Автор: Дейниченко Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СШ10 Г.О.Харцызск", ДНР
Населённый пункт: г.Зугрэс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка для 2 класса "Части речи.Закрепление."
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХАРЦЫЗСК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Урок русского языка
2 класс
«Части речи. Закрепление.»
Подготовила
учитель начальных классов
Дейниченко С.И.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА
Класс: 2
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: «Части речи. Закрепление»
Цель урока (стратегия деятельности учителя): Повторение и обобщение изученного материала по теме «Части
речи», систематизация знаний учащихся по данной теме.
Планируемые результаты:
Предметные:
— выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.
Метапредметные:
Познавательные:
— умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
— нахождение ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке.
Регулятивные:
— умение прогнозировать предстоящую работу;
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
— умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):
-сформировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;
-обобщить знания учащихся по теме «Части речи», опираясь на деятельностный подход;
-развить умение наблюдать, выделять, проверять, находить и исправлять ошибки;
-совершенствовать орфографическую зоркость, речевые умения;
-сформировать познавательный интерес к изучению русского языка.
Базовая технология: Игровая технология с использованием проблемно-диалогических, здоровьесберегающих,
частично-поисковых методов.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Сценарий урока:
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
(метапредметные)
Ресурсы
(электронны
е средства
обучения,
дидактическ
ие
материалы,
оборудовани
е)
1.Организа
ционный
момент.
- Здравствуйте ребята!
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
- Приветствуют учителя
Коммуникативны
е: формирование
умения слушать и
слышать.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-У нас сегодня необычный урок. Мы
с вами будем путешествовать вместе
с Вовкой по Тридевятому царству. И
поможем Вовке выбраться из этого
Тридевятого царства, а для этого
нужно работать слаженно, быстро и
точно.
- Поможем Вовке?
-Ребята, а какое у вас сегодня
настроение?
- Да, поможем
- Хорошее, замечательное.
Личностные:
проявлять интерес
к содержанию.
Картинка Вовки и
карта (маршрут)
вывешиваются на
доску
2.
Актуализа
ция
знаний.
- А теперь с прекрасным
настроением мы можем приступать
к работе. Первым делом подготовим
к письму наши пальчики.
Мышка в норку пробралась,
(делаем двумя руками крадущиеся
движения)
На замочек заперлась.
(делаем замок из пальцев, слегка
покачиваем)
В дырочку она глядит,
Выполняют пальчиковую
гимнастику
Ноутбук
3.
(делаем колечки из указательного и
большого пальцев,
«подсматриваем»)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем руки к голове, как
ушки, и шевелим ими).
- Чтобы нам успешно справляться со
всеми заданиями, очень важно
красиво и разборчиво писать. Как вы
думаете, для чего?
- Запишите число. Классная работа.
Минутка чистописания
ББ, бб, Бб
Без терпенья нет ученья.
- А ещё необходимо писать не
только разборчиво, но и правильно.
Почему?
Словарная работа
Вдру_, вес_ло, вет_р, в_р_бей,
в_р_на.
Делают вывод
Каллиграфично
прописывают, объясняют
смысл пословицы.
Делают вывод.
Записывают слова в тетрадь,
вставляя пропущенные
буквы.
Умение осознать
ценность и
необходимость
навыка
каллиграфичного
письма,
орфографических
навыков
(Регулятивные
УУД)
Доска
Постановк
а целей.
- Посмотрите на доску.
-Соберите, пословицу, она будет
девизом нашего сегодняшнего
урока.
Повторенье - мать ученья
(пословица разрезана на карточках).
-Как вы понимаете смысл этой
пословицы?
«Повторение - мать ученья» - это
поговорка, под которой
подразумевается, что главным в
учёбе является повторение. Без
повторения ученье бесполезно.
Отсюда и вытекает слово мать -
начало, росток всего ученья, без
повторенья не будет и ученья.
-А чтобы узнать какая тема урока,
Царь из Тридевятого царства
подготовил для Вовки и вас загадки.
Отгадайте загадки. Сделайте вывод
и определите тему урока.
