Напоминание

Работа учителя разновозрастного коррекционного класса с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. .

Автор: Саввинова Елена Николаевна
Должность: учитель коррекционного класса
Учебное заведение: МБОУ "Убоянская средняя общеобразовательная школа имени С.С. Потапова" муниципального района "Нюрбинский район" РСЯ
Населённый пункт: г. Нюрба
Наименование материала: статья
Тема: Работа учителя разновозрастного коррекционного класса с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. .







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Саввинова Е.Н., учитель коррекционного класса

МБОУ «Убоянская средняя общеобразовательная школа

имени С.С. Потапова»

Работа учителя разновозрастного коррекционного класса с

обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Работа учителя разновозрастного коррекционного класса с

обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Введение.

Организация образовательного процесса в разновозрастном коррекционном

классе

для

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями

(ИН)

представляет собой сложную педагогическую задачу. Учителю необходимо

учитывать не только особенности психофизического развития каждого

ребенка, но и вариативность их познавательных возможностей внутри одного

класса. Данная статья посвящена анализу ключевых аспектов работы

педагога

в

таких

условиях,

включая

дифференцированный

подход,

адаптацию учебного материала, методы социальной интеграции и психолого-

педагогического сопровождения.

1.

Особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Интеллектуальные нарушения (F70 – F79 по МКБ -10) характеризуется

стойким снижением когнитивных функций, что приводит к затруднениям в

усвоении знаний, формировании социальных и бытовых навыков. У детей с

ИН наблюдается:

замедленный темп познавательной деятельности – требуется больше

времени на обработку информации;

недостаточная

сформированность

абстрактного

мышления

преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

сниженная

память

и

концентрация

внимания

необходимо

многократное повторение материала;

трудности

в

коммуникации

ограниченный

словарный

запас,

проблемы с пониманием сложных инструкций.

Эти

особенности

требуют

индивидуального

подхода

к

каждому

обучающемуся, особенно в условиях разновозрастного класса, где различия в

развитии могут быть значительными.

2.

Специфика разновозрастного коррекционного класса.

Разновозрастной класс сформирован в школе в связи с малой

наполняемостью и необходимостью обучения детей с одним диагнозом.

В коррекционном классе обучается 8 обучающихся разного возраста по

программе АООП УО вариант 1:

в 4 классе – 2 обучающихся;

в 5 класс – 2 обучающихся;

в 7 классе – 2 обучающихся;

в 8 классе – 1 обучающийся;

в 10 классе – 1 обучающийся.

Основные особенности работы в таких условиях:

1.

Разноуровневая учебная программа – необходимо адаптировать

задания с учетом возраста и возможностей каждого ученика.

2.

Гибкость планирования – сочетание фронтальных, групповых и

индивидуальных форм работы.

3.

Социализация через взаимодействие – старшие ученики помогают

младшим, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Учитель

должен

тщательно

проектировать

уроки,

чтобы

обеспечить

включенность всех обучающихся в образовательный процесс.

3.

Методы и приемы работы учителя.

3.1.

Дифференцированный подход.

Дифференциация обучения – ключевой принцип работы с детьми с ИН.

Он включает:

Разделение заданий по уровню сложности – например, для одних

учеников задача на сопоставление картинок, для других – составление

предложений по образцу.

Использование разноуровневых инструкций – простые пошаговые

указания для детей с тяжелыми нарушениями, более сложные – для

относительно сохранных обучающихся.

Индивидуальные

образовательные

маршруты

разработка

персональных планов с учетом зоны ближайшего развития (при составлении

плана нужно отталкиваться от реальных возможностей ребенка).

3.2.

Адаптация учебного материала.

Для успешного усвоения программы применяются следующие стратегии:

1.

Визуализация – схемы, пиктограммы, предметные картинки облегчают

понимание.

2.

Практико-ориентированное обучение – включение бытовых ситуаций в

учебный процесс (например, расчет стоимости покупок на уроке

математики).

3.

Дробление информации – подача материала небольшими блоками с

поэтапным закреплением.

3.3.

Коррекционно – развивающие технологии.

Эффективными методами коррекции познавательных процессов

являются:

1.

Игровые технологии – дидактические игры на развитие памяти,

внимания, логики.

2.

Арт-терапия – рисование, лепка, музыкотерапия для стимуляции

эмоциональной сферы.

3.

Логопедические

приемы

упражнения

на

развитие

речи,

фонематического слуха.

4.

Социальная интеграция и воспитательная работа.

Дети с интеллектуальными нарушениями часто испытывают трудности

в социализации. Учитель должен:

1.

Формировать

навыки

самообслуживания

через

режимные

моменты, практические занятия.

2.

Развивать коммуникативные умения – ролевые игры, групповые

проекты.

3.

Вовлекать в общешкольные мероприятия – праздники, спортивные

соревнования для повышения уверенности в себе.

Важным аспектом является взаимодействие с родителями, которым

необходимо объяснять стратегии поддержки ребенка в домашних условиях.

5.

Психолого-педагогическое сопровождение.

Работа в разновозрастном классе требует командного подхода с

участием:

Дефектолога – коррекция познавательных нарушений.

Психолога – развитие эмоционально-волевой сферы.

Логопеда – исправление речевых дефектов.

Регулярный мониторинг динамики развития позволяет корректировать

образовательный маршрут каждого ученика.

Заключение.

Работа учителя в разновозрастном коррекционном классе для детей с

интеллектуальными

нарушениями

требует

профессиональных

знаний,

гибкости и творческого подхода.

Дифференциация обучения, адаптации

методик и комплексное психолого-педагогическое сопровождение позволяет

создать условия для максимального развития каждого ребенка. Несмотря на

сложности, такая организация учебного процесса способствует не только

академическим достижениям, но и успешной социализации обучающихся с

ОВЗ.

Таким образом, эффективность педагогической деятельности в данном

направлении

определяется

способностью

учителя

сочетать

научно

обоснованные методы с индивидуальным подходом к каждому ученику.