Автор: Василишина Оксана Ивановна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Херсонской области "Асканийская школа Чаплинского района"
Населённый пункт: пгт. Аскания-Нова
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности изложения эмоционально-травмирующих тем в школьном курсе истории и обществознания
Оксана Василишина,
учитель обществознания
ГБОУ Херсонской области
«Асканийская школа Чаплинского района»
ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТРАВМИРУЮЩИХ ТЕМ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Одной
из
главных
задач
обучения
истории
является
формирование
у
современных обучающихся способности к критическому мышлению и умения
анализировать прошлое с целью развития собственного мировоззрения. Изучение
эмоционально-травмирующих, сложных для понимания тем создает условия для
активного
воспитания
у
учащихся
эмпатии,
толерантности,
извлечения
определенных уроков из прошлого человечества.
Среди тем, предложенных для изучения в рамках школьных образовательных
программ по
истории,
обществознанию, правоведению много
болезненных и
раздражительных:
рабство,
европейские
революции
и
борьба
за
равенство,
межконфессиональные
религиозные
стычки,
тоталитарные
и
диктаторские
режимы, Холокост, антисемитизм, расизм, ксенофобия и многие другие. Понятно,
что эти темы дискуссионные, провокационные, они по-разному интерпретируются
исследователями, а потому сложны для понимания и изучения.
Преподавание таких тем требует от учителя не только хорошей подготовки,
но и особой подготовки учащихся к усвоению темы. Ведь большинство учеников
эмоционально лабильны, среди них могут быть такие, кто способен отождествлять
себя с той или иной категорией исторических персоналий. Учителю необходимо
внимательно относиться к учащимся в процессе преподавания таких тем, быть
готовым изменять направления дискуссии, нейтрализовать дразнящие моменты,
«выводить» учащихся из темы, проводить рефлексию после занятия и т.д.
Следует понимать, что, работая с историческими материалами по сложным и
болезненным
темам,
которые
вызывают
споры
даже
среди
специалистов-
исследователей,
обучающиеся
стимулируются
к
критическому
мышлению,
анализу исторических источников, свидетельств, делают собственные суждения и
выводы.
В
процессе
изучения
таких
тем
необходимо обратить
внимание на
следующие составляющие:
- осмысление сложности проблемы;
- учет возрастных особенностей;
- умение отличать существенную информацию от несущественной;
- способность использовать разные источники информации;
- определять пробелы в полученной информации;
- давать оценку информации с учетом ее достоверности и полноты;
2
- умение принимать решения в противоречивой ситуации.
Рассмотрение сложных спорных вопросов, формулирование проблемы и
собственной позиции, доказательств и
аргументов, обмен мнениями и поиск
взвешенного
решения
имеют
большое
значение
для
воспитания
у
учащихся
общечеловеческих
ценностей:
толерантности,
уважения
к
личности,
взаимопонимания, свободы и гражданской ответственности.
1. Современные методы работы с фотоматериалами и кинохроникой на
уроках истории и обществознания
Фото- и киноискусство – это составная часть искусства, основанная на
средствах аудиовизуальной коммуникации.
В последнее время значительно возрос интерес к документальному кино, как
средству и инструменту формирования общественного мнения, актуализации в
сообществе
общественных
проблем.
Документальное
кино
ориентировано
на
спонтанное течение реальных событий, это – чистые «новости», так называемая
кинолетопись для истории.
Учебный эффект от просмотра и обсуждения в ученической аудитории
документального кино не только в том, что фильм дополняет учебник или учитель
предоставляет учащимся информацию, облегчающую восприятие фильма. Важно
и то, что будет происходить в душе учеников после просмотра фильма и как
коллективная дискуссия поможет выразить собственное отношение к увиденному.
Работа с видеоматериалами имеет ряд особенностей:
‒ В них отображаются последовательные действия. Такой материал более
информативен, чем фото;
‒ Фильм может быть без звука или со звуком;
‒ Видеоматериалы могут быть смонтированы, поэтому рассматривать их
нужно критически.
Превращение
просмотра
фильма
в
учебное
мероприятие
предполагает
особую организацию просмотра и условное распределение процесса на несколько
важных
частей.
