Напоминание

Актуальные задачи в освоении тетрахордов в средних классах ДШИ на уроках сольфеджио

Автор: Алексеева Елена Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №11 им .М.И. Носырева
Населённый пункт: г Воронеж Воронежская обл
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные задачи в освоении тетрахордов в средних классах ДШИ на уроках сольфеджио







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ОСВОЕНИИ ТЕТРАХОРДОВ В

СРЕДНИХ КЛАССАХ ДШИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Введение

Сольфеджио как учебная дисциплина в детских школах искусств

(ДШИ) играет ключевую роль в формировании музыкального слуха,

теоретической

базы

и

практических

навыков

учащихся.

Одним

из

важных элементов в программе средних классов (4–6 годы обучения)

является

освоение тетрахордов

четырёхступенных

звукорядов,

составляющих основу ладовой системы.

Несмотря на кажущуюся простоту, работа с тетрахордами вызывает

у учащихся значительные трудности, связанные с интонированием,

запоминанием структуры и применением в музыкальных примерах. В

данной статье рассматриваются актуальные задачи, возникающие

при изучении тетрахордов, и предлагаются методические решения для

их эффективного освоения.

1. Теоретическое значение тетрахордов в курсе сольфеджио

Тетрахорд

(от

греч. tetra

«четыре», chordē

«струна»)

представляет собой последовательность четырёх звуков в пределах

кварты.

В

западноевропейской

и

русской

музыкальной

традиции

выделяются основные виды тетрахордов:

Натуральные (диатонические):

мажорный,

минорный,

фригийский, дорийский.

Хроматические (с альтерированными ступенями).

Уменьшённые и увеличенные (в музыке XX–XXI вв.).

Изучение тетрахордов способствует:

развитию ладового слуха;

пониманию структуры мажора и минора;

формированию навыков интервального анализа;

подготовке

к

освоению

более

сложных

ладовых

систем

(пентатоники, модальных ладов).

Таким образом, тетрахорды служат фундаментом для дальнейшего

изучения гармонии и полифонии.

2. Основные трудности в освоении тетрахордов

Практика преподавания показывает, что учащиеся средних классов

ДШИ сталкиваются с рядом проблем при работе с тетрахордами.

2.1. Интонирование и слуховое восприятие

Трудности

возникают

при

пропевании

тетрахордов от

разных

ступеней лада. Например:

в

мажоре:

от

I

ступени

(устойчивые

звуки)

и

от

II

ступени

(неустойчивые, требующие разрешения);

в

гармоническом

миноре:

при

интонировании

увеличенной

секунды между VI и VII ступенями.

Решение:

использование сравнительного

метода (сопоставление

мажорного и минорного тетрахордов);

применение графических схем (визуализация ступеней);

пропевание

с

опорой

на аккордовую

основу (тоническое

трезвучие).

2.2. Запоминание структуры

Учащиеся часто путают виды тетрахордов, особенно в минорных

ладах (натуральный, гармонический, мелодический).

Решение:

ассоциативные

приёмы

(например,

«гармонический

минор

восточный колорит»);

построение тетрахордов от заданного звука;

письменные и устные диктанты с акцентом на тетрахордовые

последовательности.

2.3. Применение в музыкальных примерах

Многие ученики не распознают тетрахорды в нотном тексте, что

затрудняет анализ произведений.

Решение:

подбор характерных фрагментов из учебного репертуара;

выделение

тетрахордов

в

мелодиях

(например,

в

русских

народных песнях);

творческие задания (сочинение мелодий на основе заданного

тетрахорда).

3. Методические подходы к изучению тетрахордов

Для

эффективного

освоения

материала

необходимо

сочетать теоретическое

объяснение, слуховое

восприятие и практическое закрепление.

3.1. Последовательность изучения

Рекомендуется следующая этапность:

1. Мажорный тетрахорд (от I ступени).

2. Минорный тетрахорд (сравнение с мажорным).

3. Тетрахорды гармонического и мелодического минора.

4. Дорийский

и

фригийский

тетрахорды (для

расширения

ладового кругозора).

3.2. Вокально-интонационные упражнения

Пение с названием нот (сольмизация).

Пение

с

дирижированием (для

метроритмической

устойчивости).

Каноны

на

основе

тетрахордов (развитие

полифонического

слуха).

3.3. Письменные и творческие задания

Построение тетрахордов в разных тональностях.

Сочинение мелодий с использованием заданного тетрахорда.

Анализ произведений (выявление тетрахордовых структур).

4. Интеграция тетрахордов в другие аспекты сольфеджио

Тетрахорды

не

должны

изучаться

изолированно

их

следует

связывать с другими темами:

4.1. Интервалы и аккорды

Построение интервалов внутри тетрахорда (терции, кварты).

Сравнение трезвучий на I и IV ступенях.

4.2. Ритмические особенности

Использование разных ритмических рисунков при пропевании.

Сочетание тетрахордов с синкопами, пунктирным ритмом.

4.3. Музыкальный диктант

Запись мелодий, основанных на тетрахордах.

Определение лада по тетрахордовой структуре.

Заключение

Освоение

тетрахордов

в

средних

классах

ДШИ

важный

этап

музыкального

образования,

формирующий

базу

для

дальнейшего

изучения гармонии, анализа формы и импровизации.