полезность выполнения
различных упражнений.
Таким образом, работа над каллиграфией осуществляется терпеливо и
ненавязчиво.
Не
секрет,
что
занятия
каллиграфией
способствуют
эстетическому
воспитанию
школьников,
формированию
аккуратности,
трудолюбия и добросовестного отношения к выполнению любых заданий.
То, что выполнено чисто и красиво, приносит удовольствие, создавая
положительное
настроение
в
учебном
процессе
и
снижает
уровень
нервозности, что имеет важное значение для здоровья, о чем в последнее
время говорится все чаще.
1.3 Особенности коррекционной работы у второклассников с задержкой
психического восприятия
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (ФГОС для обучающихся с
ОВЗ)[50] деятельность образовательной программы должна быть направлена
на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми
обучающимися основной образовательной программы НОО (ООП НОО),
адаптированной общеобразовательной программы НОО (АООП НОО).
Важным
условием
для
успешного
обучения
детей
с
ОВЗ
является
организация
«социально-педагогической
и
психологической
помощи»,
«психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012).
Рабочая программа по русскому языку включает два раздела. Второй
раздел программы посвящен трудностям письменной речи. Трудности
освоения письма могут быть связаны как с речевым дефицитом, так и с
недостаточностью невербальных компонентов деятельности, выстраивается
стратегия коррекционной работы с опорой на сохранные звенья.
Целями рабочей программы по русскому языку являются:
Ознакомление учащихся с основ положения науки о языке и
формирование
на
этой
основе
знаково-символическое
восприятия
и
мышления.
В рабочей программе по русскому языку изучается раздел «письмо».
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо
под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста. Проверка написанного при помощи слияния с текстом
образом
и
по
слогового
чтения
написанных
слов.
Правильное
оформление
написанных
предложений
(большая
буква
в
начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую
букву в именах людей и кличках животных. Понимание
функции
небуквенных графических средств: пробела между
словами
знака
переноса.
Коррекционное образование включает в себя две ступени общего
образования.
Первая ступень – начальное общее образование, где средний срок -4-5
лет.
Вторая ступень - основное общее образование, где средний срок-5 лет.
Зачисление
детей
в
специальные
коррекционные
учреждения,
осуществляется по прохождении комиссии ПМПК с согласия родителей.
Наполняемость класса – двенадцать человек, что облегчает работу
самого педагога, чтобы он мог уделить максимум учебного времени каждому
ученику.
По
окончанию
курса
начального
образования
при
наличии
исправлений отклонений возможен перевод ученика в обычное учебное
заведение. При общеобразовательных школах комплектация коррекционных
классов производится по рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии.
Это
специализированный
орган,
который
занимается
диагностикой
и
коррекцией
образовательных
потребностей
детей
с
ограниченными возможностями здоровья или с особыми образовательными
потребностями.
На сегодняшний день наиболее эффективные разработки и результаты
демонстрирует программа для начальных классов. Психолого-педагогическая
коррекция на протяжении всего учебного процесса должна основываться на
комплексном, систематическом и индивидуальном подходе. При этом важно
учитывать неравномерность и скачкообразность интересов и познавательных
потребностей учащихся, подбирая виды деятельности, которые вызывают
максимальную мотивацию, и одновременно помогая преодолевать страх
перед занятиями (например, в области развития коммуникативных навыков).
Необходимо помнить, что такие учащиеся требуют особого внимания и
индивидуального подхода. Поэтому учебные занятия следует сочетать с
лечебно-оздоровительными мероприятиями, направленными на укрепление
физического здоровья и морального духа, а также на развитие дисциплины и
целеустремленности.
Каждую новую тему или задание необходимо доступно объяснять
каждому ученику, чаще использовать карточки или наглядные пособия (в
связи
с
недостаточно
развитым
абстрактным
мышлением
у
детей),
предоставлять возможность сосредоточиться исключительно на изучаемом
материале и освобождать от работы, не связанной с ним. Также следует
учитывать быструю утомляемость детей и, соответственно, не перегружать
их заданиями. Часто продолжительность уроков, особенно в начальных
классах, не должна превышать 30 минут.
Система коррекционно-развивающего обучения – это форма обучения,
при которой дети задержкой
развития и другими психофизическими
недостатками получают практически такие же знания, как и совершенно
здоровые дети.
Гигиенические условия письма
Эффективность чистописания в значительной степени зависит от
создания соответствующих гигиенических условий, включая правильный
выбор и расстановку школьной мебели, соответствие высоты парты (стола)
росту ученика, удобство конструкции для письма, а также адекватный
уровень освещенности рабочих мест и класса в целом. Этот аспект,
касающийся
формирования
каллиграфических
навыков
у
младших
школьников, подчеркивают такие методисты, как Л.Я. Желтовская, Е.Н.
Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и другие. Они
утверждают, что формирование навыков письма у младших школьников
невозможно
без
соблюдения
гигиенических
условий.
Создание
соответствующих условий влияет на выполнение ключевых гигиенических
требований в процессе письма, таких как правильная посадка, положение
ручки в руке, размещение тетради на поверхности стола и ее перемещение во
время письма. Это, в свою очередь, способствует профилактике нарушений
осанки и зрения у детей, повышению работоспособности и формированию
четкого и быстрого письма.
Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в I
классе – 5 минут, во II классе – 8 минут, в III классе – 12 минут, в IV классе
15 минут. При большом объеме и продолжительности письменных работ у
школьников развивается утомление под влиянием комплексного воздействия
непосредственно
умственной
работы
и
статической
нагрузки.
Оно
выражается в определенном возбуждении, проявляется в двигательном
беспокойстве, в сравнительно частых изменениях положения тела. Это важно
учитывать
при
планировании
уроков,
предусматривая
рациональное
чередование
устных
и
письменных
видов
работ.
При
выполнении
упражнений большого объема (в силу необходимости) следует организовать
краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз (прикрыть, посмотреть
вдаль, в стороны и тому подобное). Такой краткий отдых важен и для
корректировки позы учащихся. В ходе специальных исследований выявлено,
что
они
теряют
рабочую
посадку
через
каждые
2-7
минут
после
предъявленного к ним требования. Естественно, что