Для
проведения
занятия
с
использованием
видеоматериалов
учителю необходимо сначала самостоятельно просмотреть материал, определить
время,
необходимое
для
просмотра,
отобрать
соответствующие
фрагменты,
продумать цель и способы мотивации учащихся к восприятию предложенного
видеоматериала, составить вопросы для
обсуждения, подготовить
объяснение
непонятных моментов, сроков, с учетом возрастных особенностей. Начиная показ
фильма, следует направить учащихся на определенные задачи.
Работа с видеоматериалами позволяет использовать в классе различные
методики, например:
3
‒ показ фрагмента и его дальнейшее обсуждение;
‒
различные
групповые
задачи
для
учащихся
перед
просмотром
видеофрагмента (например, одна группа наблюдает за мимикой и жестами, другая
– обращает внимание на словесные выражения и т.п.);
‒ просмотр фрагмента в режиме стоп-кадра и обсуждение, и прогнозирование
дальнейшего хода событий на основании других исторических источников.
Документальное
кино
–
эффективный
и
действенный
инструмент
формирования мировосприятия человека и общества. Этот источник является
одним из самых важных, на мой взгляд, общекультурного развития подростков и
молодежи.
Работа с фотографиями близка по содержанию в работе с видеоматериалами.
Особенности заключаются в том, что нужно:
‒ Описать, что вы видите на фотографии.
‒ Какие предметы, вещи изображены на фотографии. Какие из них автор
хотел показать наиболее внятно? Почему?
‒ Что делают люди на фото?
‒ Особое внимание обратите на то, специально ли люди позировали для этого
фото?
‒ Почему именно в этот момент рядом оказался человек с фотоаппаратом?
‒ Есть ли на фото текст?
‒ По каким признакам можно определить дату фотографии?
‒ Какой информации на фото не хватает?
‒ Подведите итоги, какую максимальную информацию мы можем получить,
рассматривая фото.
Итак, использование фото и документального кино на уроках истории и
обществознания, внеклассных мероприятиях создает благоприятную атмосферу
для плодотворных дискуссий, которые помогут не только расширить кругозор
учащихся,
но
и
предоставить
участникам
знания
по
различным
актуальным
проблемам, требующим решения. Также способствует формированию у учащихся
навыков исторической эмпатии и собственной позиции относительно тех или иных
явлений в истории, чувства общности истории судьбы народов нашей страны в
исторической перспективе.
2. Аспекты работы с дневниками, мемуарами,
свидетельствами очевидцев событий
Уже
с
XIX
века
исследователи
стали
широко
использовать
показания
очевидцев как средство накопления информации и признавать потенциальную
ценность
информации
для
непосредственных
участников
событий.
Однако
4
дневники, мемуары и свидетельства активно используются только после Второй
мировой войны. Исторические свидетельства рядовых людей, в частности таких,
чей жизненный опыт и видение событий никогда фактически не представлялись в
официальных документах, начали использовать как исторический источник под
термином «история глазами низов».
Толчок
к
использованию
такой
информации
был
вызван
появлением
портативных диктофонов, видеотехники.
Однако некоторые исследователи выражают сомнения в
достоверности,
обоснованности
таких
свидетельств.
Особенно
это
касается
«болезненных»,
слишком чувствительных, порой контроверсионных моментов.
Значительным потенциалом для изучающих историю являются исторические
свидетельства участников событий. Такие, запечатленные на бумаге или на видео,
воспоминания дают возможность воспроизводить историю недалекого прошлого в
большем спектре: историю отдельных социальных групп и народов, особенности
их культуры, традиций, повседневной жизни. Такие воспоминания интересны
своей субъективностью. Таким образом, знакомство с подобными свидетельствами
позволяет лучше понять социокультурную среду, в которой жил рассказчик, а
значит,
приблизиться
к
историческому
времени,
о
котором
идет
речь
в
воспоминаниях.
История в изложении участников событий, очевидцев – это запись и анализ
устных свидетельств о прошлом.
Следует также осознавать, с какой целью такие показания используются.
Есть два аспекта обращения к личным показаниям как историческому источнику.
