Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через использование разнообразных форм и методов деятельности"

Автор: Алексеева Светлана Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия г.о. Тореза"
Населённый пункт: город Торез
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через использование разнообразных форм и методов деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТОРЕЗСКАЯ ГИМНАЗИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Описание опыта работы по

теме

«Развитие творческих

способностей учащихся на

уроках русского языка и

литературы через

использование разнообразных

форм и методов деятельности»

Алексеевой Светланы

Евгеньевны,

учителя русского языка

и литературы

высшей категории

2025

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит - это кому - нибудь нужно?

Значит - кто - то хочет, чтобы они

были?

В.В. Маяковский

Уроки литературы и русского языка... Среди прочих предметов

школьного курса они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки

(те самые ЗУНы, которые являются целью овладения любой школьной

дисциплиной)здесь, пожалуй, чуть - чуть уступают самому главному

умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах, - умению

быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Задача учителя литературы безмерно сложна. Необходимо так

построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями, умениями и

навыками согласно требованиям программ, но смогли прикоснуться к слову

мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие - то

нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного

пути.

Непростое это занятие - вести по страницам многотомного

произведения Л.Н. Толстого юнцов, не видевших жизни, помогать

распутывать хитросплетения интриги романа Ф.М. Достоевского читателям

совсем другого века, вместе с ними искать свет в беспросветье булгаковской

Москвы...Много вопросов волнует меня как словесника: как помочь ещё

юным читателям увидеть то, что хотел показать писатель? Сумеют ли они

почувствовать то, что любило его сердце? Непростое дело ожидает учителя,

но все - таки интересное и увлекательное. У каждого педагога есть свои

хитрости и секреты преподавания литературы в старших классах, своя

методичка, благодаря которой обычный академический час превращается в

праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины...

Основным принципом учителя – словесника должно быть обучение

законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и

эстетическим воспитанием. «Родной язык так сросся с личностью

каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные

способности учащихся», - писал Федор Буслаев.

Исходя из этих слов, хочу выделить главные

заповеди в работе

учителя – словесника, которыми я руководствуюсь. Для этого воспользуюсь

словами писателей:

«Перед вами громада – русский язык!

Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы».(Н. Гоголь)

В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре

слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только

научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к

пониманию правил, логики, системы его. Это главное в обучении языку.

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».

(Б. Желтков)

Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы

на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от

маленьких открытий на уроке.

«Разглядывать каждого, а не поле.

Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)

Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об

индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий

пред ним в классе - личность.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле, за околицу

Пока идешь за кем - то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)

Это о самостоятельности и активности учеников в познании

«великого и могучего» языка, о вере, что ученик может много, надо только

помочь ему поверить в собственные силы.

Естественно, все эти заповеди не существуют сами по себе: они

вместе создают ту благодатную атмосферу урока, когда обучение и

воспитание происходит одновременно, когда идешь в класс, зная, что идешь

к единомышленникам, Только тогда, когда это происходит, можно с

уверенностью говорить о возможности развития у учащихся творческих

способностей, о воспитании всесторонне развитой личности, не только

обладающей большим потенциалом знаний и умений, но, прежде всего

мыслящей, умеющей из огромного количества информации выбрать

главное, что является одной из основных общеобразовательных задач

современной школы.

«Развитие творческих способностей учащихся на

уроках русского языка и литературы через использование

разнообразных форм и методов деятельности »

- это та тема, над

которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в

любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского

языка связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта

идея является одной из наиболее плодотворных и активно развивающихся в

современной науке.

Теоретическая база опыта.

Образование – это индустрия,

направленная в будущее

.

(С. П. Капица)

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях

МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением

комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов)

Из данного определения следует, что технология в максимальной

степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее

структурой, средствами, методами и формами.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа.

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения – общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть технологичного процесса:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Знакомясь с многочисленными педагогическими технологиями

и применяя их на практике, с течением времени я поняла, что больше всего

меня привлекает технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В. В.

Давыдова, система развивающего обучения Л. В. Занкова, А. С. Якиманской.

