Напоминание

"Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ"

Автор: Сафоклова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №129
Населённый пункт: г.Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Использование текстов художественной литературы на уроках русского

языка при подготовке к ОГЭ»

Подготовка к итоговой аттестации - это всегда очень важный, ответственный и трудоемкий

процесс. Поэтому задача учителя заключается не только в том, чтобы дать обучающимся

качественные знания по предмету, но и хорошо подготовить к ГИА. Использование элементов

интеграции на уроках позволяет

объединить две дисциплины: русский язык и литературу.

Одним из приемов интеграции является составление тестовых заданий на основе материала,

взятого из текстов художественной литературы.

Посредством разработки таких заданий,

связанных с изучением литературных произведений, создаются условия для формирования

учебно – познавательной компетенции учащихся, эффективного использования знаний при

подготовке к ОГЭ,

повторения грамматических, синтаксических тем по русскому языку.

Применение интегрированного подхода дает возможность учащимся не только понимать

предмет, но и уметь применять и закреплять полученные знания. Работа с подобными тестами,

содержащими отрывки текстов художественных произведений, которые даются для анализа,

приносит положительные результаты и при изучении этого произведения на уроке литературы.

Пример тестовых заданий, составленных на материале поэмы Н.В.Гоголя

«Мертвые души».

2. Прочитайте предложения и выполните задание.

1. Оказалось, что помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть; он

заставил тут же продиктовать их. 2. Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная ли жизнь или

нехозяйственная - мимо их! 3. Негодование росло, и дамы стали говорить о нем в разных углах

самым неблагоприятным образом… . .4. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в

обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. 5. А ведь было время, когда он только был

бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и

учиться у него хозяйству и мудрой скупости.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из

предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)он заставил (предложение 1)

2)жизнь мимо их (предложение 2)

3)дамы стали говорить (предложение 3)

4)все глядело пасмурно (предложение 4)

5)он был хозяином (предложение 5)

3. Прочитайте предложения и выполните задание.

1.Один бог разве мог сказать, какой характер был у Манилова. 2. От него не дождешься никакого

живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если

коснешься задирающего его предмета. 3. Бричка, въехавши во двор, остановилась перед

небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. 4. Чичиков кинул вскользь

два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то

птицами; между окон старинные маленькие зеркала… . 5.Надобно сказать, что у нас на Руси

если не угнались кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении общаться…

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера

ответов.

1)предложение 1 простое

2)в предложении 2 три грамматических основы

3)одна из частей сложного предложения 3 осложнена деепричастным оборотом

4)предложение 4 сложное, бессоюзное

5)предложение 5 сложноподчиненное, с придаточным определительным.

4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями,

которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой

позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложносочинённого

предложения ставится запятая.

Б) Обособленное обстоятельство,

выраженное деепричастным оборотом,

всегда обособляется

В) Между подлежащим и сказуемым,

выраженными именами существительными

в именительном падеже, при нулевой связке

ставится тире.

1)«Экий кулак!» - сказал про себя Чичиков…

2)Он был среди граждан совершенно как в

родной семье, а в лавки и гостиный двор

наведывался как в собственную кладовую.

3)Приобретение – вина всего; из-за него

производить дела, которым свет дает названия

не очень чистых.

4)Чичиков,

вынув

из

кармана

бумажку,

положил ее перед Иваном Антоновичем,

которую тот совершенно не заметил и накрыл

тотчас ее книгою.

5)…Чичиков все еще не мог начать разговора,

развлеченный как видом самого хозяина, так и

всего того, что было в его комнате.

5.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении

должны стоять запятые.

Должно сказать (1) что подобное явление редко (2)попадается на Руси (3) где все любят скорее

развернуться (4) нежели съежиться (5) и тем поразительнее бывает оно (6) что тут же в

соседстве подвернется помещик (7) кутящий (8) во всю ширину русской удали и барства (9)

прожигающий (10) как говорится (11) насквозь жизнь.

9.  Синтаксический анализ. Замените словосочетание «по деревянной крыше», построенное

на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

11.  Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством

выразительности речи является сравнение.

1. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни

слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

2.Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с

белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами.

3.Отдохнувши, он написал на лоскутке бумажки, по просьбе трактирного слуги, чин, имя и

фамилию для сообщения куда следует, в полицию.

4.Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба.

5. В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому.

А

Б

В