Первый – попытка реконструировать события прошлого, второй способ – понять,
как
это
прошлое
воспринималось
непосредственными
участниками
событий.
Ценно
то,
что
в
любом
случае
такие
свидетельства
раскрывают
не
только
исторический контекст, но и делают его «живым». Воспоминания часто наполнены
эмоциональными
переживаниями,
оценочными
суждениями.
Все
это
воспроизводит для учащихся не только событийную историю, но и ментальность
разных социальных групп.
Работа с историческими свидетельствами способствует формированию у
учащихся важных навыков, внимания к субъективным элементам информации,
системной и критической интерпретации, учитывая разные перспективы видения
того, о чем идет речь. Учащиеся приобретают опыт установления подлинности
источников из-за возможности их сравнения.
Широкое
использование
свидетельств
очевидцев
дает
возможность
учащимся получить дополнительную информацию об эпохе и событиях, часто не
упоминаемых в официальных источниках или учебниках. Также учащиеся могут
5
сопоставить «официальную» и известные их версии с тем, как ее видят рядовые
люди. Они учатся лучше слушать, расспрашивать и общаться.
Однако следует предостеречь учащихся, что не нужно абсолютизировать
достоверность субъективных источников информации. Особенности человеческой
памяти
ограничены.
В
силу
определенных
обстоятельств
психика
человека
способствует
забыванию
или,
наоборот,
есть
воспоминания,
которые
возвращаются к человеку, искажая историческую перспективу. Приведенные в
показаниях факты трудно проверить. Лишь определенная «критическая масса»
свидетельств об одном и том же событии или явлении дает возможность делать
убедительные выводы.
Предлагаю
ряд
советов,
как
работать
с
текстовыми
документами,
материалами дневников.
Для
подробного
анализа
исторического
текста
следует
ответить
на
следующие вопросы:
– Что это за документ, его вид? (запись в дневнике, письмо, воспоминания,
обращения, отчет, послания, газетная публикация и т.д.)
– Кто автор документа? (частное лицо, должностное лицо, аноним)
-
Какова
политическая,
национальная,
этническая,
служебная
принадлежность автора и как это влияет на его отношение к событиям?
-
Был
ли
автор
очевидцем
того,
что
произошло
или
принимал
непосредственное участие в событиях?
- Цель появления документа, кому адресован текст?
– Когда появился источник? (сразу после происшествия или позже)
- Документ просто описывает произошедшее или он содержит взгляды,
выводы, рекомендации?
- Есть ли в документах утверждения или фразы, свидетельствующие о
предпочтениях или предубеждениях против какой-нибудь группы людей или точки
зрения?
-
Есть
ли
в
тексте
факты,
позволяющие
нам
считать
этот
документ
достоверным источником информации?
В
зависимости
от
ответов
на
эти
вопросы
можно
определить
степень
достоверности информации. Работа с ежедневниками очень близка по содержанию
к общей работе с историческими текстами.
3. Интерактивная методика «кафе-дилемма» для изучения
эмоционально-сложных и противоречивых тем
Изложение истории и обществоведческих дисциплин связано со многими
оговорками.
Важно
избежать
представления
слишком
упрощенной
картины
6
событий, соотношение моральных и человеческих
отношений и ценностей
в
условиях разных политических режимов, поведения личности в ситуации экстремы
и т.д.
Проведение
упражнений,
связанных
с
моральной
дилеммой,
является
сложным и ответственным процессом.
– выберите и опишите контроверсионную (противоречивую, неоднозначную)
ситуацию, сформулируйте дилемму, лучше всего если в ней освещаются реальные
события;
‒ информацию дозируйте, усложняя ситуацию постепенно;
‒ следите за тем, чтобы при обсуждении дилеммы учащиеся, по возможности,
представили разные точки зрения на ситуацию:
Если
участники
слишком
единодушны
в
своих
выводах,
подготовьте
провокационные вопросы;
‒ избегайте «перегибов», чтобы не травмировать психику учащихся;
‒ переходите к абстрактному обсуждению, когда страсти обостряются;
‒ обязательно компенсируйте психологическое напряжение учащихся путем
проведения длительной рефлексии и обсуждения;
‒ будьте готовы в любой момент вывести учащихся из острой дискуссии
относительно их решений в плоскость обсуждения морально-этических проблем в
целом.