Познакомившись поближе с этими технологиями, работая с детьми,

обучавшимися в начальной школе по системе Л. В. Занкова, я пришла к

выводу, что методику преподавания русского языка и литературы можно

построить на принципах развивающего обучения. «Развивающее обучение

отличается своей прямой направленностью на задачу психическо –

умственного и личностного развития учащихся» (Д. Б. Эльконин, В. В.

Давыдов), главными задачами которых являются:

- сформировать у учащихся активное отношение к процессу обучения, т. е.

умение самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать

проблемные задачи;

- учить ребенка ставить цель по самоизменению, ставить его в состояние

«учащего, преобразовывающего себя субъекта» (В. В. Давыдов).

Но, как известно, используя только одну технологию, можно что-то

упустить в образовательном процессе. Чтобы избежать этого, я использую и

другие, в частности, технологию дифференцирования, систему К. Н. Ильина

(преподавание литературы как предмета, формирующего человека, где

предполагается ориентация на:

- нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого

осуществляется необходимое обучение;

- преподавание литературы как искусства)

Поэтому главной целью моей педагогической деятельности

стало:

воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку,

привитие интереса к его познанию;

формирование школьника как личности, развитие его воли,

интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих

способностей, ценностных ориентаций образов.

Эти цели неразрывно связаны с воспитательными. Современный

учитель выполняет роль не только учителя-предметника, но и роль педагога

– наставника. В этом направлении я ставлю следующие цели:

- обеспечить школьнику чувства психологической защищенности, доверия к

миру, радости существования (психологическое здоровье);

- формировать основу личности (на базе личной культуры);

- развивать его индивидуальность.

Актуальность педагогического опыта определяется

необходимостью разрешения противоречия между тенденциями

инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями

обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие

совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих

мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.

Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации,

потребности, созидательную направленность личности, способность брать на

себя ответственность, способность защищать личные убеждения.

Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися

универсальных способов деятельности, видении ими вариативности

достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности.

Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение

творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать

высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое

образование и нравственное развитие, активно участвующим в позитивном

преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал.

Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а

включать систему метапредметных способов деятельности и новые

компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на

субъектсубъектные отношения, активное включение учащихся в процесс

целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования

не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а

проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как

качеств креативной личности.

Цель педагогического опыта.

Разработка и создание условий для активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

обеспечить ориентацию образовательного процесса на

развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной

и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся

через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской

деятельности.

Описание опыта

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной

точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях

чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое

мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих

таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок,

опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем

алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);

4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета,

включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные

виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар,

урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-

презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Обобщение педагогического опыта.

На основе изученных технологий в течение многих лет в моем

педагогическом опыте выработались принципы работы.

Мои принципы:

Ведущий принцип преподавания русского языка и литературы – развитие

речи учащихся.

Развитие речи учащихся осуществляется в единстве с активизацией

их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей

школьников.

Принцип понимания языковых значений (отбор дидактического

материала, обеспечивающего понимание учениками лексических и

грамматических значений технических единиц, с которыми детям

приходится работать на уроке).

Принцип развития выразительности речи (отбор дидактического

материала, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное

состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического

строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка).

Принцип развития чувства языка (отбор дидактического материала,

способствующего запоминанию традиций употребления).

Принцип сопоставления устной и письменной речи (предпочтение

устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и

составлению собственных примеров, а затем переход школьников к

письменной работы).

Принцип личностного подхода (высокий положительный уровень

межличностных отношений учителей и учащихся).

Принципы диалога - полилога.

Данные положения реализую через содержание и определенные

организационные формы учебно-воспитательного процесса, а также методы

обучения.

Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса.

Учитель русского языка и литературы находится в постоянном

поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Трудно и

интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные

компьютерами и мобильными телефонами, перестают читать, трудно потому,

что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой

обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего

этого многообразия надо найти свое. Но, применяя современные технологии,

нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому нельзя

забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей

педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую

традиционные уроки:

уроки объяснения нового материала

уроки закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования

новых умений)

повторительно-обобщающие уроки

комбинированные уроки

уроки-лекции

уроки-практикумы

уроки-зачеты

уроки развития речи

уроки вспомогательного характера (уроки анализа письменных и

контрольных работ)

нетрадиционные уроки.

