Напоминание

"РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ М.МОНТЕССОРИ"

Автор: Гончарова Зоя Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Светлячок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ М.МОНТЕССОРИ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок»
«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

М.МОНТЕССОРИ»
Подготовила: Гончарова З.С., воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Светлячок» Старый Оскол 2015
В условиях развития вариативности дошкольного образования в последнее время происходит внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Растет интерес педагогов-практиков к опыту зарубежных педагогических систем. Поэтому
актуальность
включения в образовательный процесс элементов педагогической системы М. Монтессори состоит в том, что игры с дидактическими материалами способствуют чувственному восприятию действительности, что в свою очередь составляет главную основу умственного развития. Мозг ребенка - это сложный самообучающийся биокомпьютер, который получает информацию через чувственные сенсоры. Эта информация систематизируется и накапливается, и, когда этой информации становится достаточно он делает выводы и приходит понимание. К сожалению, многие современные игры только развлекают, но не обучают. Поэтому и нужна специально подготовленная развивающая среда. Т.е. ребенок определенным образом действует с теми или иными предметами, добиваясь точного их использования (строит розовую башню, коричневую лестницу или выкладывает пары цветных табличек) и сам того не замечая учится сравнивать, разделять, объединять и анализировать.
Ведущая педагогическая идея
- максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, всестороннее гармоничное развитие в соответствии с природным ритмом самого ребенка.
Новизна
опыта заключается в создании системы применения методов и приемов в формировании и развитии сенсорного восприятия у детей с помощью дидактических материалов М.Монтессори.
Цель
работы – создание условий для самостоятельной и групповой (подгрупповой) работы с дидактическими материалами на основе сенсорных упражнений по методу М.Монтессори.
По методу сенсорного воспитания М.Монтессори ребенок сам себя воспитывает, т.к. контроль над ошибками находится внутри материала, поэтому воспитателю остается лишь наблюдать за работой ребенка. В современной практике придумано немало дидактических материалов, помогающих развитию сенсомоторики маленьких детей, но Монтессори- материалы строго соответствуют не замыслу или придуманной взрослым человеком технологии, а сенситивному периоду утончения чувств, который переживает их пользователь. Дидактические пособия Монтессори – это не игрушки, а реальные, постоянно встречающиеся в жизни вещи и формы. Все входящие предметы должны быть эстетичными, экологически чистыми. Главное условие: каждое пособие должно быть автодидактичным, т.е., приспособленным к самостоятельной работе ребенка. Но у каждого пособия есть заведомо понятная, пошагово выстроенная, точная осмысленная взрослым презентация, содержащая алгоритм повторного действия, чтобы ребенку было легко работать самостоятельно после презентации. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости их поверхностей, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. А также служит базой для изучения биологии, географии, математики и овладения письмом. Для ребенка очень важны сенсорные впечатления, и чем больше он их получит, сопоставит и отработает, тем большее количество понятий им будет прочувствовано. Для обогащения активного словаря ребенка новыми понятиями используется
«метод трехступенчатого урока».
1 ступень.
«Это ----.»
Представляя дидактический материал, следует говорить ребенку названия предметов, свойств или количеств. Новые термины повторяются несколько раз, вовлекая в работу не только слуховое, но и зрительное, тактильное, «стереогностическое» восприятие ребенка, его барическое чувство или мускульную память. Например:
При запоминании названий геометрических тел, ощупываю их со всех сторон обеими руками, поочередно даю ребенку, чтобы он повторил мои действия и назвал их: «Это – куб. Это – шар. Это – конус». Для ознакомления с названиями цветов, показывая цветную табличку, говорю: «Это – белый. Это – синий. и т.д.» 2 ступень. Я даю ребенку задания
«Дай мне ----. Покажи мне ----».
Выполняя эти задания ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Задания даются в достаточном объеме для лучшего запоминания новых понятий. Применяемые при этом предметы несколько раз перемешиваются. На примере работы с геометрическими телами ребенку можно предложить «Положи, пожалуйста, куб в корзину. Поставь конус на стул. Положи шар на ладонь левой руки и т.д.» Первая и вторая ступени служат для обогащения пассивного словаря. 3 ступень.
«Что это? Какой это? Сколько это?»
Новые термины переходят из пассивного словаря в активный. Указывая на предмет, задаю вопрос, касающийся его названия, какого либо свойства или представленного им количества. Подобные вопросы повторяю несколько раз, перемешивая их перед следующим вопросом. Например: цветные таблички, геометрические тела, кубы розовой башни или цветные цилиндры и цилиндры с шишечками из блоков, несколько раз перекладываются, меняется расположение относительно друг друга, проверяется, насколько хорошо ребенок запомнил новые термины. Рассмотрим, какие базовые понятия формируют некоторые сенсорные материалы. Все эти материалы дают представление о десятичной системе (всех элементов в материалах по 10), они складываются по определенным правилам в сериационные ряды:
Розовая башня
– понятный критерий величины (большой - маленький). Косвенно утончается зрительное восприятие, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд. Рождаются представления, а затем и понятия: «большой – маленький», «больше, чем…., меньше, чем….», подготовка к математике.
