Напоминание

"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах"

Авторы: Винникова Лина Алексеевна, Фицнер Татьяна Анатольевна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №15
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Орска»

Использование технологии

проблемно-диалогического обучения

на уроках в начальных классах



Винникова Лина Алексеевна

учитель начальных классов

Фицнер Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов



г. Орск

2015 г.


Использование технологии проблемно-диалогического обучения

на уроках в начальных классах
Технология проблемного обучения ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:  Побуждающий от проблемной ситуации диалог  Подводящий диалог  Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема Различают два вида диалогов. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Рассмотрим каждый из методов постановки проблемы на уроке. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Учитывая многопредметную специфику, проблемную ситуацию создаём разными приёмами, поэтому и текст побуждающего диалога тоже разный. Например, на уроках окружающего мира наиболее характерной является ситуация с предъявлением двух противоречивых фактов, после которой я произношу реплики: «Что вас удивило? Какой возникает вопрос?». На уроках русского языка и математики проблемную ситуацию можно создать с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). На уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает разброс мнений. Тогда побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание нового вида. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чём затруднение? Например, на уроке русского языка по теме «Второстепенные члены предложения» даются для разбора 2 предложения. В предложении «В лесу росла дикая яблоня» дети не могут подчеркнуть все члены предложения, потому что изучали только главные члены. Возникает проблема невозможности выполнения задания. Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации С затруднением Тип противоречия Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Приемы создания проблемной ситуации Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Пример Тема: Второстепенные члены предложения. 3класс 1. На доске записано предложение. Яблоня росла. Задание: найди и подчеркни все члены предложения. 2. На доске записано предложение. В лесу росла дикая яблоня. Задание: найди и подчеркни все члены предложения. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания. На уроке по теме «Сложные слова» ученикам в группах предлагается выделить корень в слове рыболов. Одни выделяют один корень, другие два. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Между двумя (или более) фактами Приемы создания проблемной ситуации Столкнуть разные мнения учеников Пример Тема «Сложные слова». 3 класс. На доске записано слово рыболов. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень. Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Рассмотрим урок с проблемной ситуацией, когда одновременно предъявляются противоречивые факты, теории, мнения при разборе слов по составу: трава, дерево, кино, шоссе. Возникают противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Между житейским представлением учеников и научным фактом Приемы создания проблемной ситуации Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием. Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Пример На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе. Разберите их по составу (практическое задание на ошибку). Учитель: вспомните, как называются слова кино, шоссе?(неизменяемые). Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления. Рассмотрим примеры проблемных ситуаций на уроках математики, азбуки.
Математика. Тема: «Величины. Объём. Литр».
Учитель Ученики На доске карточки с опорными словами:
весы длина

сантиметр

величина масса

килограмм

линейка объём
- Разбейте слова на группы. - Докажите свой выбор. - Почему слово «объём» не отнесли ни в какую группу? - Какова же тема урока?
величина

длина масса

линейка весы

сантиметр килограмм
- Величина длины измеряется линейкой, единица измерения сантиметр. - Величина массы измеряется с помощью весов, единица измерения килограмм. - Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает. -
Объём и его единицы измерения.

Азбука. Тема: «Громко – тихо».
Учитель Ученики - Как вы думаете, говорить нужно очень громко – чтобы вас услышали, даже те, кому ваша речь не адресована или тихо – чтобы вас слышал только рядом стоящий человек? -
Вызвало ли у вас затруднение

правильно ответить на вопрос?
Почему? - В зависимости, где мы будем говорить, если будем в классе отвечать тихо, то никто, ничего не поймёт, а если в музее кричать громко, то нам сделают замечание. - Мы не знаем, в каких ситуациях мы должны говорить громко, а когда тихо. -
Громко – тихо.