Каждый урок должен иметь «тематический центр», которому нужно

подчинить все: и вопросы, и примеры, и творческие задания, т.е., говоря

словами Н.М. Шанского, «вся работа по языку (начиная со звука и написания

и кончая различными по своей структуре и функции значимыми единицами:

морфемами, словом, предложением и т.д.) будет осуществляться на

материале художественного текста и служить как общефилологическому и

литературному образованию, так и воспитанию. Так велика наша литература,

что на все курсы, всех лет, хватит с излишком»

Большинство уроков я стараюсь сделать тематическими: объяснение или

повторение языкового материала идет на текстовом материале,

объединенном одной темой. Тема оформляется строчкой писателя:

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная

пора…»(Ф.Тютчев)

«Роняет лес багряный свой убор» (А. Пушкин)

«Поздней осенью, свежий и колкий, бродит ветер…» (А.Ахматова)

«Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый, и окровавлены

кусты неспешно зреющей рябины» (А. Ахматова)

«Это кружится октябрь…» (Б. Пастернак)

«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих

своих ветвей…» (А. Пушкин)

«Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» (А. Пушкин)

«В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят…» (А.

Ахматова)

«А весна хороша, хороша!» (Н. Заболоцкий)

«Люблю грозу в начале мая!» (Ф. Тютчев) и т.д.

Можно целый урок посвятить ветке сирени, ветке черемухи,

роднику, полю ржи, васильку, ромашке, т.е. всему, что нас окружает, что

памятно и любимо.

Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии

учащихся является тема «Природа и человек», русская природа, природа

русских полей, рек, лесов. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей

видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно,

выражать свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н.И.

Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной

любовью наполнилось сердце». А научить детей видеть, полюбить

прекрасное – трудная, но важная задача.

«Человек – чудо, единственное чудо на земле, а все остальные

чудеса её – результаты творчества его воли, разума, воображения», – писал

А. М. Горький.

С волнением, трепетом и вместе с тем с сомнением начинаешь

новый учебный год, не оскудела ли наша «школьная нива», и с полной

уверенностью отвечаешь, выпуская ребят из школы: «Среди наших учащихся

есть будущие поэты, писатели, художники, музыканты, философы,

психологи и даже педагоги.

Уроки русского языка...

Орфограммы, члены предложения, странные глагольные формы:

причастие и деепричастие. Русский язык..., в котором исключений больше,

чем правил.

Как построить уроки, чтобы царила атмосфера

доброжелательности, непринуждённости, т. е. творческая атмосфера, которая

позволяет наиболее полно проявить себя талантливым детям?

Разработана интересная система уроков, когда грамматический

материал подаётся в едином лексическом русле, осуществляется связь с

литературой, историей. Словарная работа, предложения для разбора,

диктанты, творческие работы – т. е. единая лексическая канва урока

позволяет проводить дифференцированные задания до этого урока и после

него. Спланированы и проведены следующие уроки:

«Люблю я пышное природы увяданье» (в 6 кл. при изучении

падежных форм прилагательных);

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (в 11 кл. при

повторении видов сложных предложений).

Любую грамматическую тему можно использовать и в любом

классе при проведении таких уроков. Это уроки о счастье, о милосердии, о

будущем, о красоте природы:

«Школьные годы чудесные...»;

«Никто не забыт, ничто не забыто»;

«Книг заветные страницы помогают людям жить»;

«Все работы хороши, выбирай на вкус»;

«Любовью дорожить умейте»;

«Слово пуще стрелы разит».

Как правило, это уроки обобщения, приурочены они к памятным

датам (о школе, учителе – ко дню Учителя; о Пушкине – ко дню рождения

поэта; ко дню Победы – урок «Никто не забыт, ничто не забыто...»).

Именно такие уроки таят в себе огромные возможности для

раскрытия творческих способностей учащихся, когда разговор на уроке

выходит за пределы грамматической темы и ребята пишут стихи о нашем

городе, об учителе, о Пушкине, о книге, о любви, о счастье, о дружбе, о

природе.

О результативности таких уроков свидетельствуют стихи,

написанные ребятами при выполнении дифференцированных творческих

заданий.

«Красота спасет мир», – под таким девизом нужно работать и дойти

до сердца каждого учащегося.

Урок-путешествие.

