Напоминание

Краеведческий подход в преподавании курса ботаники и фармакогнозии в ММК

Автор: Багрянцева Наталья Михайловна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ МО Мурманский медицинский колледж
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Презентация
Тема: Краеведческий подход в преподавании курса ботаники и фармакогнозии в ММК







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРМАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Преподаватель профессионального

цикла Багрянцева

Наталья Михайловна

Мурманск, 2025

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА

БОТАНИКИ И ФАРМАКОГНОЗИИ

В МУРМАНСКОМ

МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Актуальность темы

Главная

задача

фармацевтического

профессионального

образования

на

современном

этапе

подготовка

специалистов,

свободно

владеющих

профессией

и

конкурирующих на рынке труда.

Повышение

качества

подготовки

фармацевтических

кадров

невозможно

осуществить

без

формирования

системы

знаний,

умений

и

навыков,

которые

могут

появиться

только

в

процессе

активной

познавательной

деятельности учащихся колледжа.

Сегодня в нашей стране значительную роль в воспитании молодого

поколения играет краеведение.

В

рамках

программы

учебной

дисциплины

обучающимися

осваиваются личностные результаты в соответствии с программой

воспитания ОПОП СПО по специальности 33.02.01 Фармация, в том

числе:

демонстрация

приверженности

к

родной

культуре,

исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,

малой

родине,

принятию

традиционных

ценностей

многонационального народа России.

В

связи

с

этим,

краеведческий

подход

к

изучению

дисциплин

помогает

молодежи

глубже

уяснить

смысл

норм,

включенных

в

Конституцию

РФ:

«Каждый

обязан

сохранять

природу

и

окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

Одной

из

основных

дисциплин

необходимых

для

подготовки фармацевта (Специальность: 33.02.01 Фармация

(ФГОС СПО 2021) являются ботаника и фармакогнозия.

ОП Ботаника - 32 часа

ПМ.01.Оптовая

и

розничная

торговля

лекарственными

средствами

и

отпуск

лекарственных

препаратов

для

медицинского и ветеринарного применения

МДК 01.05 Лекарствоведение с основами фармакогнозии –

112 часов

УП

МДК

01.05

Лекарствоведение

с

основами

фармакогнозии – 36 часов

Ботаника (лат.

botanicus

относящийся

к

растениям),

комплекс наук о растениях; один из разделов биологии.

Фармакогнозия

наука,

изучающая

лекарственные

растения, лекарственное сырье растительного и животного

происхождения,

а

также

некоторые

продукты

их

переработки.

Название

«фармакогнозия»

возникло

в

середине

века

и

происходит

от

греческих

слов

«pharmakon» - лекарство (яд) и «gnosis» - знание.

Особенности преподавания фармакогнозии в ГАПОУ МО

«Мурманский медицинский колледж» включает

основные направления:

оптимизация учебного процесса с целью повышения

интереса к освоению теоретических знаний;

создание условий для овладения современными

практическими навыками;

использование различных форм мотивации

познавательной активности студентов

Для реализации выше перечисленных направлений в

колледже

постоянно

проводится

тщательный

отбор

учебного

материала

с

учетом

современных

направлений,

позволяющий

приблизить

изучение

дисциплины

к

номенклатуре

лекарственного

растительного

сырья

и

лекарственных

средств

растительного

происхождения,

наиболее

широко

используемых в нашей стране и за рубежом.

Учебная практика

УП МДК 01.05 Лекарствоведение с основами фармакогнозии

Цель:

Получение навыков определения лекарственных растений

в природных условиях

Освоение приемов сбора и первичной переработки ЛРС

различных морфологических групп, приемов сушки

лекарственного растительного сырья, приведение ЛРС в

стандартное состояние.

Освоение приемов гербаризации лекарственных растений,

заготовки ЛРС

Для реализации указанных целей в Мурманском

медицинском колледже проводятся следующие мероприятия:

Организация тематических экскурсий в близлежащие к

городу лесные массивы, тундру

Экскурсии в парки и зоны отдыха города Мурманска

Экскурсия в питомник лекарственных растений и

оранжерею Полярно-альпийского ботанического

сада-института им. Н.А. Аврорина Кольского

научного центра Российской академии наук

Экскурсия в Государственный Лапландский

заповедник

Экскурсия на ООО «Полярис» г. Мурманск

Биологические добавки для здоровья

Культивирование лекарственных растений на

территории «Аптечного огорода ММК»

Культивирование лекарственных растений на

территории «Аптечного огорода ММК»

Заготовка и гербаризация лекарственного лекарственных

растений

Научно-исследовательская работа по определению содержания

арбутина в листьях брусники, различных периодов сбора

(весной и осенью)

Определение содержания

арбутина в листьях

брусники, собранных

весной до цветения -

отзимовавшие (образец №

1) и осенью в период

плодоношения (образец №

2) в районе 24 км

автомобильной трассы

«Мурманск – Санкт-

Петербург»

Определение производилось по

Государственной Фармакопее

XI издания статье 27.

Определение содержания арбутина

В

ходе

исследования

концентрации

содержания

арбутина,

как

основного

действующего

вещества,

определяющего

фармакологические

свойства

ЛРС брусники, было доказано,

что

содержание

арбутина

в

листьях,

собранных

после

плодоношения (образец № 2)

незначительно выше - 9,3%,

чем

в

отзимовавших

листьях

(образец

1)

6,9%.

Научно-исследовательская работа по определению

содержания эфирного масла в побегах багульника

Содержание эфирного масла в

ЛРС -побеги багульника

болотного (0,21%),

произрастающего в условиях

Крайнего севера, соответствует

требованиям Государственной

фармакопее (не менее 0,1%).

Научно-исследовательская работа по определению

содержания эфирного масла в побегах багульника

Научно-исследовательская работа по определению дубильных

веществ в листьях и корневищах бадана толстолистного (по

заданию Полярно-Альпийского ботанического сада-института)

корневища, собранные на

территории

ботанического

сада-

института в городе - содержат 27,92%

дубильных

веществ

в

пересчете

на

танин.

При минимальной концентрации

в 20%, как того требует ФС «Бадана

толстолистного корневище»,

вывод,

данное

сырье

можно

использовать

в

качестве

лекарственного.

несмотря

на

суровые

климатические условия, в виде долгой

зимы

и

короткого

лета,

Бадан

толстолистный

из

города

Кировск

в

полной мере накапливает биологически

активные вещества.

Проведение научно-практических конференций по

результатам учебной практики

СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«А У НАС В МОРОШКОВОМ КРАЮ…»

Заключение

Использование краеведческого материала является важной составляющей

формирования экологической культуры студентов, которая сыграет важную

роль у необходимых убеждений и практических привычек, определенной

ориентации и активной жизненной позиции в области охраны, сохранение

и приумножение природных ресурсов родного края.

Таким

образом,

краеведческий

подход

в

преподавании

ботаники

и

фармакогнозии подводит студентов к глубокому пониманию окружающей

среды и оказывает содействие пробуждению уважения и любви к тому

месту, где они родились и выросли, укрепляет и расширяет познавательные

интересы

студентов,

готовит

их

к

будущей

профессии,

формирует

экологическую культуру молодого гражданина нашей республики

Раскрытие

величия

и

красоты

Кольского

заполярья

пробуждает

у

студентов чувство восхищения, глубокой гордости и искренней любви к

своему родному краю, к своей Родине.

Спасибо за внимание