Напоминание

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества

Автор: Николаева Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска СОШ 27
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках в условиях учебного сотрудничества







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В

УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Введение

Формирование

коммуникативных

универсальных

учебных

действий (УУД) у младших школьников является одной из ключевых

задач

современного

образования

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования (ФГОС НОО). Коммуникативные УУД

обеспечивают

способность

учащихся

к

эффективному

взаимодействию,

сотрудничеству,

аргументированному

выражению

своей позиции и восприятию мнения окружающих.

Учебное

сотрудничество создаёт благоприятные

условия для

развития

коммуникативных

навыков,

поскольку

предполагает

совместную деятельность, направленную на достижение общей цели.

В данной методической разработке рассматриваются теоретические

основы формирования коммуникативных УУД, практические методы их

развития в условиях учебного сотрудничества, а также критерии оценки

эффективности педагогических приёмов.

1. Теоретические основы формирования коммуникативных

УУД

1.1. Понятие и структура коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД представляют собой систему действий,

обеспечивающих

социальную

компетентность

и

сознательную

ориентацию

учащихся

на

позиции

других

людей.

В

структуру

коммуникативных УУД входят:

Умение слушать и вступать в диалог – способность воспринимать

информацию,

задавать

уточняющие

вопросы,

поддерживать

продуктивное общение.

Умение участвовать в коллективном обсуждении – готовность

формулировать и аргументировать свою точку зрения, учитывать

мнения других.

Умение интегрироваться в группу – способность распределять

роли, договариваться, разрешать конфликты.

Умение

строить

монологическое

высказывание

логично

и

последовательно излагать мысли в устной и письменной форме.

1.2.

Роль

учебного

сотрудничества

в

развитии

коммуникативных УУД

Учебное

сотрудничество

это

форма

организации

образовательного процесса, при которой учащиеся взаимодействуют

друг с другом и с учителем для решения учебных задач. В условиях

сотрудничества формируются следующие коммуникативные навыки:

Развитие диалогической речи

– учащиеся учатся задавать

вопросы, давать развёрнутые ответы, поддерживать беседу.

Формирование

толерантности

школьники

учатся уважать

мнение других, даже если оно отличается от их собственного.

Развитие

рефлексии

анализ

собственных

действий

и

действий партнёров по группе.

Таким

образом,

учебное

сотрудничество

выступает

эффективным

средством

развития

коммуникативных

УУД,

поскольку

создаёт

естественную

среду

для

общения

и

взаимодействия.

2. Методы формирования коммуникативных УУД в условиях

учебного сотрудничества

2.1.

Групповая

работа

как

основной

метод

развития

коммуникации

Одним

из

наиболее

эффективных

способов

формирования

коммуникативных УУД является групповая работа. Она может быть

организована в различных формах:

Парная работа – обсуждение в мини-группах по 2 человека

(например, взаимопроверка заданий, составление диалогов).

Малые

группы

(3–5

человек)

совместное

выполнение

проектов, решение проблемных задач.

Коллективные

обсуждения

дискуссии,

дебаты,

мозговые

штурмы.

Пример задания:

После

прочтения текста учащиеся объединяются в группы и

обсуждают главную идею произведения. Каждая группа представляет

свой вариант, после чего проводится общее обсуждение.

2.2. Игровые технологии

Игры

способствуют

естественному

развитию

коммуникации,

снижая психологический барьер у младших школьников. Эффективные

игровые приёмы:

Ролевые

игры

разыгрывание

диалогов

(например,

«В

магазине», «У врача»).

Дидактические

игры

«Снежный

ком»

(постепенное

дополнение рассказа), «Интервью» (вопросы друг другу на

заданную тему).

Командные соревнования – викторины, квесты с элементами

обсуждения.

2.3. Проектная деятельность

Совместная

работа

над

проектами

развивает

умение

договариваться,

распределять

обязанности

и

презентовать

результаты.

Этапы работы над проектом:

Постановка проблемы (учитель формулирует задачу).

Планирование (учащиеся распределяют роли).

Исследование (сбор информации, обсуждение).

Презентация (представление результатов перед классом).

2.4. Приёмы развития монологической речи

Для

формирования

умения

строить

связное

высказывание

применяются:

Пересказ (по опорным словам, картинкам).

Составление рассказов (по серии иллюстраций).

Защита мини-проектов (краткое изложение своей идеи).

3.

Критерии

оценки

сформированности

коммуникативных

УУД

Для

определения

уровня

развития

коммуникативных

УУД

используются следующие критерии:

Умение слушать и понимать речь – способность отвечать на

вопросы по теме, пересказывать услышанное.

Умение

выражать

мысли

логичность,

последовательность,

использование доказательств.

Умение

работать

в

группе

активность,

готовность

помочь,

отсутствие конфликтов.

Культура

общения

вежливость,

использование

корректных

формулировок.

Методы диагностики:

Наблюдение за участием в дискуссиях.

Анализ письменных и устных ответов.

Анкетирование (самооценка учащихся).

4. Практические рекомендации для учителей

Создавайте доброжелательную атмосферу – поощряйте даже

небольшие успехи, избегайте резкой критики.

Постепенно

усложняйте

задания

от

простых

диалогов

к

групповым проектам.

Используйте визуальные опоры – схемы, карточки с вопросами

для обсуждения.

Организуйте рефлексию – обсуждение: «Что получилось? Что

можно улучшить?»

Заключение

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в

условиях

учебного

сотрудничества

сложный,

но

необходимый

процесс.

Применение

групповых

методов,

игровых

технологий

и

проектной деятельности позволяет создать среду, в которой учащиеся

естественным образом развивают навыки общения. Систематическая

работа по развитию коммуникации способствует не только учебной

успешности, но и социализации ребёнка, что является важнейшей

задачей современного образования.

Результативность педагогической работы в данном направлении

зависит

от

продуманности

методов,

последовательности

их

применения

и

создания

условий

для

активного

взаимодействия

учащихся. Регулярная диагностика и коррекция подходов позволят

достичь высоких результатов в формировании коммуникативных УУД.