1.Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий
Собирают пословицу,
высказывают свою точку
зрения.
- Несколько раз повторишь -
выучишь. Чтоб выученное не
забыть, повторяй!
Ребята отгадывают загадки.
- имя прилагательное
(Познавательная
мотивация)
Высказывают свою
точку зрения
Карточки со
словами для
пословицы
Картинка царя,
карточки со
словами
отгадками
предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
2.Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В школу, в бабушку, в конфеты.
В тапочки, в слона, в котлеты.
Словом, в разные предметы!
3.Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
- Что объединяет эти слова-
отгадки?
- Верно, наша тема урока
«Повторение. Части речи»
- Давайте повторим правила:
Что такое имя существительное, имя
прилагательное, глагол?
-Предположите, какова цель этого
урока?
- имя существительное
- глагол
- Это части речи
- Отвечают на вопросы.
- Наша цель: повторить и
закрепить полученные знания
по частям речи.
Регулятивные:
учиться
высказывать свое
предположение;
определять и
формулировать
цель деятельности
на уроке с
помощью учителя.
Коммуникативны
е: формирование
умения слушать и
слышать,
-Вы молодцы! Цель нашего урока:
не только повторить изученные
ранее части речи, но и
систематизировать ваши знания по
данной теме.
высказывать свою
точку зрения по
инициативе
учителя.
Личностные:
проявлять интерес
к содержанию.
4. Работа
по теме
урока.
- На нашем пути встречается первая
Василиса Премудрая. И вот какое
задание вам с Вовкой предлагает
выполнить Василиса.
- Давайте вспомним:
-Что обозначает имя
существительное?
-Как называют имена
существительные, которые отвечают
на вопрос «Кто»?
-Как называют имена
существительные, которые отвечают
на вопрос «Что»?
-Возьмите на столах карточки
белого цвета.
-Ваша задача: Распределить имена
существительные в два столбика;
Отвечают на вопросы
Распределяют слова в два
столбика и записывают их в
тетрадь.
Проверка Высказывают
свое мнение. Составляют и
записывают предложение.
Отвечают на вопросы
Предметные:
уметь распознавать
одушевленные и
неодушевленные
имена
существительные.
Познавательные:
находить ответы на
вопросы; делать
выводы в
результате
совместной
работы; развивать
речь.
Регулятивные:
учиться
высказывать свое
предположение,
Ноутбук,
картинка
Василисы
Премудрой, доска
Кто?
Что?
кит, берег, брызги, чайки, акула,
волны, рыба, дельфин.
- Какие слова записаны в форме
единственного числа, а какие в
форме множественного числа?
- Составьте не распространенное
предложение с любым словом из
данного перечня.
Я думаю, что Василиса Премудрая
осталась довольна нашей работой.
- А кто скажет, как пишутся имена
Василиса Премудрая и Вовка?
-Почему?
оценивать свою
работу, выполнять
проверку по
эталону.
Коммуникативны
е: высказывать
свою точку зрения.
- Вот мы и подошли ко дворцу
второй Василисы Премудрой.
Василиса предлагает нам взять
карточку красного цвета и
выполнить задание:
- Прочитайте текст. Найдите
прилагательные и подчеркните их
волнистой линией.
Перед дождём.
- Читают текст, находят и
подчеркивают имена
прилагательные.
Проверка
- Записывают составленный
текст в тетрадь,
подчеркивают
прилагательные. Проверка
Коммуникативны
е: осуществлять
поиск и выделение
необходимой
информации
Познавательные:
находить ответы на
вопросы; делать
выводы в
Карта, картинка
второй Василисы
Премудрой,
карточки с
заданием
Холодный ветер дует в лицо.
Тяжёлые облака плывут над
лесом. Слышатся сильные
раскаты грома.
- Подберите к прилагательным
противоположные по смыслу слова,
чтобы текст назывался “После
дождя”.
- Запишите текст в тетрадь,
подчеркивая прилагательные
волнистой линией.
результате
совместной
деятельности;
развивать речь
Регулятивные:
учиться
высказывать свое
предположение
Коммуникативны
е: высказывать
свою точку зрения
по инициативе
учителя.
