"Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет"

Автор: Мирзоназарова Яна Рахмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 258"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет"
Дата публикации: 20.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период

кризиса 3-х лет
В теории педагогики и в педагогической практике последнего десятилетия активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к детям дошкольного возраста. Поэтому проблему психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет мы относим к разряду малоизученных. Понятие «сопровождение» обозначает «действие, сопутствующее какому- либо явлению». Этимологически он происходит от слова «сопровождать», которое имеет несколько содержательных трактовок. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия. Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Сопровождение - психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении. Словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие «сопровождение» следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо. Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого.
Сущность понятия «взаимодействие» раскрывается по-разному, но все авторы связывают это понятие с отношениями субъектов в общей деятельности. Для решения проблем развития различными авторами выделяются разнообразные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество. Считается, что в совокупности они отражают психолого-педагогическую составляющую сопровождения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия. Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В упрощенной трактовке: сопровождение может быть определено, как помощь ребенку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Ю. Слюсарев трактовал понятие «сопровождение» как недирективную форму оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие
самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, Л. Митина рассматривают сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение понимается ими как системная интегративная технология социально-психологической помощи личности и как один из видов социально-психологического патронажа. Сопровождение в психологии предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей и самим собой. Исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Под психологическим сопровождением также понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам человек. Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают: - процессуальность; - недирективность; - погруженность в реальную жизнь человека. Обобщая можно сказать, что в психологическом контексте сопровождение рассматривается как совокупность недирективных методов оказания помощи при формировании качественно новых конструктивных отношений человека, которые основаны, в первую очередь, на принятии самого себя, осознании
собственных эмоций и переживаний. Сопровождение изменений внутреннего мира в психологическом контексте становится первичным. Таким образом, сопровождение в психологии - это: - во-первых, один из видов целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; - во-вторых, интегративная технология, в основе которой лежит создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и, в результате, эффективного выполнения отдельным человеком своих основных функций; - в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи; - в-четвертых, метод, обеспечивающий помощь в совершении выбора в различных жизненных ситуациях. Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. Источниками создания данной концепции послужили исследования и опыт оказания комплексной помощи детям в специализированных учреждениях, а также опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов, взаимодействующих с детьми в системе образования. В основе данной концепции лежит системно- ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения. Е.И. Казакова (1995–2001) в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития – это средство реализации
процесса сопровождения. В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность сопровождения; стремление к автономизации. Основная задача сопровождения - создание ситуации развития, в которой ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы. Цель психолого-педагогического сопровождения - формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить. Достижение этой цели невозможно без сформированности и созревания определенных функциональных (психофизиологических) структур, обеспечивающих реализацию данных способностей. В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается некоторыми исследователями с позиции сохранения психологического здоровья детей. Понятие «психологическое здоровье», введенное И.В. Дубровиной, означает совокупность всех психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности. Такое содержание данного понятия подразумевает равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой. Однако оно не раскрывает механизмов достижения равновесия. На наш взгляд,
психологическое здоровье обеспечивается целым комплексом психических явлений на протяжении жизнедеятельности человека. Консультативная и просветительская работа педагога и психолога в ДОУ (М.Р. Битянова, Д.В. Лубовский, Е.И. Казакова, Т.И. Чиркова и др.) будет разворачиваться в трех направлениях: сбор и учет информации о развитии ребенка; разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с ребенком; проектирование системы психолого-педагогического сопровождения детей. Мы считаем, что в первом случае решаются вопросы возрастного и индивидуального развития, а во втором – вопросы содержания и стиля взаимодействия с отдельным ребенком или возрастной группой, что является отправной точкой для разработки участниками сопровождения стратегии и тактики собственной деятельности в рамках данной модели. Мы считаем, что психолого-педагогическое сопровождение – это целая система организации помощи ребенку в решении проблем, связанных с его психическим и социальным развитием. Такое понимание психолого-педагогического сопровождения позволяет нам утверждать, что в основе педагогического сопровождения лежит реализация потребностей человека в другом человеке, взаимосвязи взрослого и ребенка. Когда речь идет о детях дошкольного возраста, особое значение имеет субъект–субъектная взаимосвязь, в которой реализуется духовный обмен между педагогом и ребенком. Эта связь не достигается, а всегда становится, всякий раз подтверждая существование каждого в личностном пространстве другого. Для педагога это подтверждение осуществляется через привязанность к ребенку, понимаемую как душевную обращенность к нему. С учетом всего сказанного можно утверждать, что ведущей целью психолого- педагогического сопровождения является активизация сильных сторон его субъектов. Достижение этой цели предполагает решение ряда общих и частных задач всей системы психолого-педагогического сопровождения. Общие задачи определяются характером сопровождения и сводятся к
