Напоминание

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.

Автор: Сатина Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 25"
Населённый пункт: Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: Юные математики
Тема: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.

Воспитатель: Сатина Е.М.

Цель: выявление знаний, умений и навыков, полученных детьми в течение

учебного года

Задачи:

развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, речь

- продолжать совершенствовать крупную и мелкую моторику, графические навыки

- продолжать развивать умение различать, называть эмоции, передавать их с

помощью мимики, отслеживать свое настроение и соотносить его с изображением

эмоции на смайликах

обучающие:

- закреплять знание геометрических фигур и их особенностей

- продолжать совершенствовать навык ориентировки в пространстве и на листе

бумаги

- закреплять знание частей суток, времен года, весенних месяцев, дней недели

- совершенствовать умение работать с цифровым рядом, называть соседей числа с

опорой на числовой ряд

- закреплять прямой и обратный счет в пределах 10

- совершенствовать навык решения и составления простых арифметических задач

на сложение и вычитание, решение логических задач

воспитательные:

- продолжать воспитывать умение действовать сообща, договариваться, помогать

друг другу

Методические приемы: игра, вопрос, объяснение

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, карандаши простые и цветные,

листы бумаги, парные картинки, карточки с цифрами и знаками, счетные палочки в

пеналах, наборы счетного материала, карточки-смайлики

Дети с воспитателем встают в круг.

- Вот такие чудеса!

Раз рука и два рука.

Это – правая ладошка.

Это – левая ладошка.

И скажу вам, не тая, –

Руки всем нужны, друзья.

Упражнение на умение распознавать и передавать эмоции, называть свое

настроение, соотносить его с эмоцией-смайликом. Мимическая гимнастика.

- Возьмемся все за руки. Вы чувствуете, какие у нас с вами теплые ладошки? Мы

сейчас с вами поделились друг с другом своим теплом. А как нам поделиться

настроением? Как понять, что у человека хорошее настроение? Что человек

рассержен? Напуган? Удивлен? Грустит? И снова радуется?

Дети отвечают, «показывают лицом» называемую эмоцию.

- Ой какие молодцы! Я надеюсь, что у всех хорошее настроение?

Дети выбирают смайлики со своим настроением, называют, прикрепляют в

уголок настроения.

Игра в геометрические фигур: повторение и закрепление геометрических фигур и

их основных признаков; умение договариваться, распределять роли (углы фигур),

действовать сообща.

- Предлагаю поиграть. Возьмитесь за руки и сделайте большой-большой круг. А

теперь – овал. Чем отличается овал от круга? Ответы детей. Какие еще

геометрические фигуры вы знаете? Дети называют геометрические фигуры. Как

вы думаете - сможем ли мы сделать треугольник? Почему он так называется? А

квадрат? Прямоугольник? Чем отличается квадрат от прямоугольника? Дети

отвечают на вопросы. Перестраиваются в называемые фигуры, договариваясь

кто станет «углом» фигуры.

Игра «Кто/что где»: ориентировка относительно своего тела в пространстве

- Молодцы, ребята! Отпускайте руки. Поиграем в игру «Кто и что где».

Воспитатель называет ребенка и спрашивает – кто/что справа/слева/между ним

и…/сзади/впереди/ над ним/под ним. При необходимости дети помогают друг

другу. Воспитатель добивается ответа полным предложение.

Игра «Найди пару»

- Здорово. Предлагаю теперь дать отдохнуть нашим ножкам. Воспитатель раздает

ребятам картинки «Найди пару». Дети ищут стульчик с подходящей картинкой,

встают рядом. После обсуждения – присаживаются.

Работа за столами с цифровым рядом (знание цифр и их последовательности,

повторение прямого и обратного счета, соседей числа), математическими знаками,

решение задач. Проблемная ситуация.

- Все нашли свои места? Хорошо. Положите картинку на край стола. Посмотрите,

пожалуйста, что лежит перед вами? Цифры. Разложите, пожалуйста, их так, чтобы

они шли дуг за другом от 1 до 10. Дети выкладывают цифровой ряд. Воспитатель

наблюдает. По окончанию – предлагает всем вместе прочитать цифровой ряд от

1 до 10 и обратно. Молодцы! А у меня потерялись цифры. Помогите мне,

пожалуйста, вставить недостающие цифры. На доске написан неполный цифровой

ряд – 1…3,4…,6……9… Воспитатель просит детей заполнить в определенной

последовательности: Какая цифра стоит за 1? Перед 6? Между цифрами 6 и 9?