Одним из наиболее интересных, применяемых на всех этапах

изучения материала, является урок-путешествие. Наибольшей

популярностью он пользуется у учащихся 5-6 классов, так как отвечает их

возрастным потребностям.

Ребята в этом возрасте наиболее восприимчивы ко всякого рода

сказкам, фантазиям. Отправиться в увлекательное путешествие со

знакомыми сказочными героями, вступить в борьбу с кровожадными

пиратами куда интересней, чем пересказывать параграф учебника.

Урок-путешествие на тему «SOS…Спасите наши сказки!»

представляет собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Сам

по себе урок должен иметь необычное начало.

Представьте себе, в класс торопливо входит встревоженный

учитель (именно в этот момент важно остановить на себе внимание всех

учащихся, которые обязательно заметят, что что-то не так). И, пока ученики

не успели разобраться в происходящем, начать рассказывать о случившемся,

о телеграмме, пришедшей в школу на их класс, о пропавших сказках. Только

тут ученики постепенно поймут, что урок -то уже начался. Так мы входим в

контрольный урок, облачённый в необычную форму, спрятанную за

принимаемой всеми игрой. А в результате контрольный урок проходит без

лишнего ненужного волнения со стороны учеников.

Проверку знаний провожу и в виде теста. Эта нетрадиционная

форма давно уже завоевала популярность среди учеников. Относительно

небольшой по формату, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так

и для учащихся, позволяет экономно расходовать время и опросить большее

количество учащихся, чем при проведении обычного устного опроса.

Развитие речевой деятельности на уроке.

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы

словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает

обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и

критический подход к нему. В сочинениях должна отразиться авторская

индивидуальность, т.к. эта форма работы требует своего отношения к теме,

выражения собственных мыслей и чувств.

Любое сочинение пишется в определенном жанре. Чаще всего на

практике применяется литературно-критическая статья. К сожалению, сейчас

совсем уходит эпистолярный жанр. Для того чтобы учащиеся не забывали о

письмах, часто и предлагаю им написать сочинение в эпистолярном жанре, с

которым учащиеся знакомятся в 5 классе, где они обучаются специфике

написания личного письма. От простого переходим к сложному. Например,

после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предлагаю написать

сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, опи-

санных в повести. Ставлю вопрос:

Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?

Учащиеся выделяют следующих героев:

Остап — матери;

Остап — Андрию;

Тарас — жене.

Через письмо раскрывается внутренний мир героя. Для этого

выбираем из произведения только те факты и эпизоды, свидетелем или

участником которых был автор повествования.

Опыт показывает, что сразу написать письмо от имени одного из

героев учащиеся затрудняются. Предлагаю прослушать письмо Петра Грине-

ва родителям и ответить на следующие вопросы:

Как начинается письмо?

Можно ли отнести к содержанию письма два первых предложения.

Как можно назвать эту часть сочинения?

Какое событие нашло отражение в письме Петра Гринева?

Нашел ли отражение в сочинении язык художественного

произведения?

Соответствует ли данное сочинение плану, по которому пишутся

письма?

Письмо

Петра Гринева родителям.

Дорогие мои батюшка Андрей Петрович и матушка

Авдотья Васильевна! Пишу вам в надежде, что поймете меня и благосло-

вите на брак с Марьей Ивановной, дочерью капитана Миронова, под

началом которого я служу. Маша — чудесная девушка, я люблю ее больше

жизни и хочу, чтобы она стала моей женой. Матушка, батюшка, когда вы

увидите Машу, вы тоже ее полюбите, потому что нельзя ее узнать и не

полюбить. Родители Маши — простые и добрые люди. Отец ее, Иван

Кузьмич, комендант нашей крепости, честный и благородный человек, а

Василиса Егоровна, Машина матушка, очень добра со мной и относится ко

мне, как к родному сыну. У Марьи Ивановны нет приданого, но это меня не

страшит. Главное, что я люблю ее, и оналюбит меня. Молю Бога и надеюсь

на согласие ваше и родительское благословение.

Остаюсь вам покорный сын ваш Петр Гринев.

Анализ ответов свидетельствует о том, что учащиеся смогли

доказать, что данный текст является письмом, он имеет обрамление (два

первых предложения), автор письма подобрал для сообщения родителям

самое важное событие в его жизни; язык повествования соответствует языку

рассказчика.