установлению между взрослыми и детьми качественных взаимоотношений, в которых находит выражение личная привязанность, безусловное принятие друг друга, имеющее устойчивый и продолжительный характер. Решение этой задачи представляется столь же необыкновенно сложным, как и важным, потому что только сопровождение создает возможность индивидуального развития каждого ребенка. Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально- психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Проблема индивидуального сопровождения детей представляет собой наибольшую значимость и актуальность для личностного развития детей. Мы определили проблемы психолого-педагогического сопровождения детей: недостаточность научных, методических и технологических материалов, обеспечивающих процесс сопровождения – отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения детей в практической деятельности, недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения; неспособность родителей оказать поддержку ребенку – некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей, ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений. Психолого-педагогическое сопровождение детей позволит организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка. Мы считаем, что развитие ребенка в период кризиса 3-х лет должно стать предметом развернутой модели психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОУ. Для ее реализации необходима команда единомышленников,
специалистов в своей области. В дошкольном образовательном учреждении таковыми являются: старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги, работающие в возрастных группах, медицинские работники, логопеды. Задачей психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3- х лет является совместная деятельность всех специалистов ( в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и.т.д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей во взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. В основу психолого-педагогического сопровождения детей положены следующие принципы: 1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребенка. 2. Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы. 3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка. 4. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. 5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения. Таким образом, решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: 1. Профилактика - это одно из основных направлений деятельности, которое
позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей. 2. Индивидуальная и групповая диагностика (скрининг). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во – первых, так как педагоги-психологи и воспитатели отслеживают норму развития ребенка, и знают кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, они могут выделить актуальные проблемы дошкольного детства (например, адаптация к дошкольному образовательному учреждению, возрастные кризисы и др.) 3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – осуществляется, как правило, по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями. 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая). 5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
6. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Утверждение парадигмы развивающего, личностно- ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов. Необходимо отходить от модели, когда педагог- психолог действует в одиночку, следует объединить усилия всего педагогического коллектива, а для этого важно оснащение педагогов антропо - и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения. 7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). Приоритетными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению детей в период кризиса 3-х лет являются: диагностика, направленная на выявление детей, вошедших в период кризиса 3-х лет, осуществляемая психологом, педагогами; коррекционно-развивающая работа направлена на детей, вошедших в период кризиса 3-х лет, с целью коррекции кризисных переживаний, формирования положительного отношения ко взрослым; осуществляется коррекционно-развивающая работа психологом, педагогами и родителями; консультирование ориентировано на педагогов и родителей, осуществляется психологом; просветительская работа направлена на родителей и педагогов и осуществляется психологом. Наша модель психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет включает такие методы, как игровая терапия, сказкотерапия, чтение художественной литературы.
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды; Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, важен правильный подбор художественных произведений.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно- ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей детей 3-х лет. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса 3-х лет должно представлять собой комплексную модель психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрирует диагностику, коррекционную и просветительскую работу, с другой стороны, включает в модель сопровождения всех субъектов: детей, родителей, педагогов, психолога. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса 3-х лет направлено на коррекцию кризисных переживаний ребенка 3-х лет, формирование положительного отношения ко взрослым. В рамках планируемых мероприятий должна осуществляться организованная, систематическая, профессиональная психолого-педагогическая помощь детям в решении проблем, связанных со становлением личности и психолого- педагогическое просвещение педагогов и родителей в данном направлении деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи детям в решении задач развития, воспитания, социализации, просвещении педагогов и родителей. Кризис 3-х лет – это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становится неуправляемым в период кризиса 3-х лет, поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу,
работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической компетентности родителей. Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в кризисный период актуальна в условиях и дошкольного и семейного воспитания. И требует ее совместного решения, как со стороны педагога- психолога, так и со стороны педагогов и родителей. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Таким образом, реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом.
Список литературы:
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В.Куренкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208с. 2. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995. – 27 с. 3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб.,1998.
4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001. – 1237 с. 5. Михайлова Н.П., Коваленко Е.Г. Квалифицированные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребенка // Народное образование. – 1998. – №6. – 4 с. 6. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. – 1990. 7. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. - 144с.
Сказкотерапия

Консультация

родителей

Консультация