После 9? Дети отвечают на вопросы, воспитатель записывает цифру, заполняя

пропуски. Называют соседей числа. Предлагает сравнить получившийся ряд с

выложенными у них на столах – все ли верно?

- Молодцы, ребята! Раз вы так здорово справились с цифрами предлагаю

вспомнить знаки. Какие математические знаки вы знаете? Дети называют

математические знаки, вспоминают какие действия можно выполнить с их

помощью. У вас на столах уже лежат цифры. А вот и знаки. Воспитатель раздает

детям знак: +, -, =. Я буду загадывать задачки – а вы их решать и выкладывать

решение-пример на столе.

1. Сколько ушей у двух кошек? 2+2=4

- У вас возникло затруднение? Дети не могут выложить пример, т.к. у каждого 1

полный цифровой ряд 1-10. Верно. Как можно выйти из этого затруднительного

положения? Дети предлагают сами или с небольшой подсказкой воспитателя

варианты со счетными палочками, счетным материалом. Берут наборы/пеналы.

- Давайте договоримся, что счетный материал и палочки будем использовать

только тогда, если цифр не хватает. Итак. Готовы? Сколько ушей у двух кошек?

2+2=4

2. Сколько лап у двух собак? 4+4=8

3. Сколько рук у 3 жирафов? 0. У жирафа нет рук.

4. У Алеши 2 яблока, а у Маши – 3. Сколько всего яблок у ребят? 2+3=5

5. На березе 4 шишки, а на дубе на 1 больше. Сколько всего шишек на дубе? 0.

Шишки на сосне и елке.

Переделайте эту задачу так, чтобы она была правильной. Составьте пример. На

сосне 4 шишки, а на елке на 1 больше. Сколько шишек на елке? 4+1=5.

6. Лида принесла 4 куклы. Одну дала поиграть Лене. Сколько кукол осталось у

Лиды? 4-1=3

7. 6 мальчиков играло в мяч. Двое из них наигрались и ушли. Сколько мальчиков

осталось играть в мяч? 6-2=4

- Молодцы. Все верно сосчитали. И даже на хитрость не попались! Какие вы

внимательные. У нас осталось еще одно задание. Но перед этим – немного

разомнемся. Встаньте, пожалуйста, рядом со стульчиками.

Физ.культ. минутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1,2,3),

Дружно топаем ногами (1,2,3)

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

Ориентировка на листе бумаги. Повторение частей суток, дней недели, весенних

месяцев.

- Перед вами лист бумаги и карандаш. Приготовили ручки. Несколько упражнений

для пальцев. Сейчас вы превратитесь в художников. А что рисовать – я вам скажу.

Знаете ли вы сколько частей в сутках? Назовите их по порядку. 4. Утро. День.

Вечер. Ночь. Какая часть суток у нас сейчас? Утро/день. Нарисуйте солнышко в

правом верхнем углу. Когда и где вы ложитесь спать? Ночью. Дома. Нарисуйте

домик в левом нижнем углу. Над домом пролетают первые весенние птицы. Какие?

Грачи. Сколько грачей нарисуете над домом? 4. В правом нижнем углу – лужи по

числу весенних месяцев. Сколько и какие весенние месяцы вы знаете. 3. Март.

Апрель. Май. Между домом и лужами растут цветы. Их столько - сколько дней в

неделе. Сколько? 7. Назовите, пожалуйста, все дни недели. Пн, вт, ср, чт, пт, сб,

вс. У вас получилась замечательная весенняя картинка. А чтобы она была еще

красивее – ее можно раскрасить.

Рефлексия: подведение итогов, обсуждение игр и заданий. Рефлексия

эмоционального состояния.

- Но сначала немного обсудим все ли у нас с вами получилось, что было

легко/трудно, понравилось или нет. Дети перечисляют задания, делятся своим

мнением, что получилось, что не получилось, было интересно и нет.

- В самом начале вы прикрепили в уголке настроения смайлики. Предлагаю вам

выбрать еще по одному смайлику и прикрепить рядом с первым. Какое настроение

у вас сейчас? Оно изменилось? Что вы чувствуете?

Дети выбирают смайлики, прикрепляют к первым. Совместное обсуждение

эмоций детей и воспитателя.

- Я очень рада видеть ваши улыбки. И сейчас предлагаю вернуться к серым

картинкам и подарить им цвета.

Дети разбирают цветные карандаши, разукрашивают.