Автор: Халилова Севиль Вейсовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ№6" МОРФ
Населённый пункт: Таджикистан Душанбе
Наименование материала: Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 классе
Тема: "Применение интеграла".
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
Открытый урок
по алгебре и началам
анализа в 11 классе
на тему: «Применение
интеграла»
∫
а
b
f
(
x
)
dx
Провела: учитель математики
Халилова С.В.
План урока алгебры и начала анализа в 11-ом классе по теме:
«Применение интеграла»
с использованием технологии развивающего обучения
через решение задач.
Тема урока
Применение интеграла.
Цели урока
– активизация познавательной деятельности при разборе задач на
применение интеграла;
- научить учащихся применять интеграл при нахождении площади
криволинейной трапеции и объема тел вращения;
- показать, как применяется интеграл в сельском хозяйстве;
-выявить
связь
математических
понятий
с
практической
деятельностью человека;
-воспитывать внимательность, культуру построения чертежей:
-развивать логическое мышление.
Задачи урока
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
- уметь применять
теоретический материал при
решении задач;
-выявить связь
математических понятий с
практической
деятельностью человека.
-развитие и укрепление
интереса к математике;
-развивать математические
способности,
сообразительность,
любознательность,
логическое мышление,
навыки аргументированной
речи.
- формировать
ответственность за
конечный результат;
-воспитывать культуру
математического
мышления, познавательный
интерес, показывая красоту
решения математических
задач, их стройность,
логичность.
Образовательная
технология
Технология развивающего обучения (обучение навыкам
логического мышления).
Тип урока
Комбинированный.
Методические работы
- творческий
– частично–поисковый.
- научно-теоретическое обобщение;
- репродуктивный;
- наглядный.
Формы урока
Мини-конференция
Оборудование
Чертежные принадлежности, рисунки, карточки,
презентации: «Исторические сведения об интеграле»;
«Интеграл на картофельном поле»; «Интеграл и
водохранилища»; «Решение задачи на определение
времени половинного опорожнения заполненной водой
горизонтальной цилиндрической цистерны»; «Решение
задачи на определение количества воды, протекающее в
единицу времени через водослив с выемкой в форме
прямоугольного треугольника".
.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Универсальные
учебные действия
1. Организационный
момент.
Объявление темы.
Отметила
отсутствующих.
Знакомство с целями
урока. Активизация
учащихся к работе.
Приветствуют учителя.
Внимательно слушают
учителя.
Коммуникативные:
определение цели,
функции участников
урока.
2.Актуализация
Повторение темы:
«Интеграл»
(фронтально).
Учащимся задаются
вопросы по данной
теме.
.Отвечают на поставленные
учителем вопросы.
Личностные:
овладение основными
способами
поставленной цели.
3. Презентация
фильма
«Исторические
сведения».
Постановка
познавательной задачи.
Знакомство с
познавательной задачей при
просмотре фильма
Познавательные.
Решение поставленных
задач.
4. Презентация
«Интеграл на
картофельном
поле».
Постановка
познавательной задачи.
Знакомство с познавательной
задачей при просмотре
фильма.
Познавательные.
Решение поставленных
задач.
5. Презентация
«Интеграл и
водохранилища».
Постановка
познавательной задачи.
Знакомство с познавательной
задачей при просмотре
фильма.
Познавательные.
Решение поставленных
задач.
6. Презентация
«Решение задачи на
определение
времени
половинного
опорожнения
заполненной водой
горизонтальной
цилиндрической
цистерны»
Постановка
познавательной задачи.
Знакомство с познавательной
задачей при просмотре
фильма.
Познавательные.
Решение поставленных
задач.
7. Презентация
«Решение задачи на
определение
количества воды,
протекающее в
единицу времени
через водослив с
Постановка
познавательной задачи.
Знакомство с
познавательной задачей при
просмотре фильма.
Познавательные.
Решение поставленных
задач.
