Автор: Бедякшина Дарья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №71"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект урока по математике для младших школьников с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра
Тема: Счет в пределах 4
«Конспект урока по математике для младших школьников с легкой
умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра»
1 год обучения
Тема: Счет в пределах 4
Цель: формировать у детей элементарные математические представления: счет в пределах
4, геометрические фигуры, величины.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей пересчитывать предметы в пределах 4;
2. Учить детей различать геометрические фигуры и видеть их в предметах – круг и
квадрат;
3. Учить детей сравнивать величины – длинный, короткий.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать вербально-логическое мышление;
2. Развивать устную речь в процессе беседы.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любознательность.
Оборудование:
Демонстрационное: 6 игрушек – волк, заяц, медведь, еж, лиса, медведь, 1 иллюстрация –
колобок, 1 корзинка, 4 яблока, 4 мандарина, 1 фигура – круг, 1 фигура – квадрат,
предметы – мячик, книга, кольцо от пирамидки, часы, тарелка, яблоко, кубик, подушка,
коробка, конверт.
Раздаточное: по 3 счетных палочки на каждого ребенка (допустим 5 детей, значит 15
палочек на класс), по 1 фигуре – круг, по 1 фигуре – квадрат (значит 5 кругов, 5
квадратов).
План занятия:
1. Организация начала занятия, сюрпризный момент (4 минуты)
2. Упражнение на счет в пределах 4 (9 минут)
3. Физкультминутка (2 минуты)
4. Дидактическая игра «назови фигуру» (5 минуты)
5. Дидактическая игра «длинный-короткий» (4 минуты)
6. Подведение итогов занятия (1 минута)
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организация начала занятия, сюрпризный момент (4 минуты)
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте поздороваемся друг с
другом! Скажите друг другу: «Привет!».
- Отлично. Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие с героем сказки! А
кем мы отправимся в путешествие, вы хотите узнать?
Д - да!
- Тогда нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!
- Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
- Кто же это?
Д - колобок!
- Да! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие с колобком. Скажите мне, что
случилось с колобком в конце сказки?
Д - его съела лиса!
- Совершенно верно. Так вот, нам нужно помочь колобку убежать от лисы, чтобы она его
не съела. Вы хотите ему помочь?
Д - да!
- А для этого нам нужно выполнить все задания героев сказки: зайца, волка, медведя и в
конце будет самое сложное задание от лисы! Как вы думаете, мы справимся?
Д - да, мы справимся!
- Вы большие молодцы, что решили пойти на помощь нашему колобку!
2. Упражнение на счет в пределах 4 (9 минут)
- колобок покатился по дорожке и ему на встречу попал злой и страшный, серый волк!
Что же он нам приготовил? Даже страшно… Давайте узнаем?
Д – да, давайте!
- волк сказал колобку, что если он справится с его заданием, то отпустит его!
- давайте все встанем в круг и вместе выполним его задание! Волк принес из дома фрукты,
он хочет угостить своих друзей – медведя, лису, зайца и ежа яблоками и мандаринами. Но
ему кажется, что что-то не так. Он дал колобку корзинку, посмотрите.
- давайте посмотрим, что лежит в корзине.
Д – в корзине лежат яблоки и мандарины
- да, верно. Нам нужно посчитать сколько лежит яблок в корзине.
Д – в корзине лежит 3 яблока
- правильно. А сколько лежит мандаринов в корзине?
Д – в корзине лежит 4 мандарина.
д – действительно, странно… волк прав, что-то тут не так… чего у нас больше, яблок или
мандаринов?
Д – больше мандаринов
- сколько мандаринов?
Д – 4 мандарина
- а сколько яблок?
Д – 3 яблока
- а что нужно сделать, чтобы мандаринов и яблок стало поровну?
Д – нужно добавить 1 яблоко
Если дети скажут, что нужно убрать 1 мандарин, нужно сразу перейти к вопросу о
том, сколько друзей у волка, нам нужно угостить всех! Чтобы никто не обиделся!
- совершенно верно. Чтобы мандаринов и яблок стало одинаковое количество, нужно
добавить 1 яблоко.
- давайте положим в корзинку 1 яблоко. Маша, подойди ко мне. Возьми со стола 1 яблоко
и положи его в корзинку.
- умница, Маша. Вставай обратно в круг.
- давайте теперь посчитаем, сколько у нас яблок в корзине?
Д – 4
- а теперь считаем, сколько мандаринов?
Д – 4
- да. у нас 4 мандарина и 4 яблока. Теперь их одинаковое количество.
