Автор: Сатина Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 25"
Населённый пункт: Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: Юные математики
Тема: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.
Воспитатель: Сатина Е.М.
Цель: выявление знаний, умений и навыков, полученных детьми в течение
учебного года
Задачи:
развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, речь
- продолжать совершенствовать крупную и мелкую моторику, графические навыки
- продолжать развивать умение различать, называть эмоции, передавать их с
помощью мимики, отслеживать свое настроение и соотносить его с изображением
эмоции на смайликах
обучающие:
- закреплять знание геометрических фигур и их особенностей
- продолжать совершенствовать навык ориентировки в пространстве и на листе
бумаги
- закреплять знание частей суток, времен года, весенних месяцев, дней недели
- совершенствовать умение работать с цифровым рядом, называть соседей числа с
опорой на числовой ряд
- закреплять прямой и обратный счет в пределах 10
- совершенствовать навык решения и составления простых арифметических задач
на сложение и вычитание, решение логических задач
воспитательные:
- продолжать воспитывать умение действовать сообща, договариваться, помогать
друг другу
Методические приемы: игра, вопрос, объяснение
Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, карандаши простые и цветные,
листы бумаги, парные картинки, карточки с цифрами и знаками, счетные палочки в
пеналах, наборы счетного материала, карточки-смайлики
Дети с воспитателем встают в круг.
- Вот такие чудеса!
Раз рука и два рука.
Это – правая ладошка.
Это – левая ладошка.
И скажу вам, не тая, –
Руки всем нужны, друзья.
Упражнение на умение распознавать и передавать эмоции, называть свое
настроение, соотносить его с эмоцией-смайликом. Мимическая гимнастика.
- Возьмемся все за руки. Вы чувствуете, какие у нас с вами теплые ладошки? Мы
сейчас с вами поделились друг с другом своим теплом. А как нам поделиться
настроением? Как понять, что у человека хорошее настроение? Что человек
рассержен? Напуган? Удивлен? Грустит? И снова радуется?
Дети отвечают, «показывают лицом» называемую эмоцию.
- Ой какие молодцы! Я надеюсь, что у всех хорошее настроение?
Дети выбирают смайлики со своим настроением, называют, прикрепляют в
уголок настроения.
Игра в геометрические фигур: повторение и закрепление геометрических фигур и
их основных признаков; умение договариваться, распределять роли (углы фигур),
действовать сообща.
- Предлагаю поиграть. Возьмитесь за руки и сделайте большой-большой круг. А
теперь – овал. Чем отличается овал от круга? Ответы детей. Какие еще
геометрические фигуры вы знаете? Дети называют геометрические фигуры. Как
вы думаете - сможем ли мы сделать треугольник? Почему он так называется? А
квадрат? Прямоугольник? Чем отличается квадрат от прямоугольника? Дети
отвечают на вопросы. Перестраиваются в называемые фигуры, договариваясь
кто станет «углом» фигуры.
Игра «Кто/что где»: ориентировка относительно своего тела в пространстве
- Молодцы, ребята! Отпускайте руки. Поиграем в игру «Кто и что где».
Воспитатель называет ребенка и спрашивает – кто/что справа/слева/между ним
и…/сзади/впереди/ над ним/под ним. При необходимости дети помогают друг
другу. Воспитатель добивается ответа полным предложение.
Игра «Найди пару»
- Здорово. Предлагаю теперь дать отдохнуть нашим ножкам. Воспитатель раздает
ребятам картинки «Найди пару». Дети ищут стульчик с подходящей картинкой,
встают рядом. После обсуждения – присаживаются.
Работа за столами с цифровым рядом (знание цифр и их последовательности,
повторение прямого и обратного счета, соседей числа), математическими знаками,
решение задач. Проблемная ситуация.
- Все нашли свои места? Хорошо. Положите картинку на край стола. Посмотрите,
пожалуйста, что лежит перед вами? Цифры. Разложите, пожалуйста, их так, чтобы
они шли дуг за другом от 1 до 10. Дети выкладывают цифровой ряд. Воспитатель
наблюдает. По окончанию – предлагает всем вместе прочитать цифровой ряд от
1 до 10 и обратно. Молодцы! А у меня потерялись цифры. Помогите мне,
пожалуйста, вставить недостающие цифры. На доске написан неполный цифровой
ряд – 1…3,4…,6……9… Воспитатель просит детей заполнить в определенной
последовательности: Какая цифра стоит за 1? Перед 6? Между цифрами 6 и 9?