выемкой в форме
прямоугольного
треугольника»
8. Итоги Мини-
конференции
Контроль и
корректирование
ответов учащихся при
дискуссии презентаций.
Выступления учащихся по
данным презентациям
Коммуникативные.
Сотрудничество в
группе, учатся слушать
и вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем,
логическая цепь
рассуждений.
9. Практическая
работа. (Работа в
группах)
Раздала карточки с
заданиями на
Вычисление площади
криволинейной
трапеции и объема тел
вращения с помощью
интеграла, дала
инструктаж о
выполнении.
Решают в группах на листе
формата А-3, решения
выносят на доску, объясняя
ход решения.
Коммуникативные.
Сотрудничество в
группе.
10. Домашнее
задание.
Дала инструктаж о
выполнении. П. 31,
№4(3), №5(3) стр.206
Запись домашнего задания в
дневники.
Познавательные.
11. Итоги урока.
Рефлексия.
Подводятся итоги
урока.
1.Оценивание
учащихся.
2.Отмечаются активные
учащиеся.
3.Заключительное
слово учителя.
Слушание результатов.
Отвечают на вопросы:
какие этапы урока вам
понравились, какие вызвали
затруднения?
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и
позицию, задают
вопросы, используют
речь для регуляции
своего действия.
Познавательные:
умение обобщать
Личностные:
способность к
самооценке
Данный урок по теме
разработан с учетом
требований ФГОС.
Ход урока
1.
Организационный момент. 1-2 мин.
Отметить отсутствующих, ознакомить учащихся с целью урока, активизировать к
работе.
2.
Актуализация. 3мин.
Повторение темы «Интеграл»
1)
Дать определение интеграла.
S
n
при n → ∞стремится к некоторому числу .
Это число называютинтегралом функции
.
2)
Какие интегралы вы знаете?
Определенные и неопределенные.
3)
Назовите формулу Ньютона –Лейбница.
∫
а
в
f
(
x
)
dx
=
F
(
b
)
−
F
(
a
)
4)
Что нужно хорошо знать, чтобы вычислить интеграл?
Таблицу первообразных.
3.
Презентации 20 минут
Ученики представляют свои презентации.
1)
«Исторические сведения».
2)
«Интеграл на картофельном поле».
3)
«Интеграл и водохранилища».
4)
«Решение задачи на определение времени половинного опорожнения
заполненной водой горизонтальной цилиндрической цистерны»
5)
«Решение задачи на определение количества воды, протекающее в единицу
времени через водослив с выемкой в форме прямоугольного треугольника".
4.
Итоги Мини-конференции. 5 мин.
Учащиеся обсуждают презентации, выявляют положительные стороны, а также
недостатки. Вносят свои добавки в применении интеграла.
5.
Практическая работа. 3-5 мин.
Учащиеся работу выполняют в группах.
Задание 1-ой группе:
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
у=
x
2
; y
=
0 ; х
=
2
Ответ:
2
2
3
кв .ед .
Задание 2-ой группе:
Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс фигуры,
ограниченной линиями
У=2х, х=0, х=2, у=0 Ответ: 10
2
3
π куб . ед .
Задание 3-ой группе:
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
у=
х
3
, у
=
8 , х
=
1
Ответ: 3,75 кв. ед.
Задание 4-ой группе:
Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс фигуры,
ограниченной линиями
У=
√
х , х
=
1 , у
=
0
Ответ: 0,5
π куб . ед .
Задание 5-ой группе:
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
у=
x
2
; y
=
0 ; х
=
3
Ответ: 9 кв. ед.
Задание 6-ой группе:
Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс фигуры,
ограниченной линиями
у=3х, х=0, х=1, у=0 Ответ: 3 куб. ед.
6.
Домашнее задание. Инструктаж. 2 мин.
П. 31, №4(3), №5(3) стр.206
7.
Итоги урока. Рефлексия. 3 мин.
1. Оценивание учащихся.
2. Отмечаются активные учащиеся.
3. Заключительное слово учителя.