После анализа сочинения учащиеся написали письмо от имени

Тараса жене, в этом им помогла таблица. Изучение писем, написанных

учащимися, показало, что дети с заданием справились.

При подготовке к сочинению в жанре письма следует вооружить

школьников умениями давать речевую характеристику персонажа, воспитать

у учащихся внимание к содержательной стороне высказываний действующих

лиц и одновременно интерес к форме изложения мыслей, выражения чувств,

умение понимать функцию отдельной речевой единицы, сообщить им

определенный круг теоретических сведений о языке вообще и о разных

сторонах анализа языка персонажа.

В дальнейшем учащиеся неплохо справляются с этим видом

работы. В 8 классе предлагаю такую работу по комедии «Ревизор».

Ещё одним жанром творческой работы являются сочинения-

продолжения. Дети любят фантазировать, и здесь им предоставляется такая

возможность. Но фантазии не должны выходить за рамки стиля

художественного произведения, по которому предлагается написать

сочинение. Учащимся не всегда это по силам, но они берутся за такой вид

работы, и их труды не проходят даром: речь обогащается, приобретается

навык работы с определённым стилем, средствами художественной

выразительности. А итог такой работы бывает продуктивным.

Нельзя не сказать и об эссе. Этот жанр учащиеся старших классов

используют с удовольствием, ведь законом эссе является предельная

открытость автора, его позиция, его мысли

Самоанализ профессиональной деятельности.

Данную методику в своей педагогической деятельности я применяю

уже несколько лет. Она помогла добиться позитивных результатов.

Участие детей в конкурсах.

Победитель городского конкурса МАН ( Попова Евгения 2 место);

Победитель городского и лауреата областного конкурса

«Творческая юность Донбасса» в номинации «Литературное творчество»

( Фоминова Алина 1 место- город; лауреат- область);

Лауреата городского конкурса «Творческая юность Донбасса» в

номинации «Литературное творчество»( Дьяченко Анастасия) ;

Победитель городского конкурса сочинений «Прикоснись сердцем

к подвигу» (Лихтанская Дарина);

Победитель городского конкурса «Лучший читатель года»

(Любимченко Мария).

Победитель (Фоминова А.) и лауреата городского конкурса

«Прикоснись сердцем к подвигу» (Дубич К.)

Лауреата областного конкурса «Прикоснись сердцем к

подвигу»(Фоминова А.)

Победитель городской олимпиады по русскому языку( Фоминова

А.-3 место)

Победитель областной олимпиады по русскому языку( Фоминова

А.-2место)

Победитель городского конкурса МАН олимпиады по русскому

языку(Дубич К.-2место)

Победитель областного конкурса Пушкиниада

-Ораторское мастерство (Фоминова А.- 1 место)

-«Чтение без границ» (Фоминова.А. – 3 место, Велиева Ж. лауреат)

А самым положительным результатом моей педагогической

деятельности считаю слова благодарности выпускников, которые они

написали в последнем своём школьном мини-сочинении «Однажды десять

лет спустя…» во время классного часа «Мы на урок последний собрались»

"Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, кто тогда зажжет

огонь?"

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований

времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми

качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый

человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем

обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы

воодушевить их мечтой о будущем.

Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть

воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо

гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно

должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к

познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть

патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить

только любящий свое Отечество.

Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами

звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость.

Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может

научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты

известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей

работы.

Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они

вырастают из учеников.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.

Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием

письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает

этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды,

приемы…

Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И

только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов,

пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так

много. Но есть не мало профессионалов. Как правило, они имеют свои

профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не

так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя

– тремя “секретами”.

Cписок литературы.

1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе

дидактического и методического усовершенствования УВП. М. 2005г.

2. В. В. Гузеев. Познавательная самостоятельность учащихся и

развитие образовательной технологии. М. 2004г.

3. Г. К. Селевко. Технологии развивающего образования. М. 2005г.

4. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее

гуманистическая модернизация. М. 2005г.

5. Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.

6. Т.О. Скиргайло. Методика обучения работе над сочинениями

нетрадиционных жанров.М.2004г.

7. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Настольная книга учителя русского

языка. М.2007г.