Напоминание

"Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке"

Автор: Войтенко Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГКОУ Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат "Алый парус"
Населённый пункт: село Крестово Городище, Чердаклинский район, Ульяновская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат для

детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус»
«Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор школы-интерната __________
Рабочая программа

по социально-бытовой ориентировке

для учащихся 6 класса

Срок реализации 2015 – 2015 уч. год

68 часов в год

2 часа в неделю
Рассмотрено Программу составил: на педагогическом совете ________________________ школы-интерната Войтенко Елена Михайловна Протокол №_____ I квалификационная категория от « »__________2014 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классов: В 2 сб. / Под редакцией В.В.Воронковой, - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, учебного пособия для 6 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида / Под редакцией Субчевой В.П.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. Рабочая программа направлена на изучение курса СБО, коррекцию недостатков умственного развития учащихся, исправление общего, речевого развития и нравственное воспитание, формирование навыков социальной адаптации. Программа включает в себя: - пояснительную записку; - содержание курса; - учебно-тематический план; - основные требования к знаниям и умениям учащихся; - учебно-методический комплекс; - контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа включает в себя курс изучаемого материала по разделам с указанием тем уроков. В каждом разделе спланированы практические работы. Усвоение программного материала достигается посредством организации самостоятельной работы учащихся, а также посредством проведения практических работ. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На уроках применяются различные наглядные средства обучения. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей. Оценка работ- по 5-бальной системе. Орфографические и синтаксические ошибки не оцениваются, они лишь исправляются и выделяются. Исключение составляют задания, требующие написания словарного слова. Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет свое продолжение в системе внеклассной работы. Учащиеся обучаются по предмету второй год. Систематическая работа по привитию необходимых знаний и умений идет успешно, они усвоили много нужных привычек, а это основа их будущего поведения в самостоятельной жизни. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в 6 классе достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают несколько большие трудности в ходе обучения. Они понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал. При выполнении самостоятельных заданий нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их не затрудняет, но снижается темп
работы, допускаются ошибки. Объяснения своих действий недостаточно точны, элементарные выводы и обобщения сделать могут только с помощью учителя. Обучение имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе, необходимо детям в их практической жизни. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на их сохранные возможности. Коррекционная работа заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Методы реализации: 1.Задания даются по степени нарастания трудности. 2.Включение специальных упражнений по коррекции высших психических функций. 3.Дозированная, поэтапная помощь учителя. 4.Постановка законченных инструкций. 5.Включение в урок современных реальных ситуаций. 6.Создание условий для достижения, а не получения оценки. 7.Выполнение проблемных заданий. 8.Поощрения, развернутая словесная оценка. Для привлечения интереса к урокам СБО, активизации деятельности учеников используются различные приемы и методы - экскурсии; занятия- игры; занятия-практикумы. На уроках применяются различные формы работы. Коллективная форма – ответы на вопросы, составление плана работы, описание предмета, игры, отгадывание загадок и кроссвордов и т.д. Групповая форма - задания выполняются в парах (учитывается желание детей, познавательные способности, темп учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, с учетом взаимоотношений детей). Оказывается индивидуальная помощь учащимся, которые нуждаются в ней. На уроках используются зарисовки, буквенные задания, карточки, перфокарты, работа на ПК, тестирование, анкетирование, загадки, кроссворды, памятки, ролевые игры, поговорки, пословицы, рецепты блюд. Все это дает хорошие результаты для усвоения программного материала и адаптации ребёнка к самостоятельной жизни.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
( 2 часа в неделю)
Тематика

Личная гигиена
1. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). 2. Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы). 3. Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Профилактика грибковых заболеваний.
Практическая работа


Мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Одежда
1. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков, зашивание распоровшегося шва). 2. Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей. 3. Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др.
Практические работы
Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на домашнюю одежду, подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва. Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей.
Питание
1. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности. 2. Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов. 3. Сервировка стола к ужину.
Практические работы
Варка макарон, картофеля, приготовление каши на воде и молоке, пюре, запеканок (из творога и других продуктов). Оформление готовых блюд.
Семья
1. Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т. д.). 2. Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. (Учащиеся должны иметь представление о семье, её составе, распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи).
Культура поведения