- давайте вспомним, кого волк хочет угостить фруктами?
Д – своих друзей
- а кого именно?
Д – лису, зайца, ежа и медведя.
- да. давайте посчитаем, сколько у него друзей. Лиса, заяц, еж, медведь. Сколько
получается?
Педагог показывает игрушки этих животных, ставит их на стол, где их хорошо видно
детям.
Д – 4 друга у волка
- совершенно верно! У волка 4 друга. В корзине лежит 4 яблока и 4 мандарина. Всем
друзьям хватит фруктов?
Д – да!
- отлично. Теперь давайте каждый выйдет и разложит друзьям волка 1 яблоко и 1
мандарин.
Дети по очереди подходят к столу, вытаскивают из корзины 1 яблоко и 1 мандарин и
кладут каждому животному.
- вы молодцы. волк остался доволен тем, что мы смогли накормить его друзей вкусными
фруктами. Он отпускает колобка.
3. Физкультминутка (2 минуты)
- А сейчас, посмотрите, нам на встречу пришел медведь! Он тоже нам приготовил
задание. Нам нужно с ним размяться, если мы справимся хорошо, то сможем уйти от
медведя и спасти колобка.
- Встаем и делаем все вместе разминку!
- Топай, мишка, раз, два (топаем ногами)
Хлопай, мишка, раз, два, три (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, раз, два (приседаем)
Лапки вверх, вперед и вниз, раз, два, три, четыре (движения руками )
Улыбайся и садись.
- Отлично. Мишке очень понравилось, как вы занимались. Поэтому, он отпускает колобка.
Вы молодцы!
4. Дидактическая игра «назови фигуру» (5 минут)
- Итак. К нам на встречу пришел заяц. У него для нас задание. Давайте же узнаем, что он
нам приготовил.
- Заяц попросил раздать вам по 2 фигуры. Как они называются?
Д – круг и квадрат
- совершенно верно. Я вам раздала по 2 фигуры – круг и квадрат. Какого цвета круг?
Д – зеленого
- какого цвета квадрат?
Д – красного
- сейчас я вам буду показывать предметы, а вы смотрите на свои фигуры и называйте, на
что похож предмет, на круг или на квадрат. Поняли задание?
Д – да, поняли!
- Итак. первый предмет. Что это?
Д – это мячик
- на какую форму похож мячик?
Д – на круг!
- верно. А что это такое?
Д – это книга
- на что похожа книга?
Д – на квадрат
Далее, по такому же принципу педагог показывает детям предметы: кольцо от
пирамидки, часы, тарелка, яблоко, кубик, подушка, коробка, конверт.
- отлично. Молодцы. мы справились с заданием зайца, и он отпустил колобка!
5. Дидактическая игра «длинный-короткий» (4 минуты)
- теперь колобку на встречу попалась рыжая, с длинным хвостом… кто же это?
Д – это лиса!
- да. на встречу колобку попалась лиса! Лиса приготовила нам самое сложное задание…
если мы с ним справимся, тогда колобок сможет вернуться к себе домой, к своей семье.
Нам нужно очень постараться!
- Лиса сказала колобку, что он должен проложить ей 2 дорожки. 1 дорожку длинную – к
ее дому. А другую дорожку короткую – в дом волка, чтоб ей ходить к нему в гости. Если
ты справишься, сказала Лиса колобку, то я тебя не трону!
- ну что ребята, мы поможем колобку?
Д – да, поможем!
- сейчас я вам раздам 3 палочки (счетные разноцветные палочки). Вам нужно из них
провести 2 дорожки. Одну дорожку длинную, другую короткую.
- сколько палочек мы возьмем для длинной дорожки?
Д – 2
- сколько палочек мы возьмем для короткой дорожки?
Д – 1
- теперь постройте дорожки, а я проверю!
- давайте посмотрим, какая дорожка длинная, где 2 палочки или где 1 палочка?
Д – где 2 палочки
- а какая дорожка короткая?
Д- где 1 палочка
- какие вы молодцы! вы справились с таким сложным заданием от лисы! Благодаря вам,
лиса сможет легко добираться до дома и быстро приходить к волку в гости. А еще, с
вашей помощью мы смогли освободить колобка от всех зверей!
6. Подведение итогов занятия (1 минута)
- вы отлично постарались, ребята! Что мы сегодня делали, давайте вспомним?
Д – мы помогали колобку добраться до своего дома
- да. вы смогли пройти все задания от зверей, от зайца, медведя, волка и даже от …
Д – от лисы!
- вы большие молодцы! благодаря вам колобок смог вернуться домой, к своей семье!