Личностные:
проявлять интерес
к содержанию;
уметь определять
известное
Физкультм
инутка
Вот мы подошли к полянке, где
находятся весёлые двое из ларца
одинаковых с лица, и они нам
предлагают отдохнуть. Согласны?
Выполняют
физкультминутку под
музыку.
Ноутбук
5.
Продолжен
ие работы
А вот мы теперь у дворца третьей
Василисы Премудрой. И вот какое
она подготовила для вас с Вовкой
Читают, отвечают на вопрос.
Регулятивные:
-Дополнять,
уточнять
Карта, картинка
третьей Василисы
по теме
урока
задание.
- Прочитайте слова, записанные на
доске. К какой части речи относятся
эти слова?
(Солнце, снег, ручейки, капель,
травка, ласточки, почки,
проталины)
- Подберите к данным словам
глаголы.
- На какие вопросы отвечает глагол?
(- солнце что делает? ГРЕЕТ -снег
что делает? – ТАЕТ -ручейки что
делаю? – ЖУРЧАТ
-капель что делает? – СТУЧИТ
-травка что сделала? –
ВЫГЛЯНУЛА
-ласточки что сделали? –
ПРИЛЕТЕЛИ
–почки что сделали? - НАБУХЛИ
-проталины что сделали? –
ПОЯВИЛИСЬ)
-Ребята, посмотрите, что нас
получилось?
- Какие это предложения?
- Что делал? Что сделал? Что
будет делать и т.д.
- Предложения
высказанные
мнения по
существу
поставленного
задания
-Осуществлять
взаимоконтроль.
Коммуникативны
е: Рефлексия своих
действий (полное
отображение
предметного
содержания и
условий
осуществляемых
действий).
- Уметь
формулировать
собственное
мнение и позицию.
Познавательные:
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
Премудрой, доска
- Распространите 5-е предложение.
-Запишите предложение в тетрадь.
Найдите и подчеркните главные
члены предложения
нераспространенные
Выполняют задание
устной форме.
6.
Закреплен
ие знаний
Когда Вовка прибыл в Тридевятое
царство, Василисы Премудрые дали
ему задание распределить слова в
три столбика по частям речи. Вовка
сделал ошибки, поэтому Василисы
предлагают нам их исправить.
Возьмите карточку голубого цвета.
имя
существи
тельное
имя
прилага
тельное
глагол
большая
набегает
плывет
волна
морской
дельфин
белый
чайка
зеленеют
- Составьте синквейн «Части речи»
Читают задание, исправляют
ошибки
Проверка
Синквейн
1.Части реи
2. Важные, необходимые.
3.Используются,
применяются, изучаются.
4. Я выучил части речи.
5. Слова.
Познавательные:
умения извлекать
информацию из
практических
действий;
Коммуникативны
е: умения строить
речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
Личностные:
умения достигать
поставленной
цели;
Регулятивные:
умения определять
результат
проделанной
работы, способ
Ноутбук, доска
действия
7.
Подведени
е итогов.
Рефлексия
- Подведем итог нашей работы.
- Что повторили? Чему научились?
-Как же определить, какие слова
называются именем
существительным?
- Приведите свои примеры.
- Какие слова называются именем
прилагательным? глаголом?
Примеры.
- Закончите предложения….
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
- Возьмите картинку изображения
Вовки. Разукрасьте ему кафтан
«зеленым цветом» - я доволен
своей работой на уроке
«желтым цветом» - на уроке
работал неплохо
«красным цветом» - на уроке мне
было трудно
Строят речевое высказывание
по уроку.
Оценивают свои достижения.
Познавательные:
делать выводы в
результате
совместной
работы; развивать
речь; выполнять
обобщение.
Коммуникативны
е: формирование
умения слушать и
слышать.
Личностные:
уметь оценивать
результат своей
работы
Картинка Вовки,
цветные
карандаши
8.
Домашнее
задание
Выполнить задание на карточке
- Урок окончен. Спасибо за работу
Дифференцирован
ное задание
Карточки для д.з.