1. Поведение в общественных местах (кино, театре, музее, библиотеке). 2. Поведение при посещении массовых мероприятий.
Жилище
1. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. 2. Повседневная уборка квартиры (сухая, влажная). Пылесос. 3. Комнатные растения (их назначение, доступное количество и уход). 4. Уход за полом. Средства по уходу за полом.
Практические работы
Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка.
Транспорт
1. Основные транспортные средства. 2. Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты). 3. Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, посёлка, в ближайшие населённые пункты. 4. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсия


Экскурсия на вокзал (станцию).
Торговля (4 ч)
1. Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. 2. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров.
Экскурсия


Экскурсия в специализированный продовольственный магазин.
Средства связи
1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). 2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). 3. Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные). Порядок отправки и индекса на конвертах. 4. Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.
Практические работы


Написание адреса и индекса на конвертах. Составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков.
Экскурсия

Экскурсия на почту, телеграф.
Медицинская помощь
1. Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сёстры, младший медицинский персонал, работники аптеки). 2. Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. 3. Использование различных видов медицинской помощи.
Экскурсия
Экскурсия в аптеку.
Учреждения, организации и предприятия
1. Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их значение.
Экскурсия
Экскурсия на предприятие.

III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Раздел и тема программы Кол- во часо в
I.
I.1 I.2 I.3 I.4
II.
II.1 II.2 II.3 II.4 II.5 II.6 II.7 II.8
III.
III.1 III.2 III.3 III.4 III.5 III.6 III.7 III.8 III.9 III.10 III.11 III.12 III.13 III.14
Личная гигиена
Закаливание организма Уход за руками Сюжетно-ролевая игра «В маникюрном салоне» Ноги тоже требуют ухода
Одежда и обувь
Ремонт одежды Правила безопасной работы Практическая работа: «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями» Практическая работа: «Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву» Практическая работа: «Пришивание вешалки к пальто» Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей Практическая работа: «Стирка изделий из хлопчатобумажных шёлковых тканей вручную» Сюжетно-ролевая игра «Ателье по срочному ремонту одежды»
Питание
Режим питания Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы с режущими инструментами и кипятком Правила пользования электрической и газовой плитой Меню ужина Сервировка стола к ужину Правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него Ах, эта каша! Практическая работа: «Приготовление манной каши» Практическая работа: «Приготовление отварного картофеля» Практическая работа: «Приготовление картофельного пюре» Практическая работа: «Приготовление отварных макарон» Практическая работа: «Приготовление гречневой каши» Практическая работа: «Приготовление запеканки творожной» Практическая работа: «Генеральная уборка кухни»
4
1 1 1 1
10
1 1 1 1 1 1 2 2
14
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

IV.
IV.1 IV.2 IV.3 IV.4
V.
V.1 V.2 V.3 V.4
VI.
VI.1 VI.2 VI.3 VI.4 VI.5 VI.6 VI.7 VI.8 VI.9 VI.10
VII.
VII.1 VII.2 VII.3 VII.4 VII.5
VIII.
VIII.1 VIII.2 VIII.3
IX.
IX.1
Я и моя будущая семья
Состав семьи Счастливая семья Распределение обязанностей в семье Сюжетно-ролевая игра «Семейный ужин»
Культура поведения
Как вести себя в общественных местах Сюжетно-ролевая игра «В театре» Правила поведения в местах общественного питания Сюжетно-ролевая игра «В кафе»
Жилище
Ваш дом Уборка квартиры Практическая работа: «Ежедневная сухая уборка квартиры» Практическая работа: «Ежедневная влажная уборка квартиры» Уход за полом в зависимости от покрытия Пылесос – помощник в доме Практическая работа: «Изучение устройства пылесоса» Практическая работа: «Наведение чистоты в доме пылесосом» Комнатные растения Практическая работа: «Уборка классной комнаты, уход за цветами»
Транспорт
Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты). Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, посёлка, в ближайшие населённые пункты. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. Экскурсия на улицу с целью наблюдения за общественным транспортом
Торговля
Продовольственные магазины Экскурсия в продовольственный магазин Сюжетно-ролевая игра «В продовольственном магазине»
Средства связи
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки,
4
1 1 1 1
6
2 1 2 1
10
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
5
1 1 1 1 1
3
1 1 1
6
1
IX.2 IX.3 IX.4 IX.5 IX. 6
X.
X.1 X.2 X.3 X.4
XI.
XI.1 XI.2 денежные переводы, телеграммы). Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные). Порядок отправки писем и индекс на конвертах. Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм. Практическая работа:
«
Написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков» Экскурсия на почту, телеграф.
Медицинская помощь
Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сёстры, младший медицинский персонал, работники аптеки). Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов медицинской помощи. Экскурсия в аптеку.
Учреждения, организации и предприятия
Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их значение. Экскурсия на предприятие. 1 1 1 1 1
4
1 1 1 1
2
1 1

IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
 правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены во время, физических упражнений, походов;  правила ухода за ногами  правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;  санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;  способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;  санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;  правила пользования электроплитой;  определения доброкачественности продуктов и сроков их хранения;  правила хранения продуктов при наличии холодильников и без него;  различные меню ужина;  состав своей семьи, имена, отчества родителей, родственников;  место работы и должность родителей;  правила поведения в семье;  правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;  правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий;  гигиенические требования к жилому помещению;  правила организации рабочего места школьников;  правило и последовательность проведения сухой и влажной уборки;  санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;  назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире;  основные транспортные средства;  виды международного транспорта;  стоимость проезда;  порядок приобретения билетов и талонов;  основные виды продовольственных магазинов, их отделы;  виды и стоимость различных товаров;  порядок приобретения товаров;  основные средства связи, виды почтовых отправлений;  стоимость почтовых услуг при отправке писем различных видов;
 виды телеграфных услуг;  виды медицинской помощи;  функции основных врачей-специалистов;  виды детских учреждений и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
 мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;  подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;  подбирать косметические средства для ухода за ногами;  пришивать пуговицы, крючки, кнопки;  зашивать одежду по шву;  подшивать брюки, платья, рукава;  подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;  гладить эти изделия;  отварить макаронные изделия:  варить кашу на воде и молоке;  отварить картофель и готовить пюре;  готовить запеканки;  оформлять готовые блюда;  сервировать стол к ужину с учётом различных меню;  культурно вести себя в театре, залах музея и т.д.;  правильно вести себя при посещении массовых мероприятий;  производить сухую и влажную уборку помещения;  чистить ковры, книжные полки, батареи;  ухаживать за полом в зависимости от покрытия;  ухаживать за комнатными растениями;  выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;  ориентироваться в расписании транспорта;  пользоваться кассой при покупке билетов;  подбирать продукты к ужину с учётом меню;  обращаться к продавцу, кассиру;  находить по справочнику индекс предприятий связи;  записывать адреса с индексом на конверте;  составлять различные тексты телеграмм;  заполнять телеграфные бланки;  записываться на приём к врачу;  вызывать врача на дом;  приобретать лекарства в аптеке;  правильно вести себя во время игры, просмотра фильма и т.д.;  соблюдать правила поведения в школе

V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программное обеспечение Учебная литература Методические пособия 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сб. 1., под ред. В.В.Воронковой. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г., 224 с. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида, 6класс, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 55 с. 1. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Развёрнутое тематическое планирование. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. 2.Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, пособия для учителя, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г. 3. С.А.Львова. Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы, развёрнутое тематическое планирование. Изд. «Учитель», Волгоград, 2012 г.

VI. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ

ОРИЕНТИРОВКА
№ п/ п Ф.И.ученика Разделы программы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Разделы программы: 1. Личная гигиена 2. Одежда 3. Питание 4. Семья 5. Культура поведения 6. Жилище 7. Транспорт 8. Торговля 9. Средства связи 10.Медицинская помощь 11.Учреждения, организации и предприятия Критерии оценивания:  3 балла – достаточный уровень усвоения материала  2 балла – средний уровень  1 балл – низкий уровень  0 баллов – не усвоил материал