Напоминание

Влияние музыки на математические способности младших школьников

Автор: Смирнова Анастасия Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Влияние музыки на математические способности младших школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Влияние музыки на математические способности младших школьников

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь между музыкальным

образованием и развитием математических способностей у младших

школьников. Анализируются исторические и современные исследования,

подтверждающие положительное влияние музыкальных занятий на

когнитивные функции, связанные с математическим мышлением. Особое

внимание уделяется методикам интеграции музыки в процесс обучения

математике, их эффективности и практическому применению в начальной

школе.

Ключевые слова: математические способности, музыкальное образование,

младшие школьники, когнитивное развитие, интеграция музыки и

математики.

Введение

Современное образование ставит перед собой задачу не только

передачи знаний, но и развития когнитивных способностей учащихся. Одним

из ключевых аспектов является формирование математических навыков,

которые лежат в основе логического и аналитического мышления. Однако

для многих детей математика остается сложным и малопривлекательным

предметом. В связи с этим актуальным становится поиск альтернативных

методов обучения, способных повысить мотивацию и улучшить усвоение

материала.

Одним из таких методов является интеграция музыкального

образования в процесс обучения математике. Исторически связь между

музыкой и математикой была отмечена еще в античные времена (Пифагор,

Платон, Боэций). Современные исследования подтверждают, что занятия

музыкой активируют те же нейронные сети, что и математическое

мышление, способствуя развитию памяти, концентрации внимания и

логических навыков [Rauscher et al., 1993; Hetland, 2000].

Цель исследования – выявить влияние музыки на уровень математических

способностей младших школьников и определить эффективные методики

интеграции музыкальных элементов в учебный процесс.

Методология

Исследование основано на анализе научной литературы,

педагогическом эксперименте и статистической обработке данных. В

эксперименте участвовали 23 учащихся 2 класса (8–9 лет) МАОУ «СОШ №

9» г. Стерлитамак. Использовались следующие методы:

теоретический анализ литературы;

наблюдение;

педагогический эксперимент;

беседа с учащимися;

статистическая обработка данных.

Основные результаты

1. Теоретические основы взаимосвязи музыки и математики

Исторически взаимосвязь музыки и математики была установлена

Пифагором, который обнаружил, что музыкальные интервалы соответствуют

простым числовым соотношениям (октава – 2:1, квинта – 3:2). Эти идеи

получили развитие в работах Леонардо да Винчи, Кеплера, Лейбница,

который назвал музыку «бессознательным упражнением души в

арифметике» [West, 1992].

Современные нейропсихологические исследования показывают, что:

музыкальное обучение активирует области мозга, отвечающие за логическое

и пространственное мышление;

развитие чувства ритма улучшает понимание дробей и пропорций;

чтение нотной записи способствует развитию абстрактного мышления

[Петрушин, 2006].

2. Практическое применение музыкальных методик в обучении математике

Экспериментальные исследования (Артюшкова, 2015; Горбунова, 2017)

демонстрируют, что:

использование фоновой инструментальной музыки повышает концентрацию

внимания на 25–30%;

ритмические упражнения (хлопки, шаги в такт) снижают количество

вычислительных ошибок;

разучивание математических правил в песенной форме ускоряет их

запоминание.

Особый интерес представляет методика «Математика в ритме» (Горбунова,

2017), где арифметические задачи решаются под музыкальное

сопровождение. Например:

сильные доли такта соответствуют знакам арифметических действий;

слабые доли – числам;

разные операции могут обозначаться разными музыкальными

инструментами.

3. Анализ учебно-методических комплексов (УМК)

Проведенный анализ российских УМК («Школа России», «Перспектива»,

«Начальная школа XXI века») показал:

в УМК «Школа России» используются ритмические упражнения (хлопки,

счет в такт);

в УМК «Перспектива» музыкальные элементы применяются эпизодически

(например, фоновая музыка при изучении геометрии);

в УМК «Начальная школа XXI века» встречаются задания с использованием

детского ксилофона для демонстрации числовых закономерностей.

Наиболее системный подход представлен в методическом пособии «Уроки

математики с музыкальным сопровождением» (Рудницкая, 2022), где

разработаны 20 конспектов уроков с музыкальной интеграцией.

Заключение

Исследование подтвердило гипотезу о том, что интегрирование музыкальных

элементов в обучение математике способствует развитию математических

способностей младших школьников. Наиболее эффективными методиками

являются:

ритмические упражнения;

использование фоновой музыки;

песенные формы запоминания правил.

Перспективным направлением является разработка системных программ,

сочетающих математику и музыку, а также подготовка учителей к

применению таких методик.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть

использованы учителями начальных классов для разработки уроков с

интеграцией музыки, а также при создании дополнительных

образовательных программ.

Список литературы

Артюшкова И.Г. Музыка и математика: интеграция в начальной школе. – М.,

2015.

Горбунова Н.В. Математика в ритме: методическое пособие. – СПб., 2017.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 2006.

Rauscher F.H., Shaw G.L., Ky K.N. Music and spatial task performance // Nature.

– 1993. – Vol. 365. – P. 611.

West M.L. Ancient Greek Music. – Oxford, 1992.