Розовая башня состоит из десяти деревянных кубов, длины ребер которых уменьшаются на 1 см. Упражнения с розовой башней представляют собой разнообразное построение кубиков по принципу «большой – маленький». Но это только на первый взгляд кажется, что из розовой башни можно строить только собственно башню. На самом деле у этого материала много возможностей. Кубы можно раскладывать по проекциям, которые можно самостоятельно сделать, можно строить замысловатые фигуры по схемам, которые также изготавливаются педагогом - это могут быть фотографии или нарисованные карточки. Кубы можно строить на коврике по диагонали, по кругу, «лестницей», развернув четные кубы на 45 градусов. Поняв основной принцип, ребенок придумывает собственные варианты работы с кубами. В работе также проводится трехступенчатый урок. А после проводится игра на двух ковриках. На один кладется средний куб, на второй – остальные в хаотичном порядке. Я прошу принести куб меньше или больше этого. Можно играть с розовой башней с группой детей. Для этого дети садятся в круг, раздаю каждому ребенку куб, предлагаю ощупать, осмотреть его, посмотреть на кубы у детей рядом и выйти в центр ребенку, у которого оказался самый большой куб. Ребенок выходит и ставит куб в центре коврика на подставку и т.д. пока башня не завершится самым маленьким кубом.
Коричневая лестница
– понятный критерий толщины (толстый – тонкий). Утончается зрение посредством различения размеров призм, происходит координация движений, концентрация внимания, развивает глазомер, строится сериационный ряд, подготовка к математике. Коричневая лестница представляет собой десять призм, окрашенных в коричневый или черный цвет. Длины ребер боковых сторон призмы уменьшаются на 1 см. Большинство построений делается слева – направо и сверху – вниз. Это связано в дальнейшем с порядком расположения слов при письме и чтении. Можно сказать о косвенной подготовке руки ребенка к письму. Упражнения с коричневой лестницей аналогичны упражнениям с розовой башней. Это и работа по проекциям и построение по схеме и без нее.
Еще коричневая лестница может «петь». Это упражнение так и называют «поющая лестница». Если пустить по «ступенькам» металлический или стеклянный шарик или провести клавесом, то вы услышите очень красивый звук. Дети просто обожают делать это. Но самое главное волшебство начинается в тот момент, когда мы начинаем работать с коричневой лестницей и розовой башней вместе. Два этих материала дают огромные возможности для конструирования. Для групповой работы в круге дети садятся на стульчики, и перед каждым кладется призма. Далее прошу ребенка, у которого самая толстая призма, подвинуть ее в центр круга. После дети зрительно определяют у кого следующая по объему призма. Этот ребенок приставляет свою призму к первой и игра продолжается. Если детей в группе много, можно раздать призмы коричневой лестницы и кубы розовой башни.
Блоки с цилиндрами вкладышами -
представляют собой четыре деревянных коробочки с отверстиями, в каждое из которых вставляются соответствующие цилиндры с «ручкой». Каждый блок имеет свой принцип построения сериационного ряда. В блоке А цилиндры совпадают по диаметру, но меняются по высоте от высокого до низкого. В блоке B - цилиндры одинаковой высоты но разного диаметра от толстого к тонкому. В блоке C – цилиндры меняются по диаметру, высоте и глубине отверстия блока от большого к маленькому. Блок D – блок с цилиндрами обратный блоку С. Размер цилиндров меняется от меньшего к большему. С помощью этого материала ребенок учится зрительно воспринимать величину предмета, сопоставлять цилиндры с отверстием (находить пару). Знакомится с понятиями «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий». Развивается моторика: ребенок каждый раз берет цилиндр тремя основными пальцами, тем самым подготавливая руку к письму. В блоках по 10 цилиндров разной величины, значит ребенок косвенно знакомится с десятичной системой исчислений, и объемными геометрическими телами (цилиндрами).