Примером дилеммного подхода к изучению актуальных и дискуссионных
тем
сегодняшнего дня
является
проведение урока
в
формате
кафе-дилеммы.
участников.
Правила работы «кафе-дилеммы»:
‒
это
кафе
является
особенным,
поскольку
вместо
блюд
здесь
интеллектуальные дилеммы и проблемы;
‒
все
дилеммы
расположены
в
«меню»,
которое
за
столики
приносят
«официанты»;
‒ «меню» состоит из документов и иллюстраций, а также вопросов и задач к
ним;
‒ прелюдией к каждому обсуждению является отрывок из документального
кинофильма;
‒ на обсуждение каждого «меню» отводится определенное время;
‒ перед сменой «меню» учитель задает вопрос, на который можно ответить
только «Да» или «Нет».
‒
на
столы
подают
следующее
«меню»,
а
«официанты» тем
временем
подсчитывают
голоса
и
вносят
результаты
голосования
в
таблицу,
которая
показана на экране.
7
Такой подход
позволяет
учащимся без опасения сделать самоанализ,
а
учителю получить отзыв, мониторинг, результат своей работы с учениками. Такой
урок
можно
дополнить
встречей
с
экспертом,
проведением
интерактивных
упражнений на соответствующую тематику.
Выводы
В свете современных требований к школьному образованию, в условиях
перехода
от
учебно-дисциплинарного
к
личностно-ориентированной
модели
образования,
обучение
истории
и
обществознанию
должно
содействовать
установлению
взаимопонимания
между
людьми
с
разными
этническими,
культурными, языковыми
и
религиозными традициями, помочь
современным
школьникам ориентироваться в поликультурном мире.
Важной задачей сегодня является развитие у обучающихся исторического,
критического
мышления,
понимания
многообразия
общества,
многообразия
этносов
и
их
взаимовлияния,
формирования
положительной
исторической
самоидентификации, навыков творческой деятельности и умений использовать
полученный опыт и знания на школьных уроках истории и обществознания.
Изучение противоречивых, эмоционально травмирующих тем желательно
осуществлять,
привлекая
учащихся
к
работе
с
разными
видами
источников:
фильмами,
дневниками,
письмами,
воспоминаниями,
видеосвидетельствами,
фотодокументами. Особенно осторожными нужно быть с интернет-источниками,
достоверность которых трудно проверить. Кроме того, интернет, к сожалению,
благоприятная среда для распространения существенного массива фальсификаций
истории и заполитизированной информации.
Комплексный подход к изучению сложных и дилеммных тем состоит в том,
чтобы
у
учащихся
не
сложилась
упрощенная
картина
прошлого,
лишенная
«красок»,
«оттенков»,
многоголосия.
Активное
обучение
и
использование
интерактивных методик усиливает обучающий и воспитательный эффект изучения
эмоционально-травмирующих материалов.
Однако следует учитывать, что содержательная нагрузка тем, различные
техники обучения, ситуативное моделирование, приемы ролевых игр могут быть
как полезными, так и искривить педагогический замысел, если учащиеся из-за
возрастных
особенностей
не
способны
понять,
о
чем
идет
речь.
Не
стоит
злоупотреблять
иллюстрациями
и
видео
фрагментами,
которые
слишком
травмируют психику.
8
Литература
1.
Баландина Е.А. Работа с текстом и историческими документами на уроках
истории
и
обществознания
как
средство
формирования
и
развития
умений
учащихся // Сайт «Инфоурок».
2.
Белянкова Е.И. Использование видеоматериалов на уроках обществознания
// Альманах современной науки и образования. 2016. № 7.
3.
Гудков А. Н, Гудкова О. Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории //
Преподавание истории в школе. 2002.
4.
Данилевский И.Н., Кабанов В.В. и др. Источниковедение: Теория. История.
Метод. Источники российской истории: учеб. пособие. – М., 1998.
5. Лосев С. А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории //
Преподавание истории в школе. 2008. № 6.
6. Молотов К.С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм //
Наука и школа. 2012. №6.
7. Шабуневич Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории //
Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 5.