После 9? Дети отвечают на вопросы, воспитатель записывает цифру, заполняя
пропуски. Называют соседей числа. Предлагает сравнить получившийся ряд с
выложенными у них на столах – все ли верно?
- Молодцы, ребята! Раз вы так здорово справились с цифрами предлагаю
вспомнить знаки. Какие математические знаки вы знаете? Дети называют
математические знаки, вспоминают какие действия можно выполнить с их
помощью. У вас на столах уже лежат цифры. А вот и знаки. Воспитатель раздает
детям знак: +, -, =. Я буду загадывать задачки – а вы их решать и выкладывать
решение-пример на столе.
1. Сколько ушей у двух кошек? 2+2=4
- У вас возникло затруднение? Дети не могут выложить пример, т.к. у каждого 1
полный цифровой ряд 1-10. Верно. Как можно выйти из этого затруднительного
положения? Дети предлагают сами или с небольшой подсказкой воспитателя
варианты со счетными палочками, счетным материалом. Берут наборы/пеналы.
- Давайте договоримся, что счетный материал и палочки будем использовать
только тогда, если цифр не хватает. Итак. Готовы? Сколько ушей у двух кошек?
2+2=4
2. Сколько лап у двух собак? 4+4=8
3. Сколько рук у 3 жирафов? 0. У жирафа нет рук.
4. У Алеши 2 яблока, а у Маши – 3. Сколько всего яблок у ребят? 2+3=5
5. На березе 4 шишки, а на дубе на 1 больше. Сколько всего шишек на дубе? 0.
Шишки на сосне и елке.
Переделайте эту задачу так, чтобы она была правильной. Составьте пример. На
сосне 4 шишки, а на елке на 1 больше. Сколько шишек на елке? 4+1=5.
6. Лида принесла 4 куклы. Одну дала поиграть Лене. Сколько кукол осталось у
Лиды? 4-1=3
7. 6 мальчиков играло в мяч. Двое из них наигрались и ушли. Сколько мальчиков
осталось играть в мяч? 6-2=4
- Молодцы. Все верно сосчитали. И даже на хитрость не попались! Какие вы
внимательные. У нас осталось еще одно задание. Но перед этим – немного
разомнемся. Встаньте, пожалуйста, рядом со стульчиками.
Физ.культ. минутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками (1,2,3),
Дружно топаем ногами (1,2,3)
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
Ориентировка на листе бумаги. Повторение частей суток, дней недели, весенних
месяцев.
- Перед вами лист бумаги и карандаш. Приготовили ручки. Несколько упражнений
для пальцев. Сейчас вы превратитесь в художников. А что рисовать – я вам скажу.
Знаете ли вы сколько частей в сутках? Назовите их по порядку. 4. Утро. День.
Вечер. Ночь. Какая часть суток у нас сейчас? Утро/день. Нарисуйте солнышко в
правом верхнем углу. Когда и где вы ложитесь спать? Ночью. Дома. Нарисуйте
домик в левом нижнем углу. Над домом пролетают первые весенние птицы. Какие?
Грачи. Сколько грачей нарисуете над домом? 4. В правом нижнем углу – лужи по
числу весенних месяцев. Сколько и какие весенние месяцы вы знаете. 3. Март.
Апрель. Май. Между домом и лужами растут цветы. Их столько - сколько дней в
неделе. Сколько? 7. Назовите, пожалуйста, все дни недели. Пн, вт, ср, чт, пт, сб,
вс. У вас получилась замечательная весенняя картинка. А чтобы она была еще
красивее – ее можно раскрасить.
Рефлексия: подведение итогов, обсуждение игр и заданий. Рефлексия
эмоционального состояния.
- Но сначала немного обсудим все ли у нас с вами получилось, что было
легко/трудно, понравилось или нет. Дети перечисляют задания, делятся своим
мнением, что получилось, что не получилось, было интересно и нет.
- В самом начале вы прикрепили в уголке настроения смайлики. Предлагаю вам
выбрать еще по одному смайлику и прикрепить рядом с первым. Какое настроение
у вас сейчас? Оно изменилось? Что вы чувствуете?
Дети выбирают смайлики, прикрепляют к первым. Совместное обсуждение
эмоций детей и воспитателя.
- Я очень рада видеть ваши улыбки. И сейчас предлагаю вернуться к серым
картинкам и подарить им цвета.
Дети разбирают цветные карандаши, разукрашивают.