Начинаю презентацию с блока В, т.к. в нем размеры цилиндров по величине наиболее контрастны. Сначала все цилиндры слева – направо по одному вынимаю из отверстий, отмечаю взглядом разницу их размеров, можно вдоль них провести пальцем, отметив ряд от толстого к тонкому, далее также слева направо вставляю цилиндры по одному в отверстия. После презентации можно перевернуть блок или перемешать цилиндры в хаотичном порядке, это усложнит задачу. Работа с двумя, тремя и четырьмя блоками вызывают ещё больший интерес у детей. Для этого блоки ставятся на стол в форме треугольника или квадрата, в центр ставим все цилиндры, перемешивая их между собой. Высший пилотаж - это собирать все блоки одновременно или с закрытыми глазами. Еще один материал, о котором я хочу рассказать
- цветные цилиндры

-
состоит из четырех коробочек с цилиндрами разных цветов, которые совпадают по величине с цилиндрами в блоках: блок А – синие цилиндры, блок В – красные, блок С – желтые, блок D - зеленые. Прямая цель этого материала – выстроить ряды цилиндров по принципу уменьшающейся величины и сравнить сериационные ряды. Косвенно идет подготовка к изучению математики, экспериментирование с величинами. Детям нравится, что крышки коробок тоже цветные и они с удовольствием берут их для работы. Цилиндры можно выстраивать в сериационные ряды, но это гораздо сложнее, чем с блоками - вкладышами, т.к. уже нет контроля ошибок в виде соответствующего отверстия. Презентацию следует начинать с красной и желтой коробки. Работа предполагается на столе или на коврике. Крышки с коробок снимаются и кладутся около них справа. Цилиндры ставятся аккуратно на крышку своего цвета. Затем выстраивается ряд от самого большого к самому маленькому, учитывая, что красные цилиндры уменьшаются по двум измерениям. В процессе построения ребенок сравнивает цилиндры, выбирая каждый раз самый большой по величине. Далее можно построить и сравнить 4 башни разного цвета, так чтобы они
ставились посередине, затем сместить цилиндры вправо или влево, можно сместить так чтобы башня была похожа на спираль. Можно строить из цилиндров разные замысловатые фигуры по схемам и без. Или же можно построить «заборчик» из цветных цилиндров, располагая их друг на друге в правильном порядке. Очень нравится детям сравнивать цветные цилиндры с цилиндрами с шишечками из блоков и найти одинаковые по величине. В групповой игре выстраиваются сериационные ряды цилиндров, из которых осторожно вынимаются цилиндры через один или два, раздаются детям в хаотичном порядке и предлагается каждому ребенку найти свой домик в ряду. И последний материал, который я хочу представить это
биномиальный и триномиальный кубы.
Они представлены в виде раскладывающихся деревянных коробок, имеется крышка с контрольной картинкой. В коробке с биномом в два слоя составлены 8 призм и кубиков. В коробке с триномом в три слоя составлены 27 кубиков и призм. В работе с этим пособием решается последовательно несколько задач. Главная: собрать разобранный куб так, чтобы со всех сторон картинка совпадала с контрольной. Картинка на крышке - это геометрическое выражение формулы квадрата суммы двух чисел (в биноме): (a+b) 2 и выражение формулы квадрата суммы трех чисел(в триноме): (a+b+c) 3 В игре с этим материалом формируется визуальная картина расположения предметов и запоминание их количества и порядка, т.к. кубы кладутся в определенном порядке, в связи с чем возникает большой разноцветный куб. Ребенок собирает биноминальный или триномиальный кубы, сравнивая грани призм и кубиков, прикладывая их один к другому: красный – к красному, синий - к синему, черный – к черному. Чтобы получился исходный куб, ребенку приходится подбирать эти призмы и кубики еще и по размеру. Он вынужден тщательно анализировать собственные действия, что наилучшим образом способствует развитию детского мышления.
Сам куб воплощает собой формулу куба суммы двух чисел и трех чисел. Но детям дошкольного возраста этого пока знать не обязательно. Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Важной составляющей успешной работы является участие родителей. Поэтому следует проводить беседы об особенностях методики М.Монтессори, разрабатывать консультации по созданию подготовленной среды в домашних условиях, на родительских собраниях регулярно озвучивать достижения детей и предлагать дидактические игры для ознакомления родителей с возможными упражнениями и играми, которые возможно изготовить дома своими руками.
Используемая литература:
1. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 65 лет/ М. Монтессори. 2. Упражнения с Монтессори – материалами» под ред. Е.Хилтунен, М.; 1998г. 3. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. - Пг.: Время, 1924. - 82c. 4. Хилтунен Е.А. «Монтессори –педагогика», М.; 2003. 5. Хилтунен Е.А. Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов.Народная книга. – 2013.- 348с 6. Монтессори М., Самовоспитание и самообу чение в начальной школе. – М., 1994. 7. Монтессори М. Воображение // Мир образо вания. – 1996. – № 9. 8. Домашняя школа Монтессори. – М., 1997. 9. Сорокова М.Г. / «Жизненная практика» и сен сорное развитие дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998. 10. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку по строить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). – М., 1999.