- Какова тема урока? Приёмов возникновения проблемных ситуаций очень много. Рассмотрим наиболее редкие, но интересные приёмы. Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Что такое имя числительное» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году в городе Сочи состоялась олимпиада» К этому приёму примыкает другой приём использование мнимой ошибки. Например: на уроке в 3 классе по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова» учитель предлагает слова: «помирить» и «померить» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть два разных глагола с отличающимися безударными гласными в корне и правописание которых подчинено одному орфографическому правилу. Одним и эффективных приёмов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока. А может быть организована деятельность обучающихся, предполагающая сопоставление различных предметов и явлений. Например, на вводном уроке литературного чтения в 4 классе по теме: «Литературное чтение – искусство слова» ребятам предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопрос: Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? Таблица: хороший писатель хороший читатель Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя. Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как «урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными». Например, при изучении творчества Роберта Бёрнса на уроках литературного чтения в 4 классе выясняется, что этого имени и фамилии этого поэта дети вообще не слышали. Заранее подготовленные ученики рассказывают, что они узнали о поэте: «Пожалуй, нет поэта, которого бы так знали и пели — на протяжении двух веков! — те, кто говорит по-шотландски, по-английски и по-русски. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время
всемирных фестивалей, его стихи цитируют в литературе». А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. Дети выясняют, что хотя они никогда не читали на уроках стихотворений Бёрнса всё равно он им знакомы по песням. (Задание: «Проанализируйте материалы по биографии и его произведения»). В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Современные возможности урока с использованием компьютера позволяют сделать их более интересными. Используя на уроке презентацию, как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность легко и свободно прийти к открытиям. Рассмотрим фрагмент урока по теме «Правописание суффиксов -ик, -ек» в 3 классе по программе Школа России. На этапе актуализация знаний детям предлагается задание выписать из данных значимых частей слова (ость, очк, про, за, над, под, по, на, еньк, ек, ик) суффиксы. Дети называют суффиксы и отвечают на вопрос: «Что нужно знать, чтобы правильно писать суффиксы?». На этапе введения в тему урока перед учащимися ставится проблема: - У меня для вас есть слова – смелость, беленький, вазочка, ключик. Прочитайте их. Определите в какой части слова пропущена буква (в суффиксе). Вставьте пропущенную букву и объясните её написание. Почему возникло затруднение (есть суффикс ек, а есть ик). Дети сообщают тему и цель урока: «Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется суффикс ек, а в каком ик». Важно знать, как построить и подготовить урок, содержащий побуждающий диалог и систему вопросов для побуждающего диалога:
Подготовка урока с побуждающим диалогом
Рекомендации Постановка проблемы Поиск решения Воспроизведение Используйте групповую форму работы При создании проблемной ситуации (приемы 1,2) Для одновременного выдвижения или проверки гипотез Продуктивные задания (особенно на опору ) Внимание к случаю проблемы в форме вопроса Не сообщать тему урока после вопроса Возвращаться к вопросу Формулирование темы
Соблюдайте структуру побуждающего диалога Не пропускать звено осознания противоречия, не менять текст диалога Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, не с подсказки, предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу
Подводящий диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Русский язык. Тема: «Повторяем гласные звуки и буквы». На доске запись букв: Д Б Е М К А С Т У Х Ц Э Ш Ь И Учитель Ученики - Назовите буквы. - Назовите каждую третью букву. - Какова тема нашего урока? Дети читают буквы. Е А У Э И - Гласные буквы и их звуки. Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумал ся), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирую щего приёма. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приёмы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.
Русский язык. Тема: «Перенос слов».
Учитель Ученики - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захотите? - Сегодня вы узнаете правила переноса и потренируетесь в переносе слов. - Мы перенесём это слово. - Должны быть правила по которым надо переносить слова?
Проблемы, которые учитель может ставить перед учениками, обычно разрешаются на протяжении одного или нескольких уроков. Например, на втором уроке по теме «Треугольники» можно задать вопрос «Почему треугольник назван «треугольником»? можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» Наиболее часто учителя создают проблемную ситуацию при помощи эксперимента, т.е. исследования частного случая. После поставленной проблемы организуем поиск решения, который приводит к открытию нового знания. Также используем три метода: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к знаниям диалог, подводящий без проблемы диалог. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Для формирования умения выдвигать гипотезы необходимо проводить подготовительные упражнения: - Почему идет снег? Где спит Дед Мороз? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему дует ветер? Почему корабли не тонут? Почему бывают день и ночь? Существуют неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это могут быть, например, такие:- Почему дождь идет? - «Это солнышко грустит и плачет», "Инопланетяне свою планету моют". Существует несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. 1. "Сказочная гипотеза", например: придумайте сказочные объяснения того, почему медведь зимой спит (кошка мышей ловит). 2. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным: воздушный шарик, кирпич, печенье, игрушечный пистолет. 3. Найдите возможную причину события: - Мама обиделась. - Служба спасения спешит на помощь... - У Оли хорошее настроение. - Друзья поссорились. - Ежик несет яблоко на спине. 4. Упражнение «Последствия событий». Что бы произошло, если бы золотая рыбка исполнила ваши три самые заветные желания? Представьте себе, что вы встретили Тараканище из сказки К.И.Чуковского. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.
5. Упражнение «Продолжи предложения": «Птицы поют песни, потому что…»; «Волк съел козлят, потому что…», "Петух кукарекает, потому что..." На уроке развития речи во 2 классе по теме "Письменное изложение" - "Весенний звон" до ознакомления с текстом обучающимся был задан вопрос: "Кто "наделал" этот звон?" Был использован прием обсуждения гипотез в группе и составлена "Схема гипотез моей группы": После прочтения текста для изложения выяснилось, что третья гипотеза выдержала проверку и стала искомым знанием. Она называется решающей, остальные — ошибочными. Уроки окружающего мира дают богатейший материал для выдвижения предположений или гипотез. Вопрос: "Как можно отличить одного человека от другого?" предшествовал введению темы "Человек разумный - часть природы" Гипотезы, предположения, а также различные, даже провокационные, идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. На этапе проверки гипотез, на данном уроке проводились следующие
"Может быть, это комарики

поют?"

"Может быть, это комарики

поют?"

"Предположим, что это лягушки

весне радуются..."

"Предположим, что это лягушки

весне радуются..."

"Возможно, это птицы прилетели!""Возможно, это птицы прилетели!"

"Допустим, что это сосульки

тают..."

"Допустим, что это сосульки

тают..."

"Что, если это птичьи яйца

стучат?"

"Что, если это птичьи яйца

стучат?"

эксперименты: "Снятие и исследование отпечатков пальцев", " Сопоставление ладоней", "Свет мой, зеркальце, скажи.." и др. Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ имеющихся знаний. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Работая по технологии проблемного диалога, используем разные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную. При организации таких разных форм работы у школьников формируется способность к осуществлению учебного сотрудничества. На уроках стараемся создавать такие условия, при которых каждый ученик может сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить свой собственный продукт. Для их выражения использую различные продуктивные задания. В соответствии с формами выражения мысли выделяются 3 типа продуктивных заданий: на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ . Одна из форм продуктивных заданий - формулирование вопросов для взаимопроверки. На каждом ли уроке можно давать продуктивное задание на опору. Например на уроке по теме «Пьеса» уместно отмечать опорным словом каждый новый признак сразу после того как он будет открыт учениками:
Признаки пьесы:
1. Действующие лица, роли. 2. Разбиение на картины, действия. 3. Ремарки. Нужно ли придумывать что-то ещё, когда на доске уже написано. Если же опорный сигнал на этапе введения знаний не появился, то задание на его составление желательно. Задания на опорный сигнал можно выполнять в классе перед практической частью урока, до задач и упражнений. Можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. В трудоёмких случаях задания на опору даётся домой, а в классе намечаются пути его выполнении. Далее организуется оценивание ученического продукта. Критерием является адекватность, т. е точность выражения нового знания. В результате появляется тот опорный сигнал, который используется в практической части урока. Создадим художественный образ. Существует ещё одна форма выражения мысли художественная. Да, да научные знания можно выразить художественно. Конкретными формами являются метафора, загадка, стихотворение. Вот как по разному можно выразить термин скобки. Метафора – скобки-регулировщик, показываюший, кому ехать первым. Стихотворение: скобки найдём, остальное потом. Загадка: в выражениях бывает, первое действие называет. Если учитель просит придумать загадку про что-нибудь – это творческое задание, развивающее литературные способности. Если педагог просит зарифмовать
пройденное правило – это продуктивное задание на выражение нового знания. В основном это задания на дом и пожеланию. Предлагая задание на художественный образ, всегда полезно привести пример его выполнения. Главное, не забыть рекомендовать собственный вариант. Заканчивая урок по теме «Сложные слова», можно прочитать стихотворение, чтобы запомнить, что такое сложные слова. «Если сложишь корня два, Будут сложные слова». Оценивание состоит в простом вопросе. А для чего давалось такое задание - смысл в том, чтобы в художественной форме передать пройденный материал. В технологии проблемно – диалогического обучения определяются типы домашних проблемных заданий:
1.
Исследовательские. 2. Задания, в которых требуется обнаружить и устранить ошибку. 3. Задания на проектирование опытов. 4. Задачи на отыскание способов решения задач. Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.