Автор: Клещеногова Наталья Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Мбоу"СОШ№196"
Населённый пункт: Зато Северск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Построение графика квадратичной функции
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №196»
Использование современных технологий на уроках
математики.
Сценарий урока-практикума с применением технологии «Альтернатива» по
теме
«Построение графика квадратичной функции»
Учитель математики: Клещеногова Н.Г
Северск 2020
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной
задачей
развитие
личности
ученика.
Современное
образование
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков. Поставленная задача требует внедрение в
современную школу системно- деятельностного подхода к организации
образовательного
процесса, который,
в
свою
очередь,
связан
с
принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего
новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях
высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных
принимать
нестандартные
решения,
умеющих
творчески
мыслить.
Правительство нашей страны в лице президента указало, что одним из
приоритетов развития России является образование, причём качественное
образование.
В
“Концепции
модернизации
российского
образования
чётко
сформулированы
требования
к
современной
школе
и
обоснован
социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были
в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе
необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и
сформировать такие качества личности как инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В
формировании
многих
качеств
большую
роль
играет
школьная
дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о
том, что “одной из целей математического образования является
овладение школьниками системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности”.
На современном этапе у каждого учителя стоит вопрос, как поддержать у
обучающихся интерес к изучаемому предмету. На уроках математеки
обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути
выполнения заданий, делать соответствующие выводы.
Решить эту
проблему старыми традиционными методами невозможно.
Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и
активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя
состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить
необходимую
информацию,
а
в
том,
чтобы
стать
организатором
познавательной
деятельности,
где
главное
действующее
лицо
обучающийся.
По утверждению психологов, познавательная активность ребенка –
качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается,
может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы,
труда и других социальных факторов. А для успешной учебы значение
мотивации выше, чем значение интеллекта обучающегося.
Поэтому,
сегодня
все
большее
значение
получают
такие
формы
организации групповой, коллективной и индивидуальной деятельности,
которые развивают познавательную активность, инициативу и творчество.
Выбирая форму и метод обучения, необходимо помнить, что «учащиеся
удерживают в памяти:
10% того, что читают;
26% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и слышат;
70% того, что обсуждают с другими;
80% того, что основано на личном опыте;
90% того, что проговаривают в то время, как делают;
95% того, чему обучают сами».
Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны
ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности
обучающихся,
формирование
умений
проблемно-поисковой,
исследовательской деятельности.
Решить эту проблему помогают современные педагогические технологии.
Для повышения эффективности обучения, используются разнообразные
способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность,
способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать
процесс познания.
Наиболее успешно можно создать мотивацию совместной деятельности,
используя групповые методы обучения, с элементами дискуссии, игры
(такие, например, как педагогическая технология «Альтернатива».
Так как предполагается работа в группах и рассмотрение альтернативных
способов решения одной задачи, то важно при проектировании и
построении ситуации выбора учитывать такие обстоятельства, как:
1. Готовность учащихся к выбору.
2. Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора.
3. Стимулирование учащихся к выбору.
4. Аргументация своего выбора.
5.Успешность деятельности.
6. Защищенность школьников от собственных ошибок.
7. Оценка результатов решения выбранного варианта.
Работа в группах позволит организовать активную самостоятельную работу
на уроке. Это работа учащихся позволяет в короткий срок опросить всю
группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли
отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке.
Приведу сценарий урока-практикума с применением технологии «Альтернатива».
Цели:
показать различные способы, методы решения одной проблемы,
подвести учащихся к самостоятельному выводу формулы корней квадратного
уравнения,
развивать умение анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы,
научить отстаивать свою и принять точку зрения другого человека, воспитывать
культуру общения,
повысить интерес и мотивацию учащихся к учению,
развивать творческие способности и активизировать мыслительную деятельность
учащихся в нестандартной ситуации,
развивать интерес к предмету и умение получать удовольствие от совместной
умственной деятельности,
воспитание активной, творческой личности.
Оборудование: карточки с заданиями и таблицы для работы в группах, карточки с
домашним заданием, плакат с правилами ведения спора-диалога, портативная документ-
камера